Поиск

«Четыре короля оперетты»


В прекрасном самом по себе Московском саду «Эрмитаж» находятся еще аж целых три театра — «Сфера», созданный 38 лет назад Е.Еланской, где бережно хранят традиции классического театра, одноименный саду театр «Эрмитаж» (ремонт которого что-то очень уж затянулся), художественный руководитель которого М.Левитин не боится самых смелых экспериментов и театр «НОВАЯ ОПЕРА им. Е.В. Колобова», где наряду со спектаклями оперного репертуара часто проводятся концерты, на которых солисты и оркестр театра исполняют подлинные «хиты» оперного репертуара, сцены и арии из опер русских и зарубежных композиторов, а также из популярных оперетт.

Вот на одном из таких концертов в честь великих композиторов «легкого жанра» Иоганна Штрауса – сына, Франца Легара, Имре Кальмана и Жака Оффенбаха мне и посчастливилось побывать.

Из программки я узнала, что как жанр оперетта сложилась во Франции в середине XIX века и одним из основоположников ее был Жак Офенбах (1819-1880). Однако, в 70-е годы началось ее угасание, совпавшее с рождением австрийской оперетты, которая обрела самобытность и поднялась на высоту благодаря творчеству Штрауса-сына (1825-1899). Основой музыкального языка австрийской оперетты стали разнообразные формы венского вальса, а также полька, мазурка, чардаш, галоп и марш. Новое направление – неовенская оперетта – сложилось в творчестве Франца Легара (1870-1948) и Имре Кальмана (1882-1953), которым удалось расширить образно-эмоциональный диапазон оперетты.
Ну, а потом …европейская оперетта деградировала идейно, художественно и к началу Второй мировой войны окончательно пришла в упадок.
Грустно… Но того количества прекрасных оперетт, которые знакомы даже не очень сведущим в этом вопросе зрителям, нам с лихвой хватит еще на много-много лет, что и доказал концерт «Четыре короля оперетты», прошедший 16 февраля на сцене Московского театра «НОВАЯ ОПЕРА им. Е.В. Колобова».

Чудесные мелодии в ритмах вальса, польки, чардаша, мазурки, марша, канкана в исполнении оркестра Новой Оперы, дирижировал которым в этот вечер Валерий Крицков, создавали атмосферу яркого и искрящегося праздника. Соло в оркестре исполняли Максим Гусев (скрипка), Антон Бальцевич (гобой), Анна Балан (виолончель).
И они доказали, что пресса недаром награждает их оркестр такими восторженными характеристиками, как «отменное чувство вкуса и меры», «чарующая, захватывающая красота оркестрового звука», «профессионалы поистине мирового класса».

А пели для зрителей в этот вечер лауреаты международных конкурсов Светлана Скрипка, Илья Кузимин, Елена Терентьева, Олег Шагоцкий, Михаил Первушин, Александр Богданов, Галина Королева, заслуженный деятель Казахстана, заслуженный артист Республики Татарстан Нурлан Бекмухамбетов, заслуженный артист Украины Сергей Шеремет, Александр Мартынов, Андрей Борисенко, Нестан Мебония, Максим Остроухов, Галина Бадиковская, Александр Попов и Анна Синицына.

Каждый король оперетты был представлен лишь одним своим произведением и отведена ему была половина отделения концерта. Начиналось представление очередной оперетты всегда с увертюры к ней.

Открыть концерт выпала честь Иоганну Штраусу и выбор пал на его оперетту «Цыганский барон». Прозвучали ария Баринкая, песня Софи, дуэт Саффи и Баринкая и куплеты Омоная.

Далее шла «Веселая вдова» Франца Легара. Были исполнены ария графа Данило, песня Ганны, дуэт Ганны и Данило, дуэт Камиллы и Валентины и аж целый секстет из графа Данило, Камилла де Росильона, барона Зета, Рауля де Сент-Бриоша, Богдановича и Кромова (веселая и танцевальная ода Прекрасным Дамам).

Артисты пели без микрофона. Оркестр был не традиционно в яме, а на сцене, и то ли он заглушал певцов, то ли акустика небольшого и очень уютного зала подкачала, но многие фразы из оперетт, ранее мне незнакомые, такими и остались… Все-таки правильным решением было бы петь с прикрепленными микрофонами!!!

Второе отделение концерта открылось всем известной «Королевой чардаша» («Сильвой») и это было воистину прекрасно!!! Такие знакомые и любимые сцены из оперетты как терцет Сильвы, Бони и Ферри, пронизанный светлой ностальгией дуэт Сильвы и Эдвина («…помнишь ли ты, как счастье нам улыбалось..»),

зажигательный дуэт Стасси и Бонни

и знаменитая песня Сильвы («частица черта в нас заключена подчас…»)

вызвали в зале просто бурю оваций!

А вот затем последовал совсем неизвестный мне «Орфей в аду» Жака Оффенбаха, где очень интересно был поставлен дуэт Орфея и Эвридики, в исполнении которого принимали активное участие не только первая скрипка (Михаил Гусев), но и сам дирижер!!!

Далее на сцену вышел ансамбль обманутых (Юпитером) женщин и досталось ему от них по полной программе!!!

Интересным мне показался и дуэт Эвридики и Юпитера, который, дабы обольстить ее, предстал перед ней в образе шмеля!

И завершил этот дивный вечер канкан (еще одно мое открытие – я не знала, что он из этой оперетты).

А на бис все участники вышли еще раз на сцену под чарующий чардаш!


Все было очень зрелищно, красиво и талантливо.

От концерта в целом осталось очень позитивное впечатление, но…все-таки добавлю еще немножко дегтя в бочку с медом.

Конечно, оперные певцы без напряга поют арии из оперетт, но вот легкости, присущей известным корифеям оперетты, им явно недостает.
Кроме того, неотъемлемой частью любой оперетты является танец, а развернуться артистам при расположившемся на сцене большом оркестре было и негде…

Эта программа идет в Новой Опере достаточно часто и я очень надеюсь, что ее постановщики «докрутят гайки» и сделают вечер по-настоящему искрометным.
Кстати, ближайший концерт состоится уже 5 марта и это прекрасная возможность отдохнуть и приятно провести вечер (http://www.novayaopera.ru/?repertoire=orfej_baron_vdova_i_drugie).

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий