Поиск

Как Специальный полк морской пехоты ВМФ ВС СССР воевал в Афганистане…


40db4d77456d6bba8f5baa0fb6f13af8.jpg

Один из самых распространенных мифов Афганской войны (1979-1989 гг.) — участие частей и подразделений морской пехоты ВМФ СССР в боях на территории Афганистана. Причиной мифа послужили фото и подписи под ними из книги американского историка Стивена Залоги (Steven J. Zaloga) об нашей армии в Афганской войне. Ну а потом попали в Интернет. Многие пользователи использовали их как доказательство присутствия советских морпехов в Афгане. Пока, наконец, один из ветеранов Афгана — А. А. Магерамов подробно не разобрал этот миф.

СПРАВКА: Магерамов Александр Арнольдович родился 1 октября 1965 года в г. Твери в семье военнослужащего. Отец — Арнольд Юсуфович , выпускник Муромского военного училища связи, проходил военную службу в 1958-1972 в Грузии, в 1972-1977 в г. Воронеже, в 1977- 1983 в Германии. Мать- Станислава Петровна, учительница немецкого языка. В 1972 г. поступил в Среднюю школу ?74 г. Воронежа, а в 1977 году в Среднюю школу ?1 Группы советских войск в Германии, которую закончил в 1982 году и в этом же году поступил в Омское высшее общевойсковое училище имени Фрунзе, которое закончил в 1986 году. По распределению попал служить в Германию, в 239-й мотострелковый полк командиром взвода, город Перлеберг. В 1988 году был направлен для прохождения службы в 40-ю армию в Республику Афганистан, где был назначен командиром взвода 371 мотострелкового полка, служил в разведывательной роте в н.п. Карвангах, и мотострелковом батальоне в г. Шинданте.

01031abe9fb11bb7edfe6d178ed24838.jpg

Принимал участие в боевых действиях в провинциях Герат, Фарах, Гильменд, Нимруз, Кандагар. После вывода советских войск в апреле 1989 года был направлен для прохождения дальнейшей службы в 56-ю десантно- штурмовую бригаду. Бригада дислоцировалась в г. Иолотань, Туркменской ССР. В 1990 году принимал участие в эвакуации армянского населения из г. Баку, охране государственной границе СССР на участке — г. Ордабад — г. Мегри и защите населения от экстремистов в районе г.Мегри (азербайджанское село Нювади). В декабре 1991 года был переведен в Ракетные войска стратегического назначения и в марте 1992 года назначен командиром отдельной роты противодиверсионной борьбы. Инструктор парашютно-десантной подготовки с 1993 года. В 1994 году переведен на службу в Департамент налоговой полиции офицером подразделения СН. В 1996 году был переведен в ОС Федеральной службы налоговой полиции. В 1998 году вышел на пенсию и с тех пор занимается изучением истории, геральдики, генеалогии. Женат.

«… Уже во многих источниках — журналах, книгах, интернет сайтах попадается информация, что в составе советских войск в Афганистане воевала целая бригада (в некоторых источниках ее называют полком — примечание автора) морской пехоты, даже в солидном издании для моделистов привели изображение БМП-2Д с псевдоисторическим повествованием: «Как видно на снимках, есть доказательство, что в составе 40-й армии воевала секретная бригада морской пехоты СФ…»

bf99b94b94e6e8fde0dda415748de745.jpg

Видимо, в результате подобных «исторических изысканий» с «неопровержимыми фотодоказательствами» и появилась выпущенная предприятием «Звезда» сборная модель БМП-2Д с не менее «крутыми» пассажами. В частности, в ‘инструкции по нанесению картинок’ под рисунком БМП с якорем, обвитым цепью можно увидеть надпись: «Специальный полк морской пехоты, провинция Пактия, Афганистан, 1985 г.» В других источниках приводятся фотографии БМП с якорями и аналогичными надписями, хотя их первоисточник, как видно — един.

Поэтому хочется сразу развеять подобные утверждения по отношению к приведенным изображениям и засвидетельствовать, что представленные фото принадлежат 650-му «Пражскому» гвардейскому отдельному ордена Александра Невского разведывательному батальону (ОРБ).

Одна из самых первых фотографий рр с якорем — слева на броне крв-1 Кожемякин Виктор, по центру крр-1 Наземнов Анатолий, справа крв-2 Письмеров Александр, возле машины техник роты Лютиков Владимир:

7ff63efe934d99d155c433f46c5ddb66.jpg

В качестве доказательства своих слов сообщаю, что в орб нашей дивизии было три разведывательные роты. В отличие от рейдовых мотострелковых батальонов дивизии, в которых опознавательные знаки были едиными для всех машин батальона (во 2-м мсб 371 мсп это были две горы с дорогой, в разрыве которой стояла цифра «2» — примечание автора), в разведбате они были разные во всех трех разведывательных ротах. Хотя в нем была еще 4-я рота — радиотехнической разведки (ртр), в которой БМП и БТР не было совсем.

В первой роте на БМП, БРМ и танках наносилось по трафарету изображение якоря, обвитого цепью, об истории его появления ребята из орб рассказывали, что командир первой роты когда-то служил в морской пехоте. Возможно, что это была ротная легенда, хотя факты такой службы не были редкостью для выпускников общевойсковых училищ, которыми комплектовались мотострелковые части и подразделения морской пехоты.

Во второй роте разведывательного батальона это было изображение кленового листа, а в третьей, самой многочисленной, разведывательно — десантной роте (рдр) опознавательным знаком на имеющихся в ней БМП, БРМ и БТР была десантная ‘курица’. Под вывод появился еще один знак — у батальонного взвода наблюдения и разведки — летучая мышь. Она самая — «курица»:

1fdc6a7c8286f30811781f90f197cabc.jpg

Увидев в первый раз якорь с цепью на броне еще в Афганистане, еще подумалось, что когда-нибудь фото машины с якорем попадет в печать, и тогда кто-то будет доказывать, что в Афгане воевал советский Военно-морской флот.
Смешно, но именно это и произошло в конечном итоге, и на всех приводимых горе — историками фотографиях и рисунках видны изображения первой роты шиндандского разведбата, о чем читатель может судить по характерной цепи, обвивающей якорь, а также другим признакам, присущим для техники и личного состава нашей дивизии.

94ee493c36608b3cc7051c015ebba705.jpg

А энтузиастам, доказывающим противоположную точку зрения, могу сообщить, что символом Военно-морского флота СССР и, соответственно, морской пехоты, всегда был якорь, обвитый канатом. К этому можно добавить еще, что якорь без каната — эмблема на пуговицах советского ВМФ, был до революции 1917 года символом российского торгового флота, так что его появление впоследствии на деталях обмундирования военных моряков можно считать исторической ошибкой.

8bdcf99e9182492ada145dbe3d4579e0.jpg

Якорь же, обвитый цепью в принципе не мог появиться на бронетанковой технике морской пехоты, так как у нее был свой символ, которым моряки весьма гордились. Да и изготовить трафарет с цепью все же немного сложней, чем с канатом. Ну, в крайнем случае, чтобы поменьше рисовать, могли изобразить простой якорь, как на своих собственных пуговицах.
А наличие цепи говорит о том, что человек, изготавливавший трафарет со знаком, не был близко знаком с символикой ВМФ СССР. Либо должностное лицо, утверждавшее ротный знак, намеренно применило изображение, отличное от военно-морского и торгового морского символов.

084e228225d2b7b00bb4a54ada7b669f.jpg

Кроме того, сведения о принадлежности приводимых в печатных изданиях и в сайтах фото именно к 650-му ОРБ подтвердил из Минска бывший командир взвода наблюдения 1-й роты этого батальона Руслан Присяженко. Он служил в этом подразделении в 1987 — 1988 годах и утверждает, что на фото приведено изображение его БМП №705 с ‘…якорем, обвитым цепью, так как первый командир разведроты любил море…’
Аналогичные сведения дает в своем письме к автору от 15.02.2007 года бывший рядовой 650-го ОРБ Шухрат Мусаев из Ташкента, который пишет: «…посмотрел фото … — однозначно наши машины. В нашей роте [номера машин] были от 701 до 719. Это БМП-1 и ‘двойки’, плюс 3 танка…».

Еще одно фото, которое (надеюсь) рассеет все домыслы, тем более, что явно видно, что остальные фото «из провинции Пактия» сделаны теми же операторами, что и остальные фото.
Операторы, по свидетельству старшины 2рр 650-го ОРБ в 1987-1989 Кутепова Евгения были с итальянского телевидения:

1da86966609ef4a536877887bdd19396.jpg

Хотя разведывательные подразделения часто на технике номеров вообще не имели, например разведрота 371-го полка, а на приводимом фото в книге «Афганская война. Как это было» (См. фото 4) на стр.162-163 они сокращенные — вместо №705 значится «05», а вместо ?715 — просто «15».

Думаю, изложенные здесь аргументы в поддержку защищаемой мною версии достаточно убедительны, но я с удовольствием рассмотрю другие веские доказательства пребывания подразделений и частей морской пехоты в Афганистане, особенно, если они будут касаться не отдельных военнослужащих.»

ИСТОЧНИК

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий