Поиск

Советский ледовый комбайн


С недавних пор в третье воскресенье января отмечается Всемирный день снега, он же Международный день зимних видов спорта. Не будем пропускать повод, тем более, что кое-что интересное в закромах имеется. Настоящую зиму трудно представить без ледовых катков, как специализированных спортивных, так и общего пользования, где могут покататься на коньках все, кто захочет. А чтобы каток появился и поддерживался в нужном состоянии, не обойтись без механизации. В СССР специализированные машины для заливки льда появились в 1960-х, до этого использовались поливальные машины или обычные грузовики, дооборудованные отвалом и простейшими заливочными приспособлениями. Первые настоящие ледовые комбайны выпускались на шасси ГАЗ-63, полноприводный автомобиль был выбран из-за его большей устойчивости при работе на льду. Производство этих машин было развёрнуто на свердловском заводе "Коммаш", возможно, были и другие производители. Следующие версии ледозаливочных машин монтировались уже на шасси ГАЗ-66, и именно такая машина работала до недавнего времени на омском стадионе "Авангард", по имеющимся данным, она имеет индекс ЛУ-5-66. В передней части машины установлен отвал, с помощью которого происходит предварительная подготовка площадки для катка, или расчистка уже готового катка от выпавшего снега. На раме машины установлены бак для воды и бункер для срезаемого льда. А самое интересное находится в задней части комбайна.

Там располагается главный рабочий орган — специальная площадка, на которой смонтированы все нужные механизмы и органы управления, в левой её части имеется место для оператора. Сначала машина специальной фрезой срезает верхний неровный слой льда и с помощью двух шнековых транспортёров (горизонтального и вертикального) отправляет срезанный лёд в бункер. Одновременно из форсунок, расположенных позади фрезы, на лёд подаётся горячая вода из бака, она плавит неровности и заполняет выбоины, обеспечивая ровное покрытие катка. В задней части площадки должна находиться ещё резиновая полоса, осуществляющая окончательное выравнивание поверхности, здесь она снята.

Этот принцип работы ледовых комбайнов, использующийся и по сей день, изобрёл американец итальянского происхождения Фрэнк Замбони, именно он в 1949 году построил ледозаливочную машину, работающую по такой схеме. Основанная им фирма "Замбони" до сих пор является одним из мировых лидеров по производству такой техники. А в честь Фрэнка день его рождения, 16 января, стал международным профессиональным праздником ледоваров.

mib55.livejournal.com

Добавить комментарий