Поиск

«Отцы и дети», МХАТ им. М.Горького, 20.02.2019


Знаете, мне всегда трудно писать отзывы на типично классические качественные постановки. «Отцы и дети» во МХАТ им.М. Горького – очередной пример именно такого спектакля. На сцене царит именно атмосфера 19 века, века И.С.Тургенева.

Все фото — с сайта Театра
http://www.mxat-teatr.ru/repertuar/otcy-i-deti_0__99

Прежде всего хочется, конечно же, выделить сыгравшего Базарова Николая Коротаева. Такой насмешливый нигилист, отрицающий все законы природы, все чувства, молодой хирург в начале. Он снисходительно относится к своему другу Аркаше Кирсанову (Юрий Ракович) и его отцу Николаю Петровичу (Антон Хомятов) и пренебрежительно – к его брату Павлу Петровичу (Александр Титоренко). Неудивительно, что между суровым приверженцем старых порядков Павлом Петровичем и Базаровым сразу же вспыхивает конфликт: как это – какой-то молодой человек будет его, Кирсанова, учить?


Семья Кирсановых – обычная семья мелкопоместных дворян, со своими секретами: дочь экономки Феничка (И.Архипова опять блистает в роли симпатичной прислужницы, как в «Зойкиной квартире») живет с Николаем Петровичем, у них ребенок, только вот он бы на ней не женился, если бы Базаров со скуки ее не поцеловал, а свидетель Павел Петрович не вызвал бы его на дуэль. Кстати, после дуэли он срочно оказывает раненому Кирсанову моментальную врачебную помощь уже не как соперник, а как доктор. Так что, может, Базаров не так уж и плох?


Все пренебрежение Базарова к людям – это всего лишь маска, и у Николая Коротаева это заметно. На самом деле он привязывается к людям, любит он мало кого, это верно, но если любит – то крепко. Он близко дружит с Аркашей, по-доброму относится к его отцу и, конечно же, очень любит своих родителей (Андрей Зайков и Лидия Матасова). Родители платят той же монетой – какое счастье для них раз в пару лет приютить приехавшего погостить Евгения и как они страдают, когда он быстро их покидает!

Конечно же, нельзя не выделить и любовную линию. С одной стороны, Одинцова в исполнении Ирины Фадиной кажется несколько старше, чем по тексту романа, но с другой – почему нет, ведь о ее возрасте в спектакле не говорится. А прекрасная вдова-аристократка удалась ей замечательно. Базаров, который вначале говорит, что не допустит, чтобы баба им управляла – быстро понимает, что влюбился, что зависим от женщины, и как его мучит его эта мысль! Тем более, что Одинцова ставит превыше всего свое спокойствие – неоднократно повторяет она это на протяжении спектакля.

Поэтому так приятно наблюдать за развитием отношения совсем юной пары – Аркаши и Катеньки, сестры Одинцовой (Кристина Пробст). Они идеально подходят друг для друга – застенчивый Кирсанов, и кокетливая Катенька, прекрасно играющая на рояле Моцарта. И, конечно, хоть они должны быть счастливы.


Горькая ирония заключается в том, что и умирает Базаров в какой-то мере от своей скрытой любви к людям (и любопытства). Заразившись от тифозного больного при вскрытии, он быстро начинает страдать от лихорадки и умирает через несколько дней. Вообще конец второго акта – это сплошные слезы, некоторые зрительницы действительно плакали. Уговоры отца Евгения причаститься, срочный приезд Одинцовой к уже почти мертвому Базарову, надежда и радость родителей на его выздоровление после ее приезда…И смерть сына. И это «Я возропщу!» Василия Ивановича, который грозит кулаком иконе, на которую ранее всегда крестился, и слезы Арины Власьевны, которая пытается удержать обезумевшего мужа. Трагедия скрашивается только финальным танцем Аркаши и Катеньки, и хочется верить, что у них все точно будет хорошо, как и у Фенички с Николаем Петровичем.

Как обычно, могу порекомендовать данный спектакль тем, кто не читал роман Тургенева, и тем, кто хочет освежить его в памяти.

За приглашение спасибо огромное сообществу блогеров moskva_lublu и лично Наталье pamsik

Ссылки: группы Театра в Фэйсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и видео-канал на Youtube
  ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий