Телескопы ESO сфотографировали галактику M 61

На этом изображении, полученном при помощи телескопов Европейской Южной Обсерватории ESO, запечатлена прекрасная космическая жемчужина, расположенная в самом центре созвездия Девы. Речь идет о спиральнойгалактике M 61. Она была открыта в 1779 году итальянским астрономом Барнаба Ориани. В то время все подобные объекты классифицировались как туманности. Считалось, что они являются частью нашей галактики. Лишь в 20 веке ученые установили, что многие «туманности» на самом деле являются отдельными галактиками, расположенными далеко за пределами Млечного пути.

M 61 удалена от нас на расстояние в 50 миллионов световых лет. Но дистанция не может скрыть ее великолепные очертания и сияние спиральных рукавов. Во многом этому способствует удачное расположение М 61. Мы видим галактику в анфас, что позволяет рассмотреть во всех деталях ее  структуру.

Газ и пыль в сложно структурированных спиральных ветвях M 61 соседствуют с миллиардами звезд. Галактика кипит активными процессами: она отличается высоким темпом звездообразования, а в ее ядре находятся мощное крупное звездное скопление и сверхмассивная черная дыра.

Фото М 61 от телескопа «Хаббл»

Первый снимок M61 был сделан в рамках программы «Космические сокровища ESO», образовательно-просветительской инициативы, целью которой является фотографирование интересных, загадочных или просто красивых объектов южного неба. Эти изображения делаются в тех редких случаях, когда телескопы ESO не могут вести научные наблюдения. Как правило, это связано с неподходящими погодными условиями. В тех случаях, когда полученные данные в дальнейшем могут быть использованы для научных целей, они сохраняются и астрономы получают к ним доступ через Научный архив ESO.

Материал на сайте журнала «Вселенная, пространство, время»