Поиск

Японский джип: история Toyota Land Cruiser


Прадедушка нынешнего Land Cruiser, появившийся на свет 65 лет тому назад, был скопирован с джипов армии США. Впрочем, данный факт нисколько не омрачает биографию культового японского внедорожника

Вторая Мировая война принесла Японии не только горечь поражения, смерть и разрушения. Американские военные, высадившиеся на берегах страны Восходящего солнца, привезли с собой то, что впоследствии помогло местным автопроизводителям занять новый для них сегмент рынка. Речь о легендарных фронтовых джипах Ford GP и Willis MB, послуживших прообразом для создания первых легких внедорожников Toyota, проложивших компании дорогу на экспортные рынки.

Руководство Toyota смекнуло, что выпустив собственный «джип», они могут получить выгодные контракты от армии, а также наладить сбыт таких моделей на гражданке. В аграрной Японии было множество фермерских хозяйств, где многоцелевой внедорожник, способный заменить грузовик, трактор и семейный автомобиль, пришелся бы ко двору. Ну а поскольку у Toyota не было опыта в создании подобных машин, в компании решили пойти по наиболее простому и наименее затратному пути, адаптировав конструкцию «джипа» под собственные узлы и агрегаты.

В качестве основы внедорожника взяли шасси легкого грузовичка Toyota SB с 6-цилиндровым мотором B-серии мощностью 82 л.с. и 3-ступенчатой «механикой». При этом японский «джип» получился крупнее американского и мог перевезти больше грузов. Как и оригинальные Ford GP/Willis MB, новинка Toyota обладала отменной проходимостью, хотя у нее не было понижающей передачи – ее отсутствие компенсировал невероятно тяговитый «грузовой» мотор.

Публичный дебют модели, названной Toyota BJ (первая буква индекса обозначала серию двигателя, а вторая была сокращением от слова Jeep) состоялся в 1951 году, однако ее производство стартовало только через пару лет. Поначалу объемы выпуска были невелики – в первый год собрали около трех сотен машин. Но после того как народ «распробовал» новинку, продажи стали расти в геометрической прогрессии. Причем основными покупателями Toyota BJ стали гражданские лица, а они были гораздо требовательнее, чем военные, и желали даже в утилитарном внедорожнике чувствовать себя комфортно. Присушившись к голосу рынка, в 1956 году Toyota провела апгрейд модели.

Модернизированная Toyota BJ 20-й серии получила иной дизайн кузова, а также более удобный и эргономичный салон. Рестайлинг оказался настолько удачным, что на протяжении почти трех десятков лет (!) облик модели практически не менялся. Этот внедорожник продавался не только в Японии, но и отправлялся на экспорт. А поскольку вдали от родины марка Toyota в то время была не слишком известна, для повышения узнаваемости модели вместо скучного индекса требовалось придумать запоминающееся имя. И здесь японцы также не стали изобретать велосипед, взяв название популярных британских внедорожников Land Rover и переделали его на свой манер. Так появилась Toyota Land Cruiser – будущая легенда в мире полного привода.

Популярность Land Cruiser во всем мире стремительно росла: уже к середине 60-х «Круизер» стал самой продаваемой моделью Toyota на рынке США. Вместе с этим росло число модификаций внедорожника. Одна за другой выходили 30-я, 40-я, 55-я и 60-я серии. Однако кардинально машина изменилась лишь в 1984 году, с появлением Land Cruiser 70. В этой модели пересмотру подверглось все – и оболочка и начинка. Автомобиль получил новое шасси, новые моторы и трансмиссии (включая автомат), а также новый кузов, став еще более просторным, быстрым и комфортабельным. Впрочем, в целом концепция Land Cruiser осталась неизменной: это по-прежнему был настоящий внедорожник с прочной рамой, «неубиваемой» рессорной подвеской и неприхотливыми движками.

Кстати, появление новых серий «Круизера» вовсе не означало прекращения выпуска их предшественников. Так 60-я и 70-я серии собирались параллельно, и со временем «шестидесятка» трансформировалась в роскошный внедорожный линкор Land Cruiser 80 (выпускался с 1988 по 1998 годы) имевший большой успех в России, а «семидесятка» стала родоначальником новой ветви генеалогического древа внедорожников Toyota, имя которому Land Cruiser Prado. Отличаясь меньшими габаритами, последняя модель оставалась в тени успеха своего полноразмерного тезки, но при этом успешно конкурировала с Mitsubishi Pajero. «Восьмидесятка» играла в более высокой лиге: ее соперником был Nissan Patrol, а в богатом оснащении эта модель могла отнять хлеб у продавцов Range Rover.

Новейшая история Toyota Land Cruiser берет начало с «сотенных» версий. Выпущенный в 1998 году Land Cruiser 100 стал квинтэссенцией роскоши и комфорта, не растеряв при этом достоинства своих предшественников – надежность и образцовую проходимость. Новый мотор V8 развивал 235 л.с., обеспечивая разгонную динамику на уровне седанов бизнес-класса. Передняя независимая подвеска обеспечивала модели почти легковую управляемость, а новые электронные системы делали езду на большой скорости более безопасной. Здесь же впервые применялась гидравлическая регулировка клиренса, позволявшая поддерживать высоту кузова вне зависимости от загрузки машины.

В 2007 году на смену «сотке» пришел Land Cruiser 200. Автомобиль прибавил в размерах, получил более мощные двигатели (бензиновый развивает 288 л.с., а дизельный — 235), и новейшую электронную начинку. На этой модели впервые использовалась система доступа без ключей, оптитронные приборы, 4-зонный климат-контроль, подстраивающаяся под качество дорожного полотна система ABS и активные стабилизаторы поперечной устойчивости. Глядя на современный «Круизер» сложно себе представить, что в прошлой жизни этот автомобиль был обычным «воякой». Но сменив солдатскую форму на дорогой костюм, он не оторвался от своих корней, и при желании может помесить грязь не хуже своего прадеда.

(с)

См.также:

История Toyota: от ткацких станков к автомобилям

Токийское автошоу 1970-71 годов

Производство джипов 1942 LIFE

Как из ГАЗ-73 получился Suzuki X90

Японские концепт-кары последних 50 лет (66 фото)

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий