Поиск

Соционический клуб: Этика отношений (БЭ)


Привет участникам клуба и интересующимся!

Продолжаем серию постов про аспекты 🙂 Итак, о белой этике (этике отношений).

Это аспект описывает отношенческую составляющую энергии. Допустимо сказать, что он отвечает за информацию о притяжении и отталкивании между людьми.

Отношения, симпатии и атипатии, нормы поведения в коллективе, правила приличия в обществе, мораль как феномен культуры — все это относится к аспекту БЭ. Правила и нормы поведения и мораль — это, по сути, обобщенный и усредненный положительный опыт взаимодействия между людьми, сформировавшийся в опеределенных уловиях (географических, исторических, религиозных). Это саморегулятор общества, который передается через воспитание и модифицируется с опытом.

Как часто мы слышим «Меня так воспитали»? Достаточно часто. Можно сказать, что воспитанный человек — это человек, хорошо усвоивший опыт отношений предыдущих поколений. С точки зрения соционики и информационного метаболизма, этот уровень обработки информации можно назвать «нормативным» — человек может успешно усвоить усредненные нормы и в большинстве случаев может вписать в них свой индивидуальный опыт. Когда жизнь подкидывает трудные ситуации, человек нормативно обрабатывающий информацию по белой этике может обратиться за советом к другим, рассуждая подобным образом: «Да, по идее, стоит поступить вот так-то, но меня смущает это и то, оно выбивается из общей картины. Приемлемо ли поступить другим образом, принимая эти условия во внимание?» Человеку единолично сложно разобраться в чем-то, что выходит за рамки норм и его предыдущего опыта.

Человек с одномерной этикой отношений усваивает только те нормы, которые подтвердились его опытом. Пытаясь смоделировать абстрактную ситуацию (например, анализируя динамику и прогнозируя развитие чьих-то отношений), такой человек часто теряется или пытается задействовать другие, сильные аспекты.

Говоря «белый этик», соционики чаще всего имеют в виду многомерность аспекта БЭ у такого человека и его осозноваемость (нахождение в метальном блоке). Белые этики — это типы с базовой или творческой БЭ. Творческие белые этики владеют нормами (т.е. информацией о том, как это обычно бывает и что это чаще всего означает), но в их картину мира по БЭ включается как бы третье измерение Z — это ситуативность. Гексли (ИЭЭ) и Наполеона (СЭЭ) часто называют «этическими манипуляторами». Большинство людей для них предсказуемы в своем отношении и оценках, и они (ИЭЭ и СЭЭ), как правило, знают куда надавить и что выпятить, чтобы вызвать желаемое им отношение. Ситуативность же в обработке информации по БЭ аспекту дает более легкое воприятие нормы отношений между людьми и более активный выход за рамки условно общепринятого.

Базовые белые этики — Достоевкий (ЭИИ) и Драйзер (ЭСИ) имеют четырехмерную этику отношений. На одном из соционических сайтов я нашла слудующее:

«Взгляд такого этика на личности и события отличается от большинства. Если обобщить, то главными функциями белого этика (прим.: базового) можно считать:

собственное мировоззрение;
индивидуальность взглядов;
внутренние, интровертные отношения ко всему.»

Переформулируя эту мысль:
Базовый белый этик всегда может дать уверенную, уникальную оценку человека, например, оправдать преступника или всеми осуждаемого человека или «недолюбливать» всеобщего любимчика.

«Трехмерная функция обработает [] информацию, которая будет представлена в данном кадре-ситуации и примет решение относительно этой ситуации. Четырехмерная функция обработает информацию относительно этого кадра-ситуации, всех кадров, предшествующих этому кадру, и возможных последующих кадров, и примет решение.»

Поэтому часто говорят, что у базовых белых этиков память длинная (стереотип о злопамятных драйзерах — оттуда :)) — они помнят много разных ситуаций с участием человека, их память накопительна, тогда как большиство людей склонны забывать многие ситуации, вытеснять происшествия, если находят видимые противоречения с более весомым прошлым или настоящим.

Самые расхожие стереотипы о белых этиках:

1. Белые этики правильны, этичны (т.е. «моралисты»). Это вопрос личных взглядов и совести. Да, белые этики обычно знают, какого отношениях от них ждут и хотят окружающие и общество в целом, поэтому (если) не оправдывают их, то вполне осознанно. Часто их мораль и взгляды просто-напросто идут вразрез со взглядами большинства и их собственная оценка своих поступков всегда важнее оценки других.

2. Белые этики могут подружиться и найти общий язык с любым человеком. Отчасти это правда. Вопрос в том, стоит ли это того? Могу сказать от себя, что если какой-то человек «помечен» как незначимый или слишком далек в моей этической системе координат, то найти кривую, соединящую нас, и понравиться ему не так уж и важно — в противоположность мнению, что «худой мир» можно и стОит построить с любым человеком. Часто можно услышать что-то вроде: «Но ведь его мнение по этому вопросу не противоречит твоему!» или «Сегодня он предложил угостить тебя печенькой, тебе стоит сделать шаг навстречу». А ты вот сидишь и видишь такие системные различия и несостыковки, что печенька ничего не решает. Да, если этот человек полезен, нужен, имеет существенное влияние — это немного другой разговор, тут уже «решают» мои гаммийские ценности (в том числе ЧС). А вот достоевские, как правило, любят жить дружно со всеми, так как со своей ЧИ могут видеть в каждом человеке уникальную ценность для общества, для других людей. Им это важно.

Правда ведь, достоевские? 🙂

Гексли и наполеоны, расскажите как вы относитесь к морали и нормам поведения?
ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий