Поиск

Как собирали танк Тигр. Сборочный конвейер. Шаг за шагом.


Т-VI «Тигр» — самый известный немецкий танк времен Второй Мировой войны. Машин было выпущено мало, всего 1354 единицы, но они громко заявили о себе. Трудоемкость производства одного танка составляла 300.000 человеко-часов, что почти в 60 раз дольше, чем производство танка Т-34, на который уходило всего 5100 человеко-часов.

Танк Тигр-I был разработан и изготавливался фирмой Хеншель. Фирма Хеншель берет свое начало с 1810 года. Впоследствии она стала крупнейшим производителем локомотивов в Европе. В годы Первой Мировой войны фирма выполняла военные заказы германского правительства.

В годы Второй Мировой войны фирма выполнял военные заказы теперь уже нацистского правительства. Она поставляла в войска танки, самолёты, артиллерийские системы. Среди выпускаемых танков были такие как Т-I, Т-II, Т-III, Пантера, Тигр I, Тигр -II.

Главным конструктором танка Тигр был Эрвин Адерс. 5 сентября 1942 года он с немецкими чиновниками и военными прибыл на завод Хеншеля в город Кассель для того, чтобы ознакомить их с производством нового танка.

Изготовление комплектующих для танка Тигр занималась множество фирм, часть из которых существует до сих пор.

Корпуса для производства танков Тигр изготавливались двумя фирмами: Круппа и Дортмун Хеордер. После изготовления корпуса по железной дороге поставлялись на завод в город Кассель, для последующей обработки и сборки танка Тигр.

Сборка тигров осуществлялось на заводе Хеншеля в третьем и пятом корпусах.

Башни для танка поставляла компания Вегмана. Этот завод также находился в городе Кассель.

Изготовление танка на заводе было разбито на 9 этапов или иначе тактов, каждый по 6 часов. На производстве работала 8000 человек в две смены.

Первый этап включал в себя разгрузку корпусов прибывших с заводов Круппа и Дортмунд Хеордер. До начала сборки в этих корпусах необходимо было провести обработку различных технологических отверстий. Сама по себе разгрузка и перемещение тяжёлых массивных корпусов было сложной задачей.

Второй этап. После доставки корпуса в цех начинался второй этап производства. Корпус выставлялся на бетонном основании, и начиналось обработка отверстий под балансиры подвески. Обработка производилась шестишпиндельным станком.

Третий этап. После обработки этих отверстий, корпус перемещался к четырехшпиндельному станку, где проходила обработка отверстий торсионов и конечных передач. После обработки отверстия под элементы ходовой и бортовых передач, доходила очередь до крыши корпуса.

Четвертый этап. Корпус доставлялся к вертикальному станку, и начиналась обработка люков механика-водителя и стрелка радиста, моторного отсека, погона башни. Корпус перед обработкой необходимо было выставить максимально точно. Обработка погона башни была заключительным этапом в обработке корпуса Тигра. После этого он был готов к сборке.

Пятый этап. Обработанные корпуса доставлялись на линию сборки. Вдоль всей линии были уложены комплектующие для сборки. Это были различные элементы подвески, топливные и масляные емкости, торсионы, вентиляторы, топливные и масляные магистрали.

По цеху корпуса перемещались по рельсам на тележках, установленных под корпусом танка. Бригады рабочих была разбиты на звенья, специализирующиеся на установке определённых узлов или механизмов. На каждом определенном участке над сборкой корпуса одновременно работало сразу несколько звеньев рабочих, каждое из которых устанавливало детали, определённые технологическим процессом.

В этих же цехах, в которых проводилась сборка Тигра, проходила обработка узлов и деталей, доставленных сюда из других цехов предприятия и предназначенных для танка.

Здесь же в цехе рабочие на станке обрабатывали катки подвески Тигра, а на соседнем участке происходила конечная сборка этих катков. На катки устанавливали и закрепляли бандажи и ступицы.

Здесь же рядом проходила обработка и сборка ведущего колеса танка.

Шестой этап. После монтажа емкостей, электропроводки, топливных и масляных магистралей, других узлов и механизмов, начинался шестой производственный этап.

Во время шестого этапа собиралась подвеска танка, устанавливались двигатель и трансмиссия, одевались гусеницы. Корпус танка был готов к отладке механизмов, тестированию и ходовым испытаниям.

Работы в цехе напоминали встревоженный муравейник, где каждый участник процесса выполнял свою задачу.

Подвеска танка Тигр из-за расположения катков называли шахматной. Способ расположения катков в шахматном порядке позволяла снизить удельное давление на грунт, повысить плавность хода, но она была сложной в изготовление и обслуживании. Танкисты проклинали конструкторов, когда им приходилось менять вышедшие из строя внутренние катки.

Детали подвески были тяжёлыми и для удобства монтажа использовались различные тележки и приспособления. Подвеска танка была торсионного типа.

Одновременно со сборкой подвески Тигра, происходило установка двигателя Maybach, трансмиссии, коробки передач.

Как отмечалось ранее, шахматное расположение катков позволяло улучшить плавность хода, но обслуживание и ее ремонт в полевых условиях вызывало множество нареканий. Танкисты жаловались, что в весенне-зимний период часто между катками забивалась грязь, а к утру, она смерзалась. После этого танк невозможно было сдвинуть с места. Нередки были случаи, когда подразделение Красной Армии атаковали противника в то время, когда из-за грязи и мороза танки обездвиживались.

По завершению шестого этапа, когда почти все узлы и комплектующие установлены, установлен двигатель и трансмиссия, коробка передач, карданный вал, танк «обувают» в гусеницы. Перед этим гусеницы расстилают впереди танка, после этого его на тележках накатывают на них, а потом, с помощью крана, корпус приподнимают, тележки выкатывают из-под корпуса, а сам корпус опускают на гусеницы.

Оставалось только одеть и натянуть тяжелую гусеницу. Для облегчения работы использовался трос. Один конец троса цеплялся за гусеницу, после чего трос захлестывают через звездочку. Затем двигатель машины запускался на самых малых оборотах, включалась передача. Звёздочка начинала вращаться и натягивала гусеницу. Подобные тросы поставлялись и с танками, потому что танкистам для перевозки танков по железной дороге приходилось менять боевую гусеницу на транспортную, и наоборот.

Седьмой этап. С установкой гусеницей завершался шестой этап и начинался седьмой. Происходила настройка и регулировка механизмов, их проверка, тестирование двигателя и ходовой, проводился своеобразный тест-драйв. После этого все выявленные недостатки устранялись, и танк подавался на линию для окончательной сборки.

Восьмой этап. Установка башни, это один из самых заметных моментов восьмого этапа. На этом этапе происходила установка вооружений, прицелов. Процесс сборки тщательно контролировался ми и инженерами. После того, как устанавливалась башня, танк выглядел вполне завершенным.

Девятый шаг. Шла работа по доведению танка до полной готовности, окраска всего, что не было окрашено раннее, установка и отладка вооружения. Танк переобували в транспортные гусеницы для последующей перевозки по железной дороги. С него снимался ряд внешних катков подвески. Машина передавалась заказчику, грузилась на железнодорожную платформу. Тигры отправлялись на фронт.

В годы войны Кассель около 40 раз подвергался бомбардировкам. Доставалось и заводу Хеншеля, особенно осенью 1943 года, когда в ночь с 22 на 23 октября на город было сброшено 1800 бомб. Завод получил серьезные повреждения, среди рабочих были раненые и погибшие.

Но завод продолжал поставлять для фронта танки вплоть до того момента, пока не был захвачен союзниками. Это произошло 4 апреля 1945 года.

Тигр, несмотря на свои выдающиеся показатели, оказался сложной в производстве машиной. Многие военные специалисты считают, что этот танк из-за своей сложности стал одним из могильщиков Панцерваффе. Заводы Германии просто не в состоянии были увеличить производство танков и восполнить потери Германии в бронетехнике. Так что, в проигрыше Германии во Второй Мировой войне есть и его лепта.

(с)

См.также:

Танк Пантера – могильщик Третьего Рейха?

Немецкие танки. Уникальные и парадоксальные

А был ли Тигр "королевским"?

Танковый завод Крайслер LIFE 1942

Уральский танковый завод № 183 (Нижний Тагил)

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий