Поиск

Выставка «Владимир Высоцкий. Страницы жизни» и «Роман о девочках» в театре Театре У Никитских ворот


25 января я «праздную» день рождения Владимира Высоцкого театре «У Никитских ворот» на открытии выставки "Владимир Высоцкий. Страницы жизни" и спектакле по его «Роману о девочках».

Театр «У Никитских ворот» красиво расположен на пересечении Тверского и Никитского бульваров и Большой Никитской улицы.

Выставку открывал Марк Розовский, основатель и бессменный художественный руководитель театра. Заслуженный деятель искусств и народный артист РФ, сценарист фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» и многое другое. 91 год. Я слушала его из-за толпы и видела, насколько он погружен в литературно-театральный мир. Эдакий мудрец современного российского театра.

Также на мероприятии присутствовал Никита Высоцкий, сын поэта, директор музея «Дом Высоцкого на Таганке». Это мероприятие является частью проекта "Высоцкий у Никитских ворот", приуроченный ко дню рождения Поэта. Это совместная акция театра "У Никитских ворот" и Государственного музея Владимира Высоцкого.

Публика была высокого интеллигентного класса. В театре во всём присутствовал элегантный дух. Шикарная люстра в фойе.

Фотографиями выставки (около 100) было оформлено 6-7 стен по разным периодам жизни Володи. С интересными подписями что, кто и где. Эта стена меня влекла более всего. Здесь Володя такой мужественный и привлекательный. На такой его образ будет отсылка в предстоящем спектакле.

«Роман о девочках» — прозаическое произведение Высоцкого, обнаруженное в его бумагах посмертно. Возможно, незаконченное. Ориентировочный год написания по некоторым сверкам фактов и мелочей – 1977-й, за 3 года до смерти автора. Рукопись не была озаглавлена. Состоит из трёх автономных, но перекликающихся частей. Марк Розовский поставил единственный спектакль по этому произведению в 1989 году, то есть 30 лет назад. И интерес к этой постановке не стихает.

Итак, входим в зал. Это высокий, неширокий амфитеатр. С его середины был отличный обзор сцены. Оформление сцены лаконичное, но говорящее: обшарпанный кирпич, огромный неказистый мусорный бак, вертикальные железяки, которые служили и стенами квартиры, и решётками тюрьмы, и любовным ложем, и высотой, на которую забраться, чтобы возвыситься над другими героями. Такой вид сцены отражал эпоху послевоенной советской разрухи, кое-как собранный быт, тему дворового мира, то есть не самые лицеприятные стороны 50-х и 60-х. Однако, как везде и во все времена и на любом фоне живых чувств будет много, и они то нас более всего и интересуют. Мы окажемся во дворе, школе, пионерлагере, гостинице, тюрьме – с теми нравами и атрибутами, которые тогда там властвовали, и энергиями, которые там кипели.

Главные герои. Валютная проститутка Тамара Полуэктова, которую играет обворожительная Виктория Корлякова. Она рассказывает историю своей жизни и делает это непринуждённо, как будто бы воспоминания, даже грустные, её забавляют. Повествование ведётся в трёх планах. Порой Тамара — героиня действия в полноте эмоций. Иногда она просто рассказчица, как будто за кадром. А иногда она героиня сцены, но хихикает в ней и над ней, как будто она же является зрителем этой сцены. Это режиссёрское решение считаю привлекательно слоистым.

Коля Святенко, он же Коллега, дворовый авторитет, первый возлюбленный Тамары. Его образ харизматичный, искромётный, не оставляющий равнодушными женские сердца. В нём я вижу Высоцкого. То, что я читала в разных биографиях Высоцкого, резонирует: самоуверенный, крепкий, но невысокий шалопай с красивой внутренней печалью, покоритель женщин, не боится никого и ничего, не особенно привлекательный по канонам, но неумолимо притягательный и мужественно чувственный. Каждый раз я радовалась его появлению на сцене. Соответственно, мне понравился и Сергей Шолох, который разыграл такой образ из своей собственной выразительной харизмы.

Александр Кулешов, артист с того же двора, в итоге муж Тамары. Его литературный образ также перекликается с образом Высоцкого, только в другой плоскости. По сюжету он играет в московском театре главные роли, играет на гитаре, поёт блатные и военные песни, хотя ни там, ни там не был. Кулешов в спектакле почти не присутствует как персонаж, он тот, кому Тамара повествует свою историю жизни. Он как будто и пересекается с другими персонажами, но скорее как наблюдатель. Плюс оформляет многие сцены песнями Высоцкого на гитаре. Кулешова играет заслуженный артист РФ Денис Юченков, потомственный актёр, высоко профессиональный и собранный. Розовский называет его одним из самых опорных лицедеев труппы. Впрочем, с Шолохом они устраивали эдакие дуэли на гитаре, когда песню Высоцкого они передавали друг другу, или отнимали друг у друга, ведь в итоге они оказываются соперниками.

Отец Тамары, Максим Полуэктов, участник войны, бывший надзиратель, пропоица. Мерзкий, презрительный старикан, которого гениально играет заслуженный артист России Андрей Молотков. Неделикатным и одновременно с глубоким духовным взглядом увиделся мне этот почтенный актёр. Хотя его персонажа хотелось вытолкать в зашей со сцены, чтобы не поносил он всех и вся, начиная с жены и дочерей. Линия жестокого отцовства, вероятно, и привела по простым психологическим линиям Тамару к проституции. Хотя были, очевидно, и другие, социальные причины.

Мать Тамары – это грубоватая, но добрющая женщина, которая однако своих защитит как тигрица. Маргарита Рассказова, которая в театре с его основания, мне увиделась душкой, хоть и брутальной. От неё веет видением житейской правды и умением воспроизвести эту правду в любой требуемой форме. От неё на сердце было очень хорошо: светло и глубинно. Эта старая гвардия восхищает своими пронзительными линиями, которым нам всем – зрителям, актёрам, людям – надо учиться. Без выпендрёжа через них говорит жизнь в своей полноте и в своём искусстве.

О чём, в целом, постановка? О жизни советской простецкой действительности. Поструганные войной люди жили, как могли. Высоцкий и Розовский за ним следом не стесняются показывать тот пласт жизни без прикрас, подчёркивая пошлость, жуткий примитивный быт, грубость мышления. Однако, я бы отметила, что история на сцене претворяется устами красивой, хотя местами и опущенной женщины, поэтому история всё же приглаженная. Не разрывала она сердце мерзостью, на которую было много намёков. Кроме того, это жизнь коммунального двора, добрых хулиганов, околокриминальных историй, тюремной лирики, девчонок, ищущих радости любой ценой, бесцельных неудачников и настрадавшегося старшего поколения. Этот мир определённо хорошо знаком Высоцкому и трепетно любим им. Розовский создаёт много колоритных и гротескных сцен на эту тему, приближая её к зрителю: где старший зритель вспоминает и ностальгирует, а младший зритель знакомится и изучает. Актуальность данной постановки ещё очень не скоро может сойти на нет, если вообще может. Тем более многий зритель тяготит не к возвышенному, высокопарному искусству, а к вот такому – пронзительному по-живому и даже омерзительному.

И, конечно, любовь. Если грубо сформулировать, это история любви проститутки и уголовника. Грубость эта нужна, чтобы очертить выпуклые грани. Хотя это и к истине то не очень близко, потому что Тамара проституткой то стала, после того как Коля стал уголовником, а она его не обещала ждать и не ждала. Искала счастья дальше в жизни.
Но если тонко, то… Хм, то, как влюблялся Высоцкий мы знаем по книгам, он то умеет. И женщины вокруг него были крайне интересные. Вот и здесь история, как мне дико нравится, такой страсти двух выразительных личностей, страсти всё смывающей, дерзко красивой в своей смелости и неприкрытости.
Эта любовная сцена, которую я постеснялась фотографировать. А это было так чувственно, до электричества. Розовский выбирает для этой сцены вертикальный формат (эка шалун), чтобы были видны мужественные мускулы спины и нежные плечи.
Поймала в кадр их первый поцелуй, мне достаточно 🙂

Но дальше перемолотые судьбы, несостоявшаяся любовь, они – жертвы времени. И потому к этому трёхчасовому срезу жизни я в итоге испытываю сочувствие и нежное чувство. Много всего человеческого показали, и боли, и радости поверх. Такая наша жизнь.
Володя Высоцкий, спасибо, что ты бесконечно для нас живой!


ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий