Поиск

9 день Кругосветки — 11.07.2018: Чокурдах — Черский.


Поспав в районе 4 ч мы вылетаем в Черский. Я напросился на 182 Цессну к Эдуарду Лосееву, договорившись поменяться с Олегом Нехорошевым.  Олег как раз мечтал слетать на Borey и попробовать его.  Да ещё и с Валерием Ивановичем Токаревым в одном экипаже!  

Черский

Изначально планировали в Черском совершить промежуточную посадку, дозаправку и рвануть в Певек, но в Певеке пока нет погоды (нижний край 100м и видимость не более 1 км, при этом в облаках обледенение).

Трек перелёта из Чокурдаха в Черский.

Перелёт на 182 Цессне из Чокурдах в Черский занял 2ч 54 мин, пройденное расстояние 567 км.

У меня в Черском личный интерес.  Там раньше базировались Ил-14, была основная база полярной авиации и там есть кладбище старых самолётов. Вдруг чего-нибудь углядеть получится?

Улицы Чокурдаха

Первым выдвигаюсь из гостиницы. Иду пешком по Чокурдаху, рассматривая здания и инфраструктуру.  Недалеко от аэродрома тарахтит корабельный дизель.  

Отсюда раздаётся гул дизеля

Это электростанция, которая снабжает электричеством весь посёлок. И только тут до меня доходит, что вот оно сердце всей инфраструктуры.  Без этого генератора встанет всё…   И тепло и свет, фактически жизнь людей зависит от этого двигателя.  Видимо, как городской житель я никогда не задумывался даже, что в розетке может не быть электричества.

Аэропорт

А вот и аэропорт.  Разговорился с руководителем компании занимающейся ремонтом ВПП.  Оказываются ВПП они ещё в том году щебнем засыпали.  Щебень местный, взрывают недалеко горку, дробят и возят сюда.  Сейчас гарантийное обслуживание выполняют, смотрят где-какие бяки. Про возвращение бетона на ВПП пока не знает.  Вроде как в следующем году должны работать на Черском — тоже ремонтировать ВПП.  В разговоре, спросил где тут почтовый ящик и оказалось, что только в отделении почты, куда меня предложили подбросить.  Надо отправить открытки друзьям и близким людям. Пока ездили до почты, я в машине выронил телефон.   Опомнился уже залезая в самолёт.  Ох, ах… где телефон.  И вот этот УАЗик едет по ВПП, а потом в посёлок.  Я за ним бегом…   Давно так не бегал.

Красавцы Ла-8 на перроне Чокурдаха

Но вот я уже в 182 Цессне!  Да, обзор в Borey получше будет.  

Запустились, вылетаем.  

С Эдуардом в полёте очень спокойно, нет никакого ощущения героизма.  Как будто на машине на работу.

Лосеев Эдуард

Только набрали высоту, Эдуард достал поднос, термос с чаем и бутерброды. 

Каменные столбы

Прям бизнес-класс.  Летим, жуём бутерброды и разглядываем тундру.  Вон посмотри, какие там каменные столбы посредине тундры стоят — показывает мне Эдуард, а ещё смотри на озёра — почему-то у них разные берега. Северный берег — высокий, а южный — низкий, переходящий в болото.

Летим высоко — более 2000м, т.к. на этой высоте почти нет встречного ветра. Постепенно под нами небо затягивается облачностью.  Идём над ней.

Одеяло из облаков

Подлетаем к Черскому, пробиваем облачность и вот перед нами открывается река Колыма и сам Черский.  Ого, а что это за подводная лодка в реке?

Черский

Оказывается это островок, на котором стоит приводная станция.

ВПП в Черском

Сразу вижу, что на острове лежат фюзеляжи Ли-2, а за ВПП — Ил-14.

Стоянка в Черском
Здание аэропорта и посёлок Черский
Лежит фюзеляж Ил-14…
Северо-восточная научная станция ДВО РАН

Северо-восточная научная станция была основана в 1977 году. В настоящий момент она является одной из крупнейших исследовательских арктических станций в мире. Техническая оснащенность станции предоставляет широкие возможности для круглогодичных исследований в широком списке научных дисциплин, таких как экология, арктическая биология, мерзлотоведение, гидрология, лимнология, геофизика, атмосферная физика, изменения климата и других. Станция располагает тремя лабораториями с современным оборудованием и способна единовременно разместить до 50 человек.

ВПП в Черском
В аэропорту Черский. Директор аэропорта Бочаров С.Н., инженер Шилов М.И., пилоты Иванов А.Д. и Лосеев Э.Н., главный редактор газеты «Колымская Правда» Курило А.Д.

А вот  Borey и Ла-8 прилетели в Черский

В Черском нас встречают пограничники и руководство аэродрома.

Нехорошев О.А. и Токарев В.И. с пограничниками

Знакомимся: Бочаров Сергей Николаевич — директор аэропорта, Шилов Михаил Иванович — инженер, Курило Алексей Дмитриевич — главный редактор газеты «Колымская правда».  Все эти люди хорошо помнят, как летали Ил-14. Говорят, что крайний раз в небе Ил-14 видели в 1984г.

Borey в Черском встречает Михаил Иванович
Ла-8 и Borey в Черском
Суслаков Дмитрий Юрьевич — демонстрирует свой паспорт

От Ил-14 практически ничего не осталось…  На стоянке стоят умирающие Ан-2 и пара Ан-26. Эх, а ведь их можно ещё вернуть в небо.   Но меня очень интересуют Ил-14, лежащие недалеко от ВПП.

С вопросами про Ил-14 я пристаю к Михаилу Ивановичу.  Рассказываю про наш проект восстановления Ил-14, описываю те особенности эксплуатации, с которыми мы столкнулись.  Он улыбается и начинает тоже рассказывать. Как жаль, что у нас очень мало времени.

Но пока нужно устроиться на ночлег, поужинать и осмотреть сам Черский. 

Ленин в Черском
Вечером в Черском дети играют на улице.

Черский — посёлок городского типа на крайнем северо-востоке Якутии, у границы с Чукоткой, в 1920 км северо-восточнее Якутска. Административный центр и крупнейший населённый пункт Нижнеколымского района. Население — 2600 чел.  Черский расположен в нижнем течении Колымы, на правом берегу, у места впадения реки Пантелеихи. Административно включает порт Зелёный Мыс с посёлком, территориально обособленный в 3 км к северу, вниз по правому берегу Колымы. Район Зелёный Мыс находится всего в 7,5 км выше по течению Колымы от места, где она разделяется на Походскую и судоходную Каменную, которые очерчивают основную часть её дельты.

В XVII веке на этом месте было небольшое рыбацкое поселение. Здесь проходили отряды многих землепроходцев (Стадухин, Чюкичев, Дежнев, Захаров, Харитонов и другие).

В 1891 году в этом районе работала экспедиция под руководством Черского, которая не была закончена в связи с болезнью и кончиной Ивана Дементьевича 25 июня 1892 года (был похоронен в с. Колымское).

В дальнейшем экспедицию закончила его жена, Мавра Павловна. В окрестностях поселка были найдены останки шерстистого носорога.

В 1931 году поселение получило официальное название — Нижние Кресты.

С 1963 года — статус посёлка городского типа и название Черский. Переименован в честь геолога и географа, исследователя Сибири И. Д. Черского.

В советское время здесь находился один из пересылочных пунктов ГУЛАГа. Печально известное Кровавое озеро — место расстрела заключённых, принявших участие в восстании в 1937 году.

В разные годы здесь находился штаб высокоширотной экспедиции «Север».

Казанка на берегу р.Колыма

Вообще, у меня сложилось ощущение, что Черский это посёлок в котором всё пропитано авиацией! Правда авиацией СССР, уже ушедшей. Оказавшись здесь, ощущаешь себя вернувшимся в 50-80г прошлого столетия.  Очень хочется, чтобы авиация с активными полётами сюда вернулась вновь.

Памятник Ли-2 на лыжах

Все фото Ли-2 в Черском

Памятник Ан-2

Вечером, с Олегом решили пойти посмотреть на эти остатки. Пошли через аэропорт и тут же были отловлены и выдворены с территории директором.  «Так мы же на кладбище идём, за территорией аэродрома» — взмолились мы.  «Не положено» — отрезал директор.

Не, ну раз я тут оказался — Ил-14 я обязан посмотреть в любом случае.

Пришлось дать приличного крюка вокруг аэродрома и потом лезть через стланик.   Ох и намучились мы, продираясь сквозь эти заросли.  

Олег продирается сквозь стланик.
Впереди мы увидели хвосты Ил-14

В итоге мы дошли до фюзеляжей.  Лежит там 7 самолётов Ил-14 и около 50 моторов АШ-82.  Но… это кладбище… Взять там уже нечего…  Только в чермет и цветмет…

Все фото Ил-14 в Черском

Уставшие и искусанные комарьём, поняв, что смотреть на эти обломки уже бессмысленно, мы продолжали любоваться красотой этого удивительного края.

Ночь в Черском

Оглавление:

Кругосветка-2018 (начало)

1 день Кругосветки — 03.07.2018: Самара-Пермь (Красный Яр — Нижнее Городище)

2 день Кругосветки — 04.07.2018: Нижнее Городище — Сосьва — Урай

3 день Кругосветки — 05.07.2018: Урай -Сургут — Тарко-Сале.

4 день Кругосветки — 06.07.2018: Тарко-Сале.

5 день Кругосветки ч.1 — 07.07.2018: Тарко-Сале — Норильск (Хатанга — Саскылах ).

5 день Кругосветки ч.2 — 07.07.2018: (Тарко-Сале — Норильск) — Хатанга — Саскылах.

6 день Кругосветки — 08.07.2018: Саскылах

7 день Кругосветки — 09.07.2018: Саскылах — Тикси

8 день Кругосветки — 10.07.2018: Тикси — Усть-Куйга — Чокурдах

   

vulkan-avia.livejournal.com

Добавить комментарий