Поиск

Вагнер «Тристан и Изольда»


"От ненависти до любви один шаг" — правда в опере Вагнера "Тристан и Изольда" любовь возникает не сама по себе, а благодаря волшебному зелью…

Это произведение давно меня влекло, очень хотелось услышать лучшую оперу композитора.
Легенда известна мне еще со студенческих времен: юный Тристан везет на корабле для своего дяди невесту Изольду. По ошибке или случайности оба выпивают зелье, и между ними вспыхивает любовь. Ничем хорошим, естественно, это не заканчивается.

Работа над оперой началась в 1854 году, Вагнер мечтать создать гимн любви, а в его личной жизни в этот момент бушевали страсти, не уступающие по накалу средневековой легенде. «Хотя мне не дано было никогда испытать настоящего счастья любви, я все же хочу поставить памятник этой красивейшей утопии — такой памятник, в котором все, от первого до последнего штриха, будет насыщено любовью. Черным флагом, который реет в последнем акте, прикрою себя самого и — умру!» — писал Вагнер.

Премьеры композитор ждал 6 лет! Многие театры отказывались ставить ее из-за слишком новаторского стиля и необычности произведения. Так Венская опера отказалась от него в 1863 году, несмотря на 77 проведённых репетиций; Алоиз Андер, предполагаемый исполнитель партии Тристана, вскоре после этого потерял голос и сошёл с ума.
В этом произведении нет легкости и повторов, как в итальянской опере, тут присутствуют длинные арии и практически нет дуэтного пения.

Для неподготовленного слушателя эта музыка тяжела для восприятия, но я ни минуты не пожалела, что все-таки пошла. Мне очень давно хотелось услышать это произведение, немецкий оперный стиль мне интересен, хотя и непривычен.

Роль Изольды исполняла Ольга Терентьева, а Тристана Михаил Губский, но тут однозначно женские партии мне понравились больше.
По сюжету король Марк, дядя Тристана, прощает возлюбленных, но весть о прощении приходит слишком поздно: Тристан тяжело ранен и вскоре умирает.
И вот образ короля Марка, показанный в этой постановке, у меня никак не связался ни с историей, ни с либретто оперы. Почему-то режиссер Никола Рааб решил изобразить короля таким тираном, по крайней мере, костюмы короля и его свиты, свет, игра наталкивают именно на такие ассоциации. Но сюжетно этот образ никак здесь не виден. Наоборот, король проявляет редкое по тем временам благородство. В общем, тут я реально не поняла, почему так. Для меня костюмы явились той самой точкой преткновения, если где-то найду потом информацию о замысле режиссера, буду рада.

Смерть Изольды показана в опере очень символически. Кстати, в поздних версиях этой легенды все закончилось вполне благополучно и Изольда с Тристаном остались живы.

За приглашение спасибо театру "Новая Опера", сообществу moskva_lublu и tina_luchina
Все фотографии я взяла с сайта театра. ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий