Поиск

Как часто делать пешеходные переходы



картинка Челябинского урбаниста

Вчера на глаза попалась очередная гениальная цитата гаишника, в этот раз был глава ГИБДД Магнитогорска. Я честно поражаюсь открытости и простодушию таких людей – так откровенно и на камеру делить людей по сортам ещё нужно уметь. В дальнейшем это будет нам только в плюс, ведь можно будет быстро через Яндекс отыскать самых отбитых и отправить их мести дворы.

Но вопрос переходов требует обсуждения, ведь практически все чиновники и гаишники уверены в цифре 300 метров друг от друга. Многие переходы никому не мешают, но их всё равно стирают из-за этой магической цифры в ГОСТе. Чтобы вы понимали, подобные решения всегда принимают коллегиально, обычно в кабинете от 3 до 10 человек, которые берут на себя ответственность при таких решениях. Но почему-то никто не удосуживается прочитать пункт до конца и заглянуть в ПДД.

Все гаишники наизусть выучили 300м из этого пункта ГОСТа:

4.5.2.1 Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м.

Я не знаю, зачем при составлении стандарта на разные города нужно было прописывать расстояния. Бывают совершенно разные условия: центр Петербурга, старинные улицы Ярославля, типовые микрорайоны и промзоны. Каждая улица уникальная из-за своей застройки и точек притяжения, глупо грести всё под одну гребёнку.

Во втором предложении логика нормотворца меняется и появляется гибкое универсальное правило: смотрим, как уже ходят люди и куда – там делаем переход. Иными словами, если у вас с одной стороны улицы школа, а с другой сразу идёт остановка – нужен переход. Если через 100 метров идёт магазин, а напротив жилая застройка и круглосуточный поток жителей между ними – переход. Если через 110 метров идёт детский сад, а через 30 метров станция метро – делаем переход между ними. Всё довольно просто.

Гаишники и многие чиновники трактуют требование ГОСТа в сторону "не чаще, чем 200-300 м друг от друга", но есть и другая логика: "не реже, чем через 200-300 м друг от друга". Просто представьте, что на обычных Х-перекрёстках будет не по четыре зебры на каждую сторону, а по две Г-образные. Получится глупо, но вполне по ГОСТу в представлении сотрудников мэрий и МВД.

Сложно ругаться на чиновников или гаишников, ведь у них куча бумажной работы, отчётов и всяких обращений граждан – тут не до изучения транспортного планирования или комментариев к нормам. Более того, они даже не имеют права толковать их – это может только суд, что иногда и делает:

Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции неправильно истолковал указанную выше редакцию пункта 4.5.2.1, а также не учел, что положения Национального Стандарта применяются в совокупности с Правилами дорожного движения Российской Федерации и Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».

В силу статьи 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения представляется собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Понятие пешеходного перехода, а также правила его проезда, передвижения пешеходов, даны в Правилах дорожного движения РФ.

Исходя из приведенных правовых норм, следует вывод, что критерием для устройства пешеходного перехода является, как правило, достаточно высокая и устойчивая интенсивность пешеходных потоков, то есть массовая потребность в пересечении дороги в конкретном месте.

Ни один из указанных нормативных правовых актов не предписывает установку пешеходного перехода только ровно через 200-300 метров. Указанный метраж является ориентиром, который должен применяться в совокупности с иными заслуживающими внимания обстоятельствами.

Иными словами, товарищи силовики и служащие должны держать в голове приоритет безопасности, а не думать о пробках или расстоянии между зебрами. Пешеходные переходы на магистральных улицах не должны идти каждые 30 метров – нужен компромисс между удобством и безопасностью всех жителей, но по каждому кандидату на стирание нужно проводить комплексное исследование с участием жителей, бизнеса, транспортников, оператора общественного транспорта, чиновников и лишь в последнюю очередь гаишников.

Немного зарубежной практики для закрепления результата. Английский Design Manual for Urban Roads and Streets, смотрим пункт 4.3.2:

Переходы являются важнейшей составляющей улицы. Правильно спроектированные переходы позволяют создать комфортные условия для передвижения всех участников движения.

Начало хорошее, а что же про расстояние между переходами?

При организации пешеходных переходов нужно ориентироваться на устоявшиеся пешеходные маршруты, при этом желательно размещать переходы на одинаковом расстоянии друг от друга. Проектировщику лучше забыть о сухих цифрах расстояний и сосредоточиться на том, чтобы:
— в местах наибольшей активности пешеходов, например, в центре города, пешеходные переходы были организованы чаще 120 метров (стандартная длина квартала – прим. автора);
— пешеходные переходы располагались в тех местах, где достаточно высокая вероятность появления пешехода на дороге (автобусные остановки, магазины и другие точки притяжения), либо там, где применяются способы успокоения трафика.

Инструкцией Портленда Portland Pedestrian Design Guide:

В хорошем городе люди не перебегают улицы между машинами и заборами с риском для жизни – в хорошем городе пешеходные переходы всегда на своих местах.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья
А ещё можно подписаться в…

Посты по теме:
Пешеходный переход: как правильно

Оценим эффективность ГИБДД?

Вас убили? Виноваты сами!

Что в Швейцарии сделали с подземными переходами
gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий