Поиск

Поездка в Хакасию на новом поезде №113/114 Новосибирск — Абакан. Часть 1: Новосибирск — Шира.


Оригинал взят у krechet_d в Поездка в Хакасию на новом поезде №113/114 Новосибирск — Абакан. Часть 1: Новосибирск — Шира.

Хакасия — очень красивый и весьма популярный для туристов и отдыхающих регион, но долгие годы добраться до неё из Новосибирска было откровенно проблематично. Вроде бы и рядом (всего-то 838 км до Шира и 1036 до Абакана), но ехать долго: с учётом сборов на дорогу фактически уходило более суток: один день и две ночи.

Дело в том, что единственный поезд №68 Москва — Абакан выходил из Новосибирска в разные годы в шестом — седьмом часу утра. Зачастую до него нельзя было доехать даже на метро, не говоря об удалённых районах. То есть фактически ночь перед выездом поспать нормально не получалось, а среди ночи нужно было заказывать такси и ехать на вокзал.

Вот его график (взято с yandex-расписаний):

Но отправление рано утром — это ещё полбеды. Данный поезд ориентирован в основном на жителей юга Красноярского края и севера Хакасии, именно с того момента, как поезд сворачивал в Ачинске с Транссиба на юг, начиналась активная высадка пассажиров. Но обратите внимание, во сколько этот поезд проходил города и посёлки. Если полвосьмого вечера для Назарово, и десять вечера для Ужура ещё можно считать нормальным (хотя всё равно неизбежно теряется целый световой день на дорогу), то начиная с Копьёво все остальные населённые пункты поезд проезжал ночью. А это значит, что выспаться нормально и вторую ночь не получалось.

Для тех, кто ездит до Абакана и дальше, уже лет пятнадцать есть альтернативный достаточно быстрый и удобный вариант с пересадкой в Новокузнецке. Ускоренным электропоездом №857 Новосибирск — Новокузнецк, который отправляется в 14:40, а далее пересадка на поезд №676 Барнаул — Абакан, который отправляется из Новокузнецка в 10 вечера и прибывает в Абакан в 7 утра. Получалось полдня и ночь в дороге, при этом ночью можно было нормально выспаться. Но этот вариант удобен только для тех, кто ехал до Абакана, для жителей и отдыхающих на курортах на севере Хакасии он не годится.

Ещё можно было доехать на своей машине, можно стать попутчиком через бла-бла-кар, но эти варианты не для всех. Ехать на машине целый день тяжеловато, да и не совсем безопасно.

Как бы то не было, удобный поезд до Хакасии был действительно очень нужен, и многие писали об этом в РЖД/ФПК, даже предлагали различные графики. И неожиданно вдруг в конце прошлого года в ФПК пошли навстречу и назначили новый дополнительный поезд №113/114 Новосибирск — Абакан с совершенно другим расписанием. Вот таким:

Обратите внимание, поезд выходит из Новосибирска в 8 вечера, «транссибирский» участок своего маршрута (который дублируется множеством других поездов) проходит ночью, и только с утра «сворачивает» на линию Ачинск — Абакан, где и происходит основная высадка пассажиров. Таким образом, теперь фактически экономятся почти сутки на дорогу. Можно целый день работать или заниматься другими делами, а вечером сесть на поезд, всю ночь спокойно спать, а уже утром или хотя бы в первой половине дня приехать на место назначения, и там заняться своими делами. По-моему, просто отлично, если бы не очень мощная ложка дёгтя — поезд не ежедневный. Из Новосибирска и Абакана он выходит по нечётным числам, а когда идут два нечётных дня подряд (31-е и 1-е числа), поезд выходит 2-го и 4-го числа, а затем только 7-го. Это очень неудобно, особенно если поездка планируется на выходные.

В этом рассказе я подробно расскажу о поездке на новом поезде по маршруту Новосибирск — Шира. Бонусом — фотографии со станции Шира (их почти нет в сети, а станция очень интересная).

Собственно, этот новый поезд нас и подтолкнул к поездке. Так как добраться до Хакасии стало намного проще, то грех было не съездить в новогодние каникулы: отдохнуть, полазить по горам и пещерам, а заодно навестить родственников. С друзьями-знакомыми собрались аж четыре семьи, правда две из них перед самой поездкой отпали. Предвидя новогодний ажиотаж, билеты мы взяли за полтора месяца. Всего в поезде было 8 вагонов, из них 4 плацкартных, 3 купейный и один общий. Мы взяли плацкарт, к сожалению, вагонов такого класса с биотуалетами и кондиционерами в составе не было (в отличие от 68-го поезда). Забегая вперёд, скажу, что это, пожалуй, единственный минус этого поезда.

И вот 2 января нового 2019 года вечером мы приехали на вокзал Новосибирск-Главный.

1. Поезд №114 подали на 5-й путь. Время отправления — прибытия поездов дальнего следования с 1 августа 2018 года стало местным, но московское время на табло оставили в качестве дополнительного.

2. Маршрутная доска. Кто догадается, какая станция скрывается под наклейкой «Новосибирск»?

3. У нас 13-й вагон (первый за электровозом). Новые маршрутные таблички придумал какой-то «гений дизайна». Красиво, но совершенно нечитабельно, особенно в условиях плохого освещения. Я специально на фотоаппарате выставил настройки, максимально близкие к естественному восприятию.

Вагон был выпущен в 80-е годы прошлого века. Внутри оказалось очень жарко. Проводница извинялась, говорила, что перетопила вагонную печку во время дневного отстоя (график поезда такой, что в Новосибирске он проводит 12 часов — с 8 утра до 8 вечера). Обещала, что вентиляция включится, как только поедем.

Отправились ровно по графику в 19:58. Примерно через полчаса стало намного легче, а через час климат в вагоне стал полностью комфортным: не жарко и не холодно, воздух свежий.

4. Вагон прошёл КВР, но интерьер внутри был близок к оригинальному. И слава богу.

Да, именно такой интерьер (он выпускался с 1966 по 1997 годы) был наиболее эргономичным за всю историю советского плацкарта. Полки в нём были максимальной длины (172,5 см), при этом, обратите, внимание, их ничто не ограничивает. Тогда как в более поздних плацкартах верхние полки стали подвешивать на цепях, а длина сократилась до 166,5 см. Людям более высокого роста (а таких сейчас 72%) теперь стало возможно спать только скрючившись или по диагонали. А вот на таких вытянуться в полный рост ничто не мешает, что меня с моими 187 см очень обрадовало.

К сожалению, в старом вагоне не было ни розеток в купе, ни биотуалетов, но при короткой поездке это было не критично.

5. Дети поразительно быстро освоили подъём-спуск на верхние полки.

6.

7.

8. Сидят вместе, читают книжку.

9.

10. Около 10 вечера дети, наконец, стали утомляться и запросились спать. Но, к сожалению, яркий свет мешал, а проводница выключать его не спешила. Пришлось сделать импровизированные шторки (привет инновационному плацкарту :))).

Наконец, около 11 вечера все заснули. А там и яркий свет, наконец-то, выключили.

11. В полвторого ночи поезд прибыл на станцию стыкования Мариинск. Здесь заканчивается постоянный ток и начинается «Великое Восточносибирское царство переменки», которое тянется до самого Владивостока. ЭП2К, который тянул нас от Новосибирска, отцепился, а вместо него встал ЭП1.

Сфотографировав электровоз, я вернулся в вагон и лёг спать. Но долго спать не получилось. В 2:10 я проснулся из-за того, что поезд резко и неожиданно остановился. Причём хоть и на станции, но даже не на боковом, а на главном пути. Этой стоянки в графике не было…
Через полчаса стало ясно, что случилось что-то серьёзное. Поезд стоял, навстречу тоже движения не было. Вентиляция не работала, в вагоне стало душновато.
В 3:30 со стороны Мариинска по неправильному (встречному) проехал восстановительный поезд. Я подумал, что мы рискуем задержаться тут на несколько часов, если авария серьёзная. К этому времени из-за жары и духоты в вагоне проснулась почти половина пассажиров.
К счастью, в начале 5-го часа движение открыли.

12. Как только поехали, в стороне увидели огромную пробку на федеральной трассе Красноярск — Кемерово и стало понятно, что причиной задержки была авария на переезде. А вскоре увидели и сам переезд и лежащую на боку разбитую фуру. Видимо, её отодвигали восстановительным поездом.

подробности и фото от ОГИБДД Мариинского района Кемеровской области

Да, в этой аварии никто не пострадал.

В вагоне быстро восстановился комфортный климат и все заснули. В Ачинске, где меняют электровоз на тепловоз, а также где недавно реконструировали вокзал, я не выходил. Из-за опоздания стоянку сильно сократили и был риск опоздать, да и спать хотелось. Фотографии с Ачинска будут на обратной дороге.

13. После беспокойной ночи большинство пассажиров спали долго и проснулись только с рассветом, когда поезд уже несколько часов катился по тепловозной однопутке на юг, среди слегка покрытых снегом хакасских степей.

14. Степь, залитая утренним солнцем — это очень красиво. Жаль, стекло у вагона было грязноватым.

Кто-то из детей заметил, что кажется поезд движется обратно. Это действительно так было. Дело в том, что в Ачинске поезд меняет направление. Теперь наш вагон из первого стал последним. Когда я брал билеты, то я специально выбрал этот вагон, надеясь пофотографировать через окно в тамбуре пейзажи, но не получилось — дверь в нерабочий тамбур была заперта на ключ. Проводница, рассудила, что раз там ничего нет, то пассажирам ходить не стоит.
Ещё после Ачинска поезд меняет номер на нечётный (из 114 делается 113-м). Так на РЖД заведено, поезда, которые движутся на юг или на запад — нечётные, а на север или восток — чётные.

15. Расписание поезда в вагоне. Обратите внимание, поезда два, по прибытии в Абакан этот состав уйдёт по маршруту №675 Абакан — Барнаул.

Сам состав поезда барнаульский, проводники тоже. По словам проводницы весь четырёхдневный маршрут Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Ачинск — Новосибирск и обратно (да, вот такая вот почти замкнутая «кругосветка») они работают в одиночку. При этом только в Новосибирске у них есть возможность отдохнуть (там поезд стоит 12 часов). А в Абакане между прибытием и отправлением всего 3 — 8 часов, тут особо не поспишь. Интересно, как такая работа соотносится с ТК?
Но надо отдать должное проводнице, внешне она держалась вполне хорошо, была доброжелательной и вежливой, порядок в вагоне поддерживала.

16. Станция Копьёво. Это уже Хакасия.

Ужур и ещё ряд станций я фотографировал на обратной дороге, смотрите их в следующей части.

17. Снова степи с невысокими горами.

18. Долина реки Белый Июс и гора с девонскими обнажениями вдалеке.

19. Станция Июс. К сожалению, почти все оригинальные вокзалы на линии несколько лет назад реконструировали с типовой обшивкой сайдингом. А вот до перекраски в новые «корпоративные» цвета РЖД пока, к счастью, тут не дошло. Глаза отдыхают от красно-серых красок. Этим, а также, разумеется, просторными степями, эта линия напоминает Казахстан.

20. Второй путь на станции Июс. На этой станции их всего два. Везде деревянные шпалы, стыки, полуавтоматическая блокировка. Линия малодеятельная, увидеть встречный поезд здесь — это удача. Нам не попался.

21. Пересекаем реку Белый Июс. Эту реку, а также её продолжение — Чулым, поезд на своём маршруте пересекает трижды. Возле Июса, Назарово и Ачинска.

В 11:05, ровно по графику, поезд прибыл на станцию Шира. Ночное опоздание в 2 часа нагнали легко. Визуально даже не замечалось, что поезд едет немного быстрее.

22. Пассажиров в Шира вышло много. В основном отдыхающие и туристы. Место очень популярное.

23. Ну а мы побежали в начало поезда — посмотреть и сфотографировать тепловоз. Это был 2ТЭ10М-2592. По обороту он пойдёт с поездом №67 Абакан — Москва, поэтому и две секции. Для более короткого 113-го хватило бы и одной скорее всего. А вообще, профиль на линии очень тяжёлый, есть перевал с уклонами до 20 тысячных.

24. К слову, магистральный тепловоз дети увидели впервые. Он очень впечатлил их своими размерами. Маневровые ТЭМ18ДМ, которые есть в Новосибирске, кажутся совсем маленькими в сравнении с таким монстром. Эх, это они его ещё не видел с грузовым на перевале. Нужно будет попытаться свозить летом.

25. Через несколько минут поезд отправился, тепловоз, обдав нас терпким запахом солярки и масла, потянул состав дальше на юг, к Абакану. Почему-то вспомнилось: «На перегоне Шира — Абакан слегка качается вагончик-ресторан. Два тепловоза тянут на восток…» Хотя песня про другой 67-й поезд, который тут идёт ночью. Я много раз ездит на этом поезде, надо сказать автор песни очень верно передал реалии.

26.

27.

28. Прошло несколько минут и гул дизеля тепловоза стал помаленьку теряться вдалеке. На станции наступила тишина.

29. Предыдущий раз на станции Шира я был летом 2002 года. Как давно это было, как всё изменилось с тех времён, и в моей жизни, и в России, и на РЖД. И тем поразительней, что на станции Шира всё осталось как было и 20 лет назад. Как это не банально, но время тут как будто остановилось.

30. Вот вокзал с отделкой из местного камня. Он почти не изменился.

31. Да, ему заменили крышу, вставили пластиковые окна, но нет ни сайдинга, ни серо-красных цветов. Красота 🙂

32. Внутри аналогично. Да, заменили скамейки, сделали новую проводку, поставили терминалы и т.п. Но оригинальная отделка натуральным мрамором сохранилась!

33. Памятная табличка.

34. Вид с крыльца. Кое-что всё же изменилось. Появился макет паровоза Черепановых, заменили деревья, фонари.

35.

36.

37. Какое-то служебное здание начала XX века.

Да, дорогу Ачинск-Минусинскую железную дорогу начали строить в 1913 году, но из-за революции и гражданской войны строительство было приостановлено и в эксплуатацию линию ввели только в 1926 году.

38. Вид на север, в сторону Ачинска. И обратите внимание, какое на всех этих снимках просторное небо над головами! Никакой паутины из проводов, простор 🙂

39. Этой церкви в начале 00-х ещё не было.

40. Ажурный заборчик — ещё один артефакт эпохи МПС СССР. И ведь даже не перекрасили в соответствии с нынешним бредбуком!

41. Дым из местной котельной порой закрывал солнце.

42. Немного фотографий посёлка Шира.

43.

44. Советский арт.

45. Последнее фото с Шира, вскоре мы сели на такси и уехали в Ефремкино.


Про обратную дорогу я расскажу в следующей части. Там будут фотографии с самого красивого участка этой линии Сон — Шира, а также станций Ужур и Ачинск. А в конце подведу плюсы и минусы нового поезда.

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий