Поиск

Бывшие курицы в нехорошей квартире


Что за бред в заголовке? Да нет, что вы, это просто Булгаков с его едким, смешным и фееричным языком. Это нэпманы – «герои нашего времени» 20-х годов. Это нехорошая «Зойкина квартира», где с утра до вечера — добропорядочная швейная мастерская, а с вечера до утра – бордель. Это трагифарс про бывших куриц, так и не превратившихся в петухов.

"А дальше я еду к вам в трамвае мимо Зоологического сада и вижу надпись: "Сегодня демонстрируется бывшая курица". Меня настолько это заинтересовало, что я вышёл из трамвая и спрашиваю у сторожа: "Скажите, пожалуйста, а кто она теперь, при советской власти?" Он спрашивает: "Кто?" Я говорю: "Курица". Он отвечает: "Она таперича пятух". Оказывается, какой-то из этих бандитов, коммунистический профессор, сделал какую-то мерзость с несчастной курицей, вследствие чего она превратилась в петуха".

Это смешно и страшно, это по-нэпмански ярко, вульгарно и истерически-рвано – то самое «надышаться перед смертью»: хапнуть, урвать неважно какой ценой и дернуть в вожделенный Париж. Хозяйка притона-мастерской вдова Зоя Пельц, бывший курица граф Обольянинов, морфинист и эстетствующий бездельник, горничная без комплексов Манюшка, чёрт из табакерки Аметистов — администратор мастерской-борделя («Если меня расстреляли в Баку, я, значит, уж и в Москву не могу приехать? Хорошенькое дело. Меня по ошибке расстреляли совершенно невинно».), председатель домкома – ах, какой персонаж с фамилией Аллилуя, хоть сейчас в любой наш ЖЭК или ТСЖ, Борис Семёнович Гусь-Хрустальный (для меня он остался загадкой: перелицованная из Гусь-Ремонтного фамилия, перелицованное лицо… ну, чисто Лев Давидович!). Лизонька, Мымра, три безответственные дамы, товарищи из органов, «бывшие», и ещё, и ещё, и даже Мертвое тело, и даже Мифическая личность… Булгаков, господа, Булгаков!)) Что уж говорить о китайцах, один из которых оказывается тем самым висящим на сцене ружьем. Вы можете выловить здесь хоть одного положительного героя? Нет? Ну, так «вообще в Москве нет ни одного порядочного человека. Все жулики. Никому нельзя верить».

О, нет, а как же Алла Вадимовна? Так утонченна, так трагически благородна, так влюблена и любима тем, кто вовремя успел в Париж. Что? На содержании «Льва Давидовича»? Ну, что поделать, жить-то хочется. Что, стать утонченной шлюхой? Ну, а что поделать, иначе на Париж не заработать.

Да, «вообще в Москве нет ни одного порядочного человека», и Воланд уже где-то совсем близко, может быть, уже и на Патриарших…

Я не видела других «Зойкиных квартир», я видела только эту в самом что ни на есть классическом для меня театре — МХАТ им. Горького. Когда-то, целых 33 года назад, это был мой первый московский театр. Не подвел, не разочаровал, разве что удивил концовкой спектакля: мощное, пронзительное, красивое церковное песнопение всей этой шушеры со свечами в руках. Думается мне, что добавлять чертовщины или святости к Булгакову не надо, он с этим отлично справлялся сам.

*Пьеса «Зойкина квартира» с 1926 по 1928 год шла в Театре им. Вахтангова, а потом была запрещена. Жена Булгакова Любовь Белозерская недоумевала, за что: «Положив руку на сердце, не могу понять, в чем ее криминал, почему её закрыли». Положив руку на сердце, не понимаю ее непонимания. Вот вам еще одна цитата из спектакля: «Потому что эта власть создала такие условия жизни, при которых порядочному человеку существовать невозможно».

Большое спасибо за приглашение Московскому художественному академическому театру имени Горького и сообществу moskva_lublu. Рада, очень рада тому, что оно было не единственным, и тому, что в классическом театре меня ждет еще один классический спектакль. Но это будет уже будет уже совсем другая история… А пока — театр жив, театр настоящий! Репертуар, новости на его сайте и страницах в соцсетях: Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм, YouTube.

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий