Поиск

История выживания команды «Эндьюранс» 1914-1916


Фотографии последнего великого путешествия «Золотого века полярных исследований».
История выживания команды «Эндьюранс» 1914-1916

Фотографии последнего великого путешествия «Золотого века Ð¿Ð¾Ð»ÑÑ€Ð½Ñ‹Ñ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¹Â». История выживания команды «Ðндьюранс» 1914-1916

Эта экспедиция вошла в историю как пример профессионализма и выносливости полярников, сумевших выжить среди антарктических льдов, опираясь лишь на собственные силы.

В 1914 году Эрнест Шеклтон отправился в рискованное плавание на корабле «Эндьюранс» (Endurance / Стойкость). К тому времени он уже прослыл бесстрашным исследователем, достигнувшим рекордной южной широты в антарктической экспедиции на «Нимроде» в 1907-1909.

Рауль Амундсен достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года, поэтому Шеклтон видел перед собой «единственную крупную цель»: пересечь весь Антарктический материк и преодолеть 2897 километров (1800 миль) через весь континент. Это мероприятие он назвал Имперской трансантарктической экспедицией.

В путешествие отправились два корабля. «Аврора» поплыла к дальней стороне континента, чтобы заложить запасы провианта для команды «Эндьюранса», которой предстояло пересечь огромную холодную пустыню. Шеклтон набрал экипаж из 28 человек и отправился из Буэнос-Айреса к острову Южная Георгия, затем к морю Уэдделла, которое большую часть года покрыто дрейфующими льдами.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 1
Солнце встаёт над кораблём «Эндьюранс» после зимнего мрака.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 2
Эрнст Шеклтон, организатор и командующий Имперской трансантарктической экспедицией.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 3
Фотограф Фрэнк Хёрли.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 4
Третий помощник Альфред Читэм регулирует сигнальные флаги «Эндьюранса».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 5
След, оставленный кораблём «Эндьюранс» через льды моря Уэдделла.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 6
Экипаж пытается расчистить путь для «Эндьюранса».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 7

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 8

Вскоре корабль столкнулся с неожиданной плотностью пакового льда. Более двух месяцев продолжалась борьба с льдинами, после чего судно безнадёжно обступили непроходимые глыбы.

Великий план экспедиции круто изменился. Теперь перед экипажем стояла новая задача: подготовка к зимовке во льдах.

Ездовых собак переместили с корабля в иглу на льду, а корабль превратили в зимний лагерь. Для поддержания боевого духа экипаж организовывал игры на воздухе и в помещении.

В экспедицию специально взяли фотографа и кинооператора Фрэнка Хёрли. Он не скучал. Обходил окрестности и снимал драматические кадры, составляя композиции с судном, скованным ледовыми образованиями. В тёмной комнате, рядом с двигателем корабля, Хёрли мастерски обрабатывал и сберегал свои стеклянные негативы в практически замороженных химических реактивах, от которых кожа на кончиках пальцев нещадно трескалась.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 9

«Мы достигли моря Уэдделла, но непроходимый барьер из старого льда сорвал дальнейшее продвижение».
Эрнст Шеклтон

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 10
Боцман Джон Винсент чинит сети на «Эндьюрансе».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 11
«Эндьюранс», скованный льдом.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 12
Экипаж спускает собак на лёд.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 13
Физик Джеймс Реджинальд рядом со своей обсерваторией.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 14
Фотограф Фрэнк Хёрли нашёл подходящее место для съёмки.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 15
Фрэнк Уорсли, капитан «Эндьюранса».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 16
Штурман Хьюберт Хадсон с птенцами императорских пингвинов.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 17
Второй помощник Том Крин со щенками ездовых собак.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 18
Кок Чарльз Грин снимает шкуру с пингвина, которого приготовит на ужин.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 19
Фрэнк Уайлд, заместитель командира.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 20
Лайонел Гринстрит, первый помощник.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 21
Вечерние развлечения на борту «Эндьюранса».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 22
Турнир по стрижке на борту «Эндьюранса».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 23
Такелаж «Эндьюранса», покрытый инеем.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 24
«Эндьюранс» на рассвете.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 25

«Лёд поднимался местами высотой до 4,5 метров. Сталкивались льдины, движущиеся навстречу друг другу со скоростью около 200 ярдов в час. Шум напоминал рокот мощного, удалённого прибоя».
Эрнест Шеклтон

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 26
Экипаж играет в настольные игры и на музыкальных инструментах, чтобы скоротать время.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 27
Экипаж играет в футбол на льду возле «Эндьюранса».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 28
«Эндьюранс» ночью, освещённый фонарём.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 29
В субботу вечером тост за «возлюбленных и жён».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 30
Биолог Роберт Кларк и геолог Джеймс Уорди в своей каюте.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 31
Члены экипажа везут на санях лёд, из которого добудут воду.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 32

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 33
Ездовой пёс Старый Боб.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 34
Ездовой пёс Волчок.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 35

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 36
«Ледяные цветы» на паковом льду возле «Эндьюранса».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 37
Джеймс Уорди, Альфред Читэм и Александр Маклин моют полы на борту «Эндьюранса».

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 38
Джордж Марстон, художник.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 39

«Корабль стонет и вздрагивает, окна раскалываются, доски на палубе изгибаются и скручиваются. На фоне этих глубоких и неодолимых сил, мы – абсолютное воплощение беспомощности и бесполезности». Фрэнк Хёрли

Между тем, корабль дрейфовал вместе с движущимися вокруг него льдинами, поневоле отдавшись на милость их безмерной, подавляющей массе. 27 октября 1915 года судно оказалось сжато до предела. С 24 октября команда трое суток боролась за жизнь корабля, откачивая из трюмов воду при температуре -27 °C. Затем Шеклтон отдал приказ покинуть «Эндьюранс».

Вместимость саней по объёму и весу жёстко ограничивалась. Командующий экспедицией приказал пристрелить четырёх самых слабых собак, щенков и кота по кличке «Миссис Чиппи», который принадлежал плотнику Генри Макнишу.

Фотограф Фрэнк Хёрли пробрался на корабль, чтобы спасти отснятый материал. Вместе с Шеклтоном он отобрал 120 лучших пластинок и разбил оставшиеся 400. Он бросил свои громоздкие фотокамеры, сохранив лишь компактную Vest Pocket Kodak и несколько катушек плёнки.

Сначала участники экспедиции пытались продвигаться по дрейфующим льдинам. За три дня прошли менее пяти километров, тогда решили разбить лагерь на льду из запасов и спасательных шлюпок с «Эндьюранса», последние обломки которого затонули 21 ноября. 23 декабря предприняли ещё одну неудачную попытка отправиться в поход. За семь дней каторжного труда команда продвинулась всего на 12 километров. Тогда основали «Лагерь Терпения», в котором путешественники провели более трёх месяцев.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 40
Накренившийся «Эндьюранс» в тяжелейшем ледовом сжатии.

«После долгих месяцев непрерывной тревоги и напряжения, после периода больших надежд и мрачных перспектив, нам пришлось отказаться от корабля, с которым сокрушились все надежды».
Эрнест Шеклтон, октябрь 27, 1915 год.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 41

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 42

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 43
Заместитель командира Фрэнк Уайлд разглядывает обломки «Эндьюранса».

«Мы живы и здоровы, у нас есть припасы и оборудование для выполнения лежащей перед нами задачи. А заключается она в том, чтобы все члены экспедиции достигли земли. Сложно описать то, что я чувствую».
Эрнст Шеклтон, 27 октября, 1915 год.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 44
Упряжка собак ищет путь к земле через льды.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 45
Члены экипажа тащат одну из спасательных шлюпок по льду после крушения корабля.

Запасы таяли. Оставшихся собак съели. 28 человек продолжали дрейфовать на льдине. Вдалеке виднелась Земля, добраться до которой не было никакой возможности из-за плотных обломков льда.

8 апреля 1916 года льдина, на которой располагался лагерь, раскололась. 28 мужчин распределились по трём спасательным шлюпкам и начали медленный переход по заполненному льдами морю, стремясь в том направлении, где надеялись найти китобойный форпост.

Вскоре выяснилось, что единственное возможное для них убежище это остров Элефант, на берег которого удалось высадиться 15 апреля. Экспедиционеры вышли на сушу, на скалистый утёс, населённый пингвинами и тюленями. Впервые за 497 дней они ощутили под ногами земную твердь, но их путешествие не закончилось.

«Они шумно радовались, набирали пригоршнями гальку, которая рассыпалась у них сквозь пальцы, напоминая золотоискателей, нашедших золотую жилу».
Эрнест Шеклтон

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 46
Пляж на острове Элефант, где экспедиция разбила лагерь.

Ближайшим населённым пунктом была китобойная база на острове Южная Георгия. Она находилась на расстоянии 1481 километр от острова Элефант.

Шеклтон распорядился укрепить и подготовить к опасному морскому переходу спасательную шлюпку «Джеймс Кэйрд» длиной около 6,8 м.

24 апреля 1916 года Шеклтон с пятью экспедиционерами отплыл от острова Элефант. Он знал, что, если не удастся достигнуть базы за месяц, они обречены.

Остальные мужчины остались на острове Элефант, где соорудили убежище из двух оставшихся шлюпок, парусов и других подручных материалов.

«Мы знали, что это будет самое сложное из всего, что мы когда-либо предпринимали. Антарктическая зима уже началась, а мы собирались пересечь одно из самых неприветливых морей в мире».
Фрэнк Уорсли

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 47
24 апреля 1916

«Джеймс Кэйрд» отплывает от острова Элефант, направляясь к Южной Георгии.

За 14 дней изнурительного путешествия экипаж «Джеймса Кэйрда» пережил ураганный ветер. Температура опускалась. Маленькая лодка постоянно покрывалась льдом, а ветер и волны грозились её опрокинуть.

Наконец, избежав крушения, команда добралась до южного побережья острова Южная Георгия. Люди были истощены, шлюпка также находилась в плачевном состоянии.

Их ждало ещё одно препятствие: человеческое поселение лежало на северной стороне острова. Шеклтон и ещё двое членов команды двинулись через неизведанные внутренние горы Южной Георгии. Без снаряжения, без карт и без сна они за 36 часов пришли к цели.

20 мая команда, наконец, достигла цивилизации. Ещё три месяца ушло на то, чтобы пробраться через льды, окружавшие Элефант и забрать оставшуюся часть экипажа «Эндьюранса». 30 августа 1916 года были спасены все участники Имперской трансантарктической экспедицией.

Fotografii Imperskoy transantarkticheskoy ekspeditsiey 48
Экипаж прощально машет команде «Джеймса Кэйрда», которая отправляется к Южной Георгии в поисках спасения.

Фотографии: Фрэнк Хёрли / Институт полярных исследований имени Скотта, Кембриджский университет / Getty Images.

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий