Поиск

«Ба» Коляда-театра на гастролях в театре Булгакова


Когда я впервые встретила название Коляда-театр, я, темноватый человек, подумала о чём-то народном. Потом в жж стали появляется один за другим отзывы о спектаклях Коляды-театра, и я узнала, что Коляда – это человек, и весьма интересный. Потом ajushka из глубины души посоветовала мне не пропустить Коляду в Москве, и я не пропустила и узнала, что Коляда – это неординарная личность.

Немного фактов о нём. Николай Коляда — заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель частного екатеринбургского Коляда-театра, основанного в 2001 году. Родился в Казахстане в семье работников совхоза. Преподаёт в Екатеринбургском государственном театральном институте, активно пишет пьесы (на данный момент их 93), проводит театральные фестивали. Говорит, любит переписывать классику под себя.

Каждую зиму в Москве проходят гастроли «Коляда-театра» на двух площадках: в Театральном центре «На Страстном» проходят более масштабные постановки (песни-пляски, как говорит Коляда), а в театре Булгакова уютные камерные спектакли. Я оказалась там на 12й день гастролей. Николай сердешно и прямо приветствовал публику в зале, узнав тех, кто приходит не первый раз. Мне он увиделся таким добрым мудрым волшебником. Схожие ощущения у меня вызывали Юрий Норштейн, Иван Максимов, то есть мастера творчества из самых глубин, видящие суть и живущие в широкой душе. С такой фамилией Коляде и пристало создавать нечто такое народное и пронизывающее.

Мы на «Ба». Это постановка Николая Коляды по пьесе Юлии Тупикиной из Красноярска. Кстати, популярный в прошлом году фильм Германа-младшего «Довлатов» был создан в соавторстве с Юлией. «Ба» — пьеса в одном действии, современная и прекрасная.

В Столице живёт Оля, которая 9 лет назад уехала из провинциальной Сибири, стесняется своей фамилии Скотинкина (материнскую Голопупенко тоже отвергла, а выбрала себе для Москвы фамилию Предвечная), работает в Останкино, живёт уже без огонька с бойфрендом в однушке по ипотеке. Иногда занимается йогой, тусит по клубам и так далее. И тут как снег на голову к ней приезжает Бабушка из Сибири, которую она в принципе любит, но бабушки становится сразу слишком много. Она ведёт с Олей непрерывный откровенный разговор об Олиной жизни, и сложно поспорить с её честными базовыми понятиями добра и порядочности. И неважно, что жизнь там в провинции в их семье вовсе и не праведно сложена, но Бабушкино сердце говорит светло и справедливо. Оля снимала маску за маской. А у Марии Васильевны таких и не было. Это был самый искренний театр, который я видела.

Монологи Бабушки удивительные: ни слова ни убрать, ни добавить. А Оля срывалась в монолог только, когда её накрыла истерика, и понадобилось высказаться в сердцах. Мария Васильевна задвигала Оле необходимости тех или иных изменений в жизни, быту. Оля брыкалась всеми руками и ногами, но изменения происходили. У Бабушки было всё просто: если парень слабый – то вон! Если нет растений в доме – то принести от соседей. Если день рождения – то нарядиться и справлять. Если есть Мать – то надо наладить с ней прерванные отношения.

Линия с Матерью в конце спектакля, погрузившегося в темноту, пробрала до слёз, вероятно, половину зала. На этом, причём, Ба свою миссию выполнила и тихо отбыла.

Бабушкой говорило само естество, исконный дух народности, мудрый и чувствительный фольклор. В этом было приятно купаться. Её играла заслуженная Тамара Зимина, которой 75! Коляда назвал её «изумительной», таковой она и была, мне очень дорого это удалённое знакомство. (Как и с Николаем тоже). Бабушка выступала и как шаманка, так по-простому, как каждая баба на деревне при желании будет шаманкой. Близкое видение, да, честно скажу.

Олю играла выразительная деваха (прошу прощения, если грубовато, не на этом акцент) Плесняева Ирина. Она очень убедительна в своих масках и «настоящем» лице. Её подруга Маша мне понравилась, я всё время хотела назвать её Верой, а так актрису зовут в жизни. В целом, все персонажи были выражены очень чётко, и подбор актёров определённо Коляда делает правильно. Я вообще полагаю, что Коляда – интуитивный человек, это невидимо окутывает всё увиденное в этот вечер на сцене.

Сценическое пространство было абсолютно камерным: из оформления лишь двуспальный топчан с кучей подушек и балдахином, напольная вешалка, деревянная дверь и мягкий синий, немного флуоресцентный свет. Иногда эта комната быстренько преображалась в ночное заведение, где тусовалась Оля.

А ещё эта комната принимала некую параллельную реальность: в двери входила костюмированная массовка, как будто добрые голоса внутри души Ба, и с юмором выражали то или это. Например, они появились в первый раз в счастливом сне Марии Васильевны, и зрителям на душе от них стало хорошо. Так же уверенно и в нужный момент они покидали комнату, когда отпадала необходимость дополнительного объёма. Да, и музыка в спектакле была такая же искренняя, как всё остальное.

Я прочитала где-то фразу «силовой поток», так вот этот спектакль — я полагаю, и театр Коляды в целом – предстаёт таким потоком для зрителя. В основном, это воспринимается как силовой поток добра и света, и я ушла счастливая с этого спектакля. А как другими воспринимается этот с одной стороны наивный современный театр, а с другой стороны, такой глубинный вневременной театр, зависит от того, кто каким органом и через какую призму смотрит. Я хожу в театр, чтобы обогатиться. И Коляда с Зиминой меня обогатили. Земной Вам поклон.

А я первый раз в театре Булгакова, и он не обманул ожиданием замечательного таинственно-художественного духа.

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий