Поиск

читательский дневник. январь


1. Жаклин Уилсон «Разрисованная мама». Книга о том, каково быть дочерью хиппи. Свободная, творческая, раскрепощенная мать — ненадежная, взбалмошная, плохо приспособленная к жизни. Двум ее дочкам приходится рассчитывать только на себя — такую маму можно любить, но на нее нельзя положиться. Прочла за полночи в плацкарте, как проглотила. Очень впечатались образы финала.

2. Наум Ним «Юби». Книга, очень рекомендованная Дмитрием Быковым. Она чем-то похожа на его недавний «Июнь». Части книги рассказаны разными людьми, и все они с разных сторон описывают всего один день — 28 мая 1986 года, день приземления немецкого летчика Матиаса Руста на Васильевском спуске у Кремля, — день этот кажется огромным, почти бесконечным, день перемалывает людей в мясорубке, подростки-инвалиды, преподаватель-диссидент, стукач-гэбист, и все с говорящими именами — Недоделок, Недомерок, Недобиток, Недоумок, — все стоят на пороге новых времен, но жить продолжают по жестоким правилам времени прошедшего.

3. Марина и Сергей Дяченко «Долина Совести». Отличный замысел и увлекательнейшая реализация. Это история человека, который вызывает мощную зависимость у других людей. Пока они вместе — учатся, живут, работают, — все происходит как обычно. Но стоит ему покинуть их на время — и привыкшие к нему обречены на серьезную ломку, которую не всегда удается пережить. Совесть подсказывает ему — не привязывай, беги, всё время беги, пока не успел навредить. Но это не так просто.

4. Марина и Сергей Дяченко «Ритуал». И еще одна история Дяченок, уже больше похожая на сказку. Про дракона, похитившего принцессу. Недобровольно похитившего — так ему предписано законом предков. Никому не нужную принцессу — которую никто не стремится спасать. Оба они потеряны, оба близки к отчаянию, оба скованы рамками чужих ритуалов. Сказка выйдет невеселой.

5. «Православный календарь-2015. Притчи». В январе я жила в монастыре, эта книга лежала в моей келье на подоконнике. Христианские притчи — это оказалось очень круто. Дзен-буддистские я недолюбливаю, в них вечно все завязано на абсурд — а в этих емкая образность не сильно удаляется от человеческой логики. А совет, который мне дала эта книга, раскрытая наугад, — «Надо зажечь беду вокруг себя». Надо так надо, зажечь я всегда готова.

6. Дмитрий Быков «Орфография». После множественных рекомендаций я решилась взяться за «Орфографию» второй раз — ее называют одной из лучших книг Быкова, и я люблю Быкова, но у меня почему-то не получилось в прошлый раз ей увлечься, бросила в начале. В этот раз продвинулась дальше, дочитав до половины. И снова аут, не идет. Не понимаю, в чем загвоздка. Прекрасный язык, интересные времена, сложные персонажи — и все-таки в этот художественный мир мне не проникнуть.

7. Джаннет Уоллс «Дикие лошади». Это приквел «Замка из стекла». В «Замке из стекла», как и в первой книге этого отчета, дети выживают в дисфункциональной семье, где родители слишком свободны, чтобы быть хорошими родителями. А «Дикие лошади» — история предыдущего поколения этой семьи. Настоящая, биографическая. Джаннет Уоллс рассказывает здесь о судьбе своей бабушки, женщины сильной, своенравной, упорной и талантливой, которая родилась и жила на ранчо и пережила самые суровые времена.

8. Софья Багдасарова «Омерзительное искусство». Эта книга жж-юзера shakko-kitsune — нечто крайне своеобразное. Здесь она рассказывает древние мифы, опираясь на произведения классического искусства и классифицируя происходящие истории по видам специфических пороков, присущих богам — поедание младенцев, переодевание в женскую одежду, инцест. При этом рассказывает, щедро рассыпая по мифу реалии нашего времени — Геракл там может звонить отцу по мобилке и объяснять, что не пойдет в таком виде на дискач. Это сперва вызывает отторжение — перебор все-таки очень сильный, при том что сама игра в примитивизацию сложного и опускание возвышенного мне совершенно не претит — в ней интереснее быть участником, чем зрителем. Впрочем, когда первичное возмущение спадает и к стилю удается привыкнуть, интерес таки вспыхивает — но до конца книги не держится, стихает.

9. Игорь Маранин и Оксана Аболина «Подмастерье». Довольно бесхитростная постапокалиптика. Нам показан мир через много лет после катастрофы — есть города под куполом, где четкая система баллов, идеальное государство, вот это все, есть деревни за куполом — натуральное хозяйство, мутанты, опасности и божья вера. Мораль проста, как валенок и, думаю, ее глупо озвучивать даже после двух строк аннотации — а уж целую книгу ради этого читать и вовсе ни к чему.

10. Георгий Данелия «Кот ушел, а улыбка осталась». Это третья книга прекрасного советского режиссера Гии Данелии, до ее прочтения я успела полюбить первые две — «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна». Данелия вспоминает здесь истории создания фильмов «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна»: веселые байки и яркие кадры творческого быта, забавные приключения и перипетии профессии; читать очень здорово. chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий