Поиск

Забытая дорога детства. История промышленной ветви ст. Пресня — Октябрьские казармы. Часть 3-я.


Сегодня завершаем нашу ретроспективную виртуальную прогулку по бывшей промышленной ветви от станции Пресня МОЖД до станции Октябрьские казармы и ММЗ «Знамя труда» (ныне — АО «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ”»), окончательно закрытой в 2012-м году. Ранее мы гуляли от станции Пресня до переезда на 4-й Магистральной улице, затем от 4-й Магистральной улицы до Хорошёвского шоссе, ну, а на этот раз мы посмотрим на ту часть ветки, которая, к сожалению, была ликвидирована раньше всего и, о которой осталось наименьшее количество фото и информации.

При создании материала были использованы такие источники, как
http://retromap.ru/;
https://pastvu.com/;
http://www.wikimapia.org;
Замечательный сайт «Ж/д Экзотика» http://ivda-zde.narod.ru/vetki/polikarpova/polikarpova.html;
Интереснейшая заметка о ветке на сайте https://www.inst.ru/ways/04032002.htm;
Прекрасный форум «Московские железки» https://zhelezki.kamrbb.ru и, в частности, фото участника Пересменщик;
Материалы из отличной книги Ю.А. Егоров. Московская Окружная железная дорога. Путеводитель. – М.: Москва, которой нет, 2017.
Особую благодарность хочу выразить моему другу Стасу sd3 за эксклюзивные фото этой ветви.
Также благодарю за уточнения и дополнения к первой редакции Сергея Коваленко, Yaroslav, oitss, Vladislav, Mihail Artamonov, ivda, a_pereswet и всех-всех-всех, кто оказал помощь.

1. Начнём с космоснимка 1996-го года. Отлично видно, что ветвь идёт там, где сейчас пролегает улица Маргелова, в районе её пересечения с современной улицей Бориса Петровского находилась развилка, где путь к станции Октябрьские казармы по дуге уходил налево, а направо начиналась многопутная промышленная станция, которую использовал завод «Знамя труда».

2. Вот здесь покрупнее. Можно разглядеть, что на промышленной станции в районе пересечения с улицей Поликарпова два пути сразу уходили на территорию завода, а ещё три (а раньше, по некоторым данным, шесть или семь) пути шли там, где ныне расположена улица Бориса Петровского. Один проходил под большим козловым краном и заходил в ворота территории завода там, где сейчас улица Бориса Петровского круто поворачивает направо и переходит во 2-й Боткинский проезд в направлении Беговой улицы и Ипподрома. Два других пути, проходя через склады, соединялись и перед воротами завода была стрелка с главным путём. Условно это можно назвать «северной горловиной этой промышленной станции. Безусловно, путевое развитие было и на территории самого завода, однако пока не удалось раздобыть достоверных материалов по количеству путей и стрелок.

3. Космоснимок 2007-го года. На месте ветви уже формируется улица Маргелова, на месте улицы Бориса Петровского идёт строительство коммуникаций, а также подземного паркинга больницы имени Боткина, который так и не был достроен. Сейчас у тротуара по левой стороне улицы, если смотреть в сторону Беговой улицы, можно увидеть девять железобетонных конструкций — это недостроенные вентиляционные шахты паркинга. В настоящее время строительство объекта заморожено.

4. Не смог пройти мимо и не включить пост замечательные снимки из личного архива Николая Корнаухова с сайта http://www.pastvu.com
На них можно разглядеть действующий на тот момент переезд через Хорошёвское шоссе.
Примерно 1988-1989 гг. По клику — откроется большой размер, где можно рассмотреть детали.

5. Приблизительно вторая половина 80-х. Ещё на месте старая застройка Хорошёвки, приятные глазу дома для военных, построенные пленными немцами по проекту выдающегося советского архитектора, главного архитектора Москвы Д.Н.Чечулина (1901-1981), который также проектировал гостиницу «Россия», гостиницу «Пекин», высотку на Котельнической набережной и другие известные постройки. Большую часть этих домов снесли в конце 80-х, а также точечно в 90-х и нулевых, но некоторые «немецкие» домики всё же сохранились до сих пор вблизи станций метро Полежаевская, Беговая и Октябрьское поле.

6. Другой план.

7. Вот здесь переезд и светофор хорошо видно. Середина-конец 80-х годов. Вообще, по воспоминаниям, найденным в интернете, последний раз поезд, пересекающий переезд видели в 2000-м году. Я сам видел там поезд примерно в 1997-1998, но специально в то время не следил, конечно.

8. Ещё одно фото середины 80-х. Поскольку нет листвы — хорошо видна будка дежурного по переезду и можно разглядеть кусочек ветви после переезда, с чётной стороны Хорошёвки.

9. Также 80-е. Красивое грозовое фото, в левом нижнем углу видна развилка ветви на Октябрьские казармы и к заводской станции. И прожектора старого стадиона Динамо, которые в детстве, во время прогулки с дедушкой около Ходынки принял за гигантские светящиеся расчёски 🙂 На переднем плане — собственно историческая застройка Николаевских (Октябрьских) казарм.

10. Там же. Здесь ветки не видно, но фото живописное. Сама она пролегала между краснокирпичными казармами на переднем плане и зданием бывшего филиала автобазы Министерства обороны РФ. Конец 80-х — начало 90-х. Ну и ещё незастроенная Ходынка на заднем плане прекрасна!

11. 1926 год. Кадр из фильма «Третья Мещанская» («Любовь втроём»). Видно путевое развитие (3 или 4 пути) в районе улицы Маргелова, а на путях стоят вагоны.

12. Оттуда же. На этом снимке угадываются пути с обратной стороны от храма Иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение», там где сейчас расположен морг Боткинской больницы. Если это не обман зрения, то можно предположить, что часть путей промышленной станции (а может быть и все) располагались там, а затем были перенесены на другую сторону, на место нынешней улицы Бориса Петровского, но когда точно это произошло (если произошло) — остаётся лишь гадать. Если кто-то знает и дополнит — буду очень признателен.

13. Ну, а теперь пройдёмся по самой ветви. Если судить по этим остаткам шпал и рельс, вероятнее всего, как уже говорилось, после переезда через Хорошёвское шоссе, она раздваивалась, здесь был разъезд. Основной путь шёл слева, за гаражами. Хотя, возможно, здесь располагался просто какой-то тупик. В памяти, к сожалению, этот момент не отложился. На заднем плане бывшее здание филиала автобазы МО РФ. Март 2004-го года.

14. А это поздняя осень 2005-го, путь уже полностью сняли, шла укладка коммуникаций к большой стройке на Ходынском поле.

15. 2018-й год. Улица Маргелова. Получила современное название 24 сентября 2013 года в честь советского военачальника, командующего Воздушно-десантными войсками СССР, Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии СССР генерала армии В. Ф. Маргелова (1908—1990), 27 декабря 2013 года была открыта мемориальная доска. До переименования называлась проекти́руемый прое́зд № 6367. Слева то самое здание бывшего филиала автобазы МО РФ. Где-то писали, что территорию выкупили, а здание снесут и что-то построят, но насколько эта информация соответствует действительности покажет только время.

16. Идём чуть дальше в сторону развилки и видим здесь бывшую стрелку, которая судя по направлению отклонения от главного пути, скорее всего является «рудиментом» того самого «кольца», о котором говорилось в первой части нашего повествования (ссылка — в начале поста). Вот, что пишет автор фото: «Здесь уже рельсы если и где остались — то едва угадываются из-под слоя земли и мусора.Еще стоит светофор перед переездом дороги на минобороновскую автобазу. Видно, что в этом месте когда-то была стрелка «назад и влево.» Куда она вела — непонятно: по направлению рельс стоит глухой бетонный забор без малейшего просвета». Видимо, как раз осталась с тех незапамятных времён, а потом использовалась, как улавливающий тупик, предотвращающий несанкционированное выкатывание вагонов на Хорошёвское шоссе, а роль собственно «тупиковой призмы» играл этот самый глухой бетонный забор. Ещё стоит неработающий светофор. Март 2004 года.

17. А вот этот же светофор с другой стороны. Осень 2004 года.

18. И он же на фоне здания бывшего филиала МОшной автобазы. Пути к тому моменту были уже сняты, а светофор ещё стоял. Осень 2005-го.

19. Начало путевого развития. Здесь, если внимательно вглядеться, видно, что путь расходился на три ветви, самая левая вела к Октябрьским казармам, а вторая и третья к промышленной станции и заводу. Вдали виднеется мощная осветительная мачта станции. Март 2004-го.

20. Осенью 2004-го от путей здесь почти ничего не осталось.

21. Хотя куски ещё лежали. Вид в сторону Хорошёвки.

22. А осенью 2005-го уже и следа не осталось. Вид в сторону Октябрьских казарм и завода.

23. Вот как это место выглядит сейчас. Слева те же здания, что и на предыдущем фото только немного перестроенные. Сейчас там, как и в зданиях Николаевских казарм располагается Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», созданный в 2008-м году.

24. Следующий светофор у развилки в марте 2004-го уже медленно лежал и гнил среди мусора, будучи для немногочисленных прохожих немым укоризненным напоминанием о лучших временах.

25. Развилка. Левый путь к Октябрьским казармам, правые два к станции, левый из них дальше раздваивался и шёл в ближние ворота завода на улице Поликарпова, правый также имел внушительное путевое развитие и в конце концов уходил на заводскую территорию в районе нынешнего угла улицы Бориса Петровского и 2-го Боткинского проезда.

26. Южная горловина бывшей промышленной станции. Пути уже сняты, но вышка ещё торчит. Также виднеется башня на территории завода, которая сохранилась и по сей день. Вероятно, она выполняет сторожевую функцию. Осень 2004-го года.

27. Ещё один план.

28. Вот как это место выглядит в наше время. Улица Бориса Петровского. Бывший проектируемый проезд № 6368 получил своё нынешнее название в феврале 2017 года в честь советского хирурга, учёного, министра здравоохранения СССР (1965—1980) Бориса Васильевича Петровского (1908—2004). Справа расположена столовая ПАО «Авиационная холдинговая компания „Сухой“» и Казачий храм во имя иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле.
Храм сооружён в 1907–1909 гг. по проекту архитектора В. Д. Адамовича (так называемый храм на крови) в память о трагедии на Ходынском поле. 5 февраля 1924 года храм был закрыт. Под снос пошли все пять глав церкви и звонница. Сначала на территории храма помещалось общежитие, затем склад и строительный цех завода «Знамя труда». Восстановление храма началось в 1990 году, 5 января 1991 г. храм вернули верующим. Между храмом и столовой пролегает улица Поликарпова.

29. Раньше на месте нынешнего перекрёстка улиц Бориса Петровского и Поликарпова был многопутный переезд. Это два левых пути, которые сразу после переезда заходили на территорию завода. Осень 2004.

30. А это три правых, которые шли по нынешней улице Бориса Петровского. Как упоминалось, ранее, всего путей когда-то было шесть или семь.

31. Осень 2005-го года, вдали видна «сторожевая башня».

32. Строений справа сейчас уже нет. На их месте проезжая часть.

33. Вот как всё это выглядело летом 2018-го года. Башня на месте слева за колючкой, а справа от тротуара видны вентшахты недостроенного подземного паркинга.

34. Перекрёсток. Вот в эти ворота слева заходили два левых пути станции, остальные продолжались дальше по нынешней улице.

35. Сейчас они выглядят так. Их никто не использует, за ними всё заросло.

36. Если подойти поближе, то видно, что из-под них немым укором торчит ржавый рельс — такой вот своеобразный памятник одной из крупнейших некогда промышленных ветвей Москвы.

37. Уже почти 20 лет здесь не гудят тепловозы и не возят со стуком грузы поезда. Железнодорожная жизнь замерла навечно.

Из воспоминаний о ветви, найденных на просторах интернета (авторская орфография и пунктуация сохранены):

> На этой ветке существовало множество интересных объектов. Вот некоторые из них:
1. Внушительное путевое развитие около авиационного завода — целая станция.
2. Вышка с прожекторами, какие можно встретить только на магистральных и сортировочных станциях МОЖД (ничего подобного на других подъездных ветках Москвы я не видел).
3. Переезд через оживленное Хорошевское шоссе.
4. Исправная светофорная сигнализация, действовавшая даже в начале 2000-х.
Я лично был на ветке несколько раз, последний — как уже писал, в 2000 г. К тому времени путевое развитие около авиазавода в значительной степени заросло, но небольшая движуха сохранялась.

> На 30м заводе был свой ТГМ23 темно красного цвета… Мы привозили ему вагоны- он забирал. Даже в те годы вагоны шли туда не часто , а ездили туда днем раз в сутки, лишь один раз была ночная поездка. Речь идет чисто об Окт. Казармах. еще помню на Октябрьских Казармах стояли платформы контейнеровозы штук 6. Что бросилось в глаза- они были абсолютно новые а номера были начинающиеся с 00-ХХХХ Это было страшно давно!

38. А вот как выглядела улица Бориса Петровского осенью 2005-го года. Вид в сторону улицы Маргелова. Здесь под конец существования ветви располагалось три пути, один из них пролегал под этим козловым краном. Он был основным. На заднем плане — «сторожевая башня» и осветительная вышка промышленной станции. Заросло всё, надо сказать довольно быстро. Хотя, по словам автора этого снимка Стаса sd3 территория даже тогда не выглядела сильно заброшенной.

39. Разобранный путь, слева забор территории больницы им. Боткина. Вид в сторону улицы Маргелова на переезде он был крайним справа.

40. Это же место сейчас.

41. Вдали — улица Поликарпова.

42. А под краном главный путь ещё лежит.

43. Бывшая промышленная станция. Когда-то здесь бурлила жизнь.

44. Вплотную к забору больницы имени Боткина располагались склады и какой-то цех.

45. Вид в сторону 2-го Боткинского проезда.

46. Сейчас это выглядит так. Заводской корпус слева и труба на месте, благодаря ним легче ориентироваться в старых снимках.

Из воспоминаний о ветви, найденных на просторах интернета (авторская орфография и пунктуация сохранены):

> Я где то тут писал. 1981 год. На Пресне работают 3 тепловоза приписки Лихоборы.
ТЭМ1 0173 Синего цвета. Ст. Машинист Харитонов. Кабина старого типа- окна двустворчатые раздвижные.
ТЭМ1 0613 Ст. Машинист Гавриков. Зеленого цвета
ТЭМ1 0611 Синенькая и наиболее ухоженная из всех пресненских машин. Но она работала чисто по мельнице и на станцию выезжала только под смену.
Еще на Пресне менялись ТЭ3 1316 — смена в 9.30 (Ст машинист Коростылев- Склочный дядька был) И 3817 Смена в 8.30 Ст. Машинист Саша Косенко.
На Окт. Казармы Вагоны возила в основном 173я. Скор по переезду не более 5 км час. Там был свой дежурный- тетечка. Равно как и у холодильника. ох и нажрались мы там мороженого!
На Ст. Серебр Бор был маневровый тепловоз ТЭМ1 0610

в 2000 году тяжелая техника в параде участия не принимала. Последний раз ветка использовалась для этого в 1995 году.

47. Пути заходили внутрь цеха.

48. Внутри довольно мило было. Сейчас этого цеха, как вы понимаете, нет.

49. Какой цели служил он неясно.

50. Склады.

51. Здесь был пакгауз. Слева за забором — территория Боткинской больницы, видно кусочек новых корпусов.

52. Остаток рельса.

53. Взгляд назад.

54. А это те самые заводские ворота, которые располагались на углу нынешней улицы Бориса Петровского и 2-го Боткинского проезда. Здесь осенью 2005-го года путь ещё лежал.

55. Взгляд назад. Путь налево — к складам, направо — к Окружной. И наш ориентир — «сторожевая башня».

56. Ворота ММЗ «Знамя труда».

57. Сейчас это место выглядит как-то так.

58. Ещё один взгляд назад в сторону Октябрьских казарм, Хорошёвки и станции Пресня. Помимо башни сегодня на местности сохранилось заводское здание справа и даже вот эти вот торчащие из стены кронштейны.

59. Интересно, для чего они были предназначены? Так это место выглядело летом 2018-го.

Из воспоминаний о ветви, найденных на просторах интернета (авторская орфография и пунктуация сохранены):

> В мою бытность работы в депо Лихоборы помощником эта ветка называлась «На октябрьские казармы» Станция Октябрьские казармы имела код как все нормальные станции , но дежурного в те годы (1982) не было, однако после переезда через Хор. шоссе стоял закрещенный входной светофор. На территорию станции выезжал тепловоз с завода снамя труда (ТГМ23Д) красного цвета. У станции была своя клиентура. Недоезжая станции по эту сторону Хорошевского шоссе были склады Росбакалеи и Рособуви (Sic) а еще ближе к перееезду 4й магистральной улицей ветвь на холодильник, откуда я молодой почти официально выносил мороженое и мясце. В сами Октябрьские казармы ездили тогда не каждую смену даже, гораздо чаще обрабатывали Холодильник, под крышу которого вставали четыре вагона рефсекции без обслуги и один АРВ На территории самого холодильника было ответвление на котором безвылазно стояла цистерна с надписью Аммиак Пути на Окт казармы были очень и очень хорошие, высокого качества как на главных путях, да собственно это и был главный путь.Поезд можно было вести с приличной скоростью, однако разрешенная скорость там было 40 кмч. В 90 годы в окт казармы возили вагоны с авто (автовозы) там частная лавочка их разгружала Мне 54 года. все что помню вроде написал…

60. А теперь вернёмся назад, к ветви на станцию Октябрьские казармы МОЖД. Март 2004-го года. Путь ещё лежит, но на всём уже лежит печать запустения и безысходности. Как метко заметил под этим фото сам автор: «Одно знаю наверняка: не увидеть больше никогда здесь гусаров с конями в теплушках». Справа от пути можно увидеть пакгауз ОКБ «Сухого» и грустный старый ЗиЛ.

61. Сам пакгауз никуда не делся и по сей день, но вот рельс здесь больше нет и никогда уже не будет.

62. Памятник уходящей эпохе промышленной Москвы.

63. Вот мы наконец и пришли в конечный пункт нашего маршрута. Станция Октябрьские казармы Московской окружной железной дороги. Лето 2007-го года. Одинокий рельс одного из станционных путей, упорно рвущийся сквозь асфальт к свету, как цветок из-под снега по весне. «Крепким хозяйственникам» и «молодым реформаторам» железные дороги были не нужны и они методично побеждали их, закатывая в асфальт. Вот только победа их призрачна и недолговечна, как и их асфальт.

64. Железная дорога всегда строилась на века и потому нет-нет, а напомнит о себе, как мифический град Китеж, как восстающая раз в несколько лет из вод Рыбинского моря уничтоженная большевиками Молога.

И вот, как упрёк поколению потребителей начала 90-х, смотрит на нас, спешащих в Азбуку вкуса за вином и деликатесами, один из двух бывших тупиковых путей закрытой в 2000-м году станции Октябрьские казармы. Смотрит и как бы говорит: «Чтобы помнили! И не повторяли ошибок прошлого».

65. И, завершая наш исторический экскурс, бонусом приложу довольно интересное фото Ходынки конца 90-х годов из личного архива Алексея Макарова, не так давно выложенное в интернет. В правом нижнем углу фото (для увеличения — кликнуть) можно разглядеть ещё действующую станцию Октябрьские казармы, где грузовые вагоны стояли ещё в 2000-м году, а также памятник-самолёт, который также демонтировали и вывезли куда-то в неизвестном направлении.

Грустная получилась история, как и истории десятков других веток, канувших в небытие с приходом новых времён. Что ж, пусть она останется в истории нашего города и района хотя бы здесь, в этих подборках. Чтобы помнили!

Спасибо за внимание! ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий