Поиск

Моя радиоколлекция (часть 1)


Несколько лет назад у меня начала формироваться коллекция старой советской радиотехники. Начало положило желание добавить в интерьер нашего дачного дома, выдержанного в ретро-стиле, элемент, так сказать, радиотехнического дизайна прошлых лет. Сам домик был построен ещё моим дедом в начале 60х на 10 сотках участка в подмосковном садоводческом товариществе, впоследствии, поколениями нашей семьи этот домик неоднократно реконструирован-модернизирован, до состояния, пригодного для постоянного и круглогодичного проживания. Когда-то, когда дом только построили, на дачу свезли, как это было тогда принято, всё так называемое старьё: мебель и предметы домашнего обихода, переставшие соответствовать тогдашнему представлению (60е) о домашнем уюте, но выбростить которые руки не поднялись. Некоторые предметы сохранились по сей день (бабушкины комод, буфет, книжный и платьяной шкафы…), что и определило общий стиль. С поиском отправился на интернет-барахолки, типа «АВИТО», а так же некоторые сайты, где тусуются коллекционеры подобной техники.

Первенцом моей коллекции стала вот эта неплохо сохранившаяся радиола «Латвия» РН-59, рижского завода VEF, 1962 года выпуска (радиола — комбинированное устройство, состоящее из радиоприёмника и проигрывателя грампластинок), модель, весьма распространённая в 60е.

Вот она в интерьере

Впоследствии уступила место на бабушкином комоде другим, более винтажным экспонатам, переехав в городскую квартиру, где обстановка более соответствовует дизайну 60х.

Точно такая радиола была у нас в моё детство (60е), и на ней я 5-6 летний, научился самостоятельно проигрывать пластинку Робертино Лоретти ( вот эту самую, чудом сохранившуюся…)

…а так же ещё несколько сохранившихся у нас пластинок из детства, чудом не выброшенных при переездах, десятилетиями пылившихся в каких-то дальних кладовках и антресолях, которые, по причине дикой запиленности, невозможно играть на какой-то более современной аппаратуре, очень хотелось послушать.

третьим побуждающим мотивом радиоколлекционирования было желание, в условиях схлопывающейся на глазах недолгой информационной свободы в нашей стране, иметь доступ к неподцензурному информационному пространству радиоволн, где, случись чего, можно было бы, как встарь, сквозь эфирные шумы услышать слово правды на волнах, например, радио «Свобода», несмотря на имеющееся интернет-вещание, продолжающего так же работать в радиоэфире.

Следующим экспонатом моей коллекции стал радиоприёмник «Балтика», тоже рижского завода VEF 1953 года выпуска.

Такой же был у моих деда и бабушки, доживал на даче, но погиб в огне при пожаре в бане, в начале 2000х.
«Балтика» — один из самых распространённых приёмников 50х, выпускавшийся, помимо VEF (Valsts Elektrotehniskā Fabrika) , ещё в Горьком на заводе ЗИЛ (завод им Ленина), а так же Харьковским радиозаводом. Представляет из себя модернизированный (ухудшенный) вариант довоенного приёмника «VEF-Super», разработанного ещё в свободной Латвии великолепного, очень изящного приёмника с круглой шкалой, выпускавшегося до конца 40х.
Вся аппаратура в моей коллекции исправна и используется в повседневной жизни, в некоторые старые приёмники (в частности, в эту «Балтику») я вставляю платы для приёма современного радио в диапазоне FM (вытаскиваю из недорогих китайских приёмничков), синхронизирую механизмы настройки, и получаю таким образом ретро-приёмник, имеющий (помимо стандартных СВ,ДВ,КВ) FM-диапазон.
Вообще, интерес к коллекционированию побудил поинтересоваться историей производства предметов моей коллекции. Надо сказать,что в довоенном СССР никакого массового производства доступных бытовых радиоприёмников не имелось, в отличии от стран Европы и Америки, где домашнее радио уже к началу 30х было общедоступно и имелось в каждом доме. На советских радиозаводах выпускалась в основном аппаратура связи для армии и флота, и в качестве побочного производства, мелкосерийно делались копии американских приёмников фирмы RCA (модели СВД, 6Н-1 и некоторые другие), доступные весьма узкому кругу потребителей: партбонзам, генералам, научной и творческой элите. Ширнармассы довольствовались проводным радиовещанием одной-единственной программы государственного радио, транслируемой через висящие на кухнях громкоговорители-тарелки, а в сельской местности — через рупор на столбе у сельсовета (что весьма устраивало тогдашний большевистский тоталитарный режим). Фактически, налаженное производство бытовых радиоприёмников было «приобретено» после вступления СССР во 2 Мировую войну, в ходе аннексии (в соответствии с известным пактом Молотова-Риббентропа, а фактически Сталина-Гитлера) территорий стран Балтии и части Польши, где давно существовали основанные ещё в 20х радиозаводы, выпускавшие (на европейской элементной базе) очень достойные и доступные приёмники, массово экспортируемые по Европе и другим странам. Рижские VEF и RRR, таллинский RET (в СССР к нему добавили Punane-красный), виленский Elektrit (после аннексии и передачи Вильно из Польши в состав Лит.ССР перевезённый в Минск) и стали на долгие годы предприятиями, выпускавшими львиную долю бытового радио в СССР почти до его конца.

Ещё один приёмник из Риги, но сделанный другой фирмой — RRR (Rigas Radio Rupnica) — Рига 6, 1952 года.

Стильный и гораздо более редкий, нежели «Балтика» (аналогичного класса), и поэтому гораздо выше ценимый коллекционерами. Отреставрировал его, как мог: покрасил корпус, заменил рваную ткань. Полностью исправен, ждёт донора FM-платы.

Рига 10 (тоже производства RRR)- дорогой для своего времени, меломанский приёмник, имеющий двухтактный выход и мощный широкополосный динамик, с мягким глубоким басом, очень востребован у коллекционеров. 1954 год.

Приёмник в оригинале покрыт светлым шпоном карельской берёзы, но мой экземпляр был в довольно плачевном состоянии (хранился в сыром гараже, шпон был серьёзно попорчен плесенью, зато сохранна родная ткань, что очень ценно), поэтому пришлось покрыть его тёмным лаком. Оригинальная конструкция шкалы настройки: при переключении диапазонов (ручкой на боковой стенке) в узком вертикальном окошке шкала передвигается-своя под каждый диапазон, разного цвета.
Работает, имеет встроенный диапазон FM.

Ещё один VEF — радиола ВЭФ-Аккорд, 1959 год. Хороший пример начинающейся стагнации: по схемотехнике — та же «Балтика» (т.е. ещё довоенная разработка), по дизайну — соответствует концу 50х, но маловыразителен, в общем дешёвый ширпотреб, выпускался до 1961 года.

Приёмник тоже «гаражный», был в ужасном состоянии. Оригинальную отделку — покрытую лаком бумагу с рисунком под дерево (сохранилась и видна на внутренней стороне крышки проигрывателя) я зашкурил и по фанере покрыл тёмным лаком, ткань заменил на новодельную (специально изготовленную для реставрации старого радио). Работает, слушаю старые пластинки, радио «Свобода» и много чего со всего мира на КВ и СВ, для современного радио вставлен блок FM.

Минск 55.

Мощный, дорогой аппарат, с двухтактным выходом, 45 кг весом. Несколько упрощённый вариант «Белоруси 53» (чуть менее пафосный внешне, без блока фиксированной настройки). 1955 год. Минский радиозавод им.Молотова, впоследствии — п/о «Горизонт». Это тот самый завод виленской фирмы Elektrit, вывезенный в конце 1939 года в Минск: всё оборудование, материалы, комплектующие, готовая продукция, а так же весь персонал. До середины 50х в Минске и Ленинграде под различными названиями (Маршал, Пионер, Нева, Минск…)выпускались приёмники по модели, разработанной в середине 30х по заказу фирмы Elektrit австрийской фирмой Minerva. Но к Минску 55 это отношения не имеет, он ведёт свою линию от немецкого Blaupunkt модели 1939 года, с конца 40х выпускаемой в Минске под названием «Беларусь».

В гараже, в процессе реставрации.

Заменил ткань на хороший новодел, зашкурил и покрыл лаком.
Работает на всех диапазонах, а так же используется для прослушивания старых пластинок на соответствующей эпохе технике (фоноле), о чём будет в продолжении.

Москвич. Дешёвый простой двухдиапазонный приёмник, для кухни.

Выпущен 25 февраля 1952 года

Один из самых массовых приёмников 50х, выпускался несколькими заводами до начала 60х, имеет несколько вариантов схемы, а так же цвета пластмассы и оформления шкалы. Несмотря на массовость, в настоящее время хорошо сохранившихся Москвичей немного: корпус у него из хрупкого карболита, очень легко колется, а обращались с ними чаще всего бесцеремонно, в особенности когда они устарели, и расколов, безжалостно выбрасывали.

Принимает на СВ радио «Свобода» и много чего другого, на ДВ 1 программу польского радио, румынское радио с фольклорной музыкой. Ждёт донора FM.

Продолжение следует
soviet-life.livejournal.com

Добавить комментарий