Поиск

Новочеркасский индустриальный институт, 1936 г. Отчетный альбом. часть 3



В 1907 году в Новочеркасске был открыт Донской политехнический институт (ДПИ), сделавший город тринадцатым вузовским городом Российской империи.

На четыре факультета – механический, горный, инженерно-мелиоративный и химический было принято 150 человек. Состав преподавателей был превосходный: профессора и доценты из Варшавы, Москвы, Санкт-Петербурга и Томска читали инженерные курсы по лучшим российским и европейским программам. В числе этих курсов были и такие, как «Воздухоплавание», «Аэродинамика», «Гидростатика и гидродинамика», «Гидравлика и гидравлические двигатели» .
Н.Е. Жуковский, отец русской авиации, обращался с ходатайством в правительство об открытии в Новочеркасске, наряду с Москвой, авиационного института, в котором предполагалось создать воздухоплавательный парк с лабораториями, кабинетом, библиотекой и опытным полем; проект оценивался в сумму свыше 160 тыс. рублей
В 1925-м в ДПИ была открыта авиационная специальность, в В 1926-м появилась аэродинамическая лаборатория, которая занималась исследованием ветровых нагрузок на ангары, определением местных сопротивлений воздушных трубопроводов, конструированием ветросиловых установок.
В 1930–м году ДПИ был разделен на несколько самостоятельных институтов, и на базе его авиационного факультета был создан Новочеркасский авиационный институт (НАИ).
НАИ был образован одновременно с авиационными институтами в Москве и Харькове.

В те времена молодёжь бредила небом, а блестящий профессорско–преподавательский состав, достаточно высокое материально–техническое обеспечение, серьёзное комплектование научной литературой – всё это создавало необходимые условия для получения студентами реальных знаний и опыта.



При факультете создаётся аэроклуб, имеющий несколько самолетов ПО–2. Студенты собирают «Фарман», отрабатывая первые конструкторские идеи, проектируют и изготавливают аэросани ( из воспоминаний очевидцев, сани эти передвигались со значительной скоростью, но с большим шумом, и во время испытаний на улицах города пугали горожан).


Яркой фигурой авиационного института был доцент В.И. Левков, выпускник ДПИ. Ещё в студенческие годы он активно продвигал идею создания в ДПИ авиационного факультета с аэродинамической лабораторией. Во многом благодаря его стараниям в 1926 году механическим факультетом была построена аэродинамическая труба, вторая в Союзе (первая была создана в ЦАГИ) и единственная на тот момент в высшем учебном заведении страны. Аэродинамическая труба, безусловно, была весьма передовым научным прибором. Развиваемая ею скорость воздушного потока, до 170 км/ч, даже превышала скорость самолётов того времени, что позволяло проводить самые сложные эксперименты.

Под руководством Левкова зале электроподстанции вуза оборудуется цех, в котором было построено несколько планеров.


Сейчас мало кто знает, что именно В.И. Левков является первым в мире конструктором судов на воздушной подушке. Он предложил создать модель морского транспортного средства на воздушной подушке, которое должно двигаться со значительной скоростью по сравнению с морскими судами того времени. И эта действующая модель была выполнена и выставлялась в Крытом дворе Главного корпуса.

В 1965 году при строительстве лабораторного корпуса НПИ снесли институтский гараж, на чердаке которого нашли добротно сделанные каркасы крыльев планера, по–видимому, работы студентов авиафака. Временно их разместили на институтском складе, а потом, скорее всего, выбросили.

Аэродинамическая труба просуществовала более 45 лет. При реконструкции кафедры, в чьём ведении оказалась лаборатория, трубу разобрали в 1975 году. Материальным свидетельством былого в университете выступают сейчас лишь книги со штампами Новочеркасского Авиационного института, фотографии и воспоминания, хранящиеся в фондах НТБ.

По решению правительства в 1932 году факультет авиамоторостроения НАИ был переведен в город Рыбинск, где был создан Рыбинский авиационный институт (РАИ).

Несмотря на недолгое время существования, авиаинститут успел оставить свой след в истории.
Конструкторское бюро Г. М. Бериева в Таганроге было практически полностью сформировано из выпускников этого института.
В 1935 году на основе двух групп выпускников Новочеркасского авиаинститута в Киеве на базе авиационного завода № 43 (позднее — Киевское авиационное производственное объединение) было создано ОКБ под руководством В. К. Таирова.

Среди выпускников Института (пусть и закончивших его в другом городе) числится конструктор вертолетов Михаил Леонтьевич Миль.

Фото из группы «Новочеркасск. Вчера, сегодня, завтра«

Текст по мотивам статьи в газете «Кадры индустрии» и «Частная Лавочка«

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий