Поиск

СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ


  К 20-летию нашего издательства, зарегистрированного в 1999 году, начинаем публикацию статей ученых России о нас.

  Сергей Малахов, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирской государственной педагогической академии:

  В жизни часто бывает, что о некоей творческом личности ты знаешь давно, как бы живёшь с этим интересным человеком в одном времени, в одном географическом пространстве, читаешь о нем в прессе и Интернете, видишь даже результаты его труда: например, статьи, книги, картины, но не удается никак встретиться, поближе познакомиться, и образ мыслей этого человека, его философию жизни, взгляды ты познаешь по делам его. И действительно, может быть, так и лучше, почти по Евангелию: судите по делам… Ведь не случайно ещё русский историк Василий Осипович Ключевский как-то обмолвился, что главные факты биографии историка – это его исторические работы.

    Книгоиздатели из Нальчика Мария Абрамовна и Виктор Николаевич Котляровы – профессионалы своего дела. Результаты их труда – книги. Впервые с книжной продукцией издателей М. и В. Котляровых я познакомился ещё в середине 1990-х годов, когда они начали публиковать свою известную книжную серию «Кавказский литературно-исторический Олимп» (КЛИО). Эти книги издательства «Эль-Фа» всегда охотно приобретали и специалисты-кавказоведы и студенты, краеведы и просто путешествующие по Кавказу.

 

В городском книжном магазине перед полкой, где стоял плотный строй книг этой серии, всегда можно было увидеть заинтересованного любителя истории, смотрящего и читающего выборочно тот или иной том, можно было лицезреть и обрадованного неожиданной книжной находкой (наконец-то издали, то, что так долго разыскивал), но можно было увидеть и огорченного – никак не может приобрести очередной том какого-нибудь раритетного автора, спрос на которого оказался выше издательского тиража, и он сразу по выходе превратился в библиографическую редкость.
    С 2006 г. издательство «Эль-Фа» преобразуется в «Издательство М. и В. Котляровых» («Полиграфсервис и Т»), занимающееся публикаций литературы практически по всем отраслям: от философии и лингвистики до книг естественно-научного профиля. Однако на любом этапе издательской деятельности Марии и Виктора Котляровых выпуск книг гуманитарной направленности составлял, если можно так сказать, «направление главного удара». С редакторского стола в печать начиная с 1994 года ушло более 3000 названий книг: среди которых публицистические и поэтические сборники, труды по лингвистике и литературоведению, воспоминания наших современников, переживших трагедии ХХ века, художественная проза, приключенческая литература, путеводители, буклеты и фотоальбомы об истории, людях и природе Кабардино-Балкарии; интереснейшие работы по этнографии, топонимии, генеалогии, фольклору, истории поселений, музыке, искусству танца, национального костюма кабардинцев и балкарцев. Даже если бы В. Котляров завершил свою издательскую деятельность, скажем, только на серии «КЛИО», в которой он выступал автором-составителем, редактором и автором предисловий, то этого уже было бы достаточно, чтобы его имя навсегда осталось в истории культуры и книгоиздательского дела Северного Кавказа конца ХХ века.
    Многие издания той серии стали настольными книгами у историков-кавказоведов.
    Прошли годы… Изменились и полиграфические мощности, и возможности цветной печати. Закономерно, что продукция «Издательства М. и В. Котляровых» пользуется всё большей популярностью. Творчество этих двух подвижников печатного дела, создавших небольшой, но профессионально талантливый коллектив получило достойную и заслуженную оценку на Всероссийских книжных ярмарках, а Мария и Виктор Котляровы стали лауреатами республиканских, всероссийских и европейских премий. Получивший талант от Бога – талантлив во всём. Нальчикские издатели не только издают труды своих авторов, но и сами поглощены литературным творчеством: Виктор Николаевич – журналист, писатель, поэт, эссеист, Мария Абрамовна – журналист, очеркист. Их творческий союз позволяет взаимно дополнять друг друга, и это приводит к весомым и интересным результатам для читателей.
    В последние годы Мария Абрамовна и Виктор Николаевич Котляровы обратились к темам загадочного, таинственного, неизведанного в истории и природе родной республики. Их интереснейшие и интригующие заметки стали накапливаться исподволь, вначале в виде газетных публикаций, затем стали выходить в виде небольших сборников, а с 2013 года выходят в изящно оформленных томах с многочисленными цветными и черно-белыми иллюстрациями. Роскошное чтение!

    Начиная с седых времен, авторы погружают читателя в детективные и малоизвестные страницы истории Кавказа – рассказы о скифском котле, скифах и древних корнях кабардинской топонимии, киммерийцах, мифических великанах и «длинноголовых», предках балкарцев и христианах средневековья, о «франках» в Средневековой Кабарде, о загадочных явлениях в ландшафте и мегалитических памятниках, героях-нартах – это далеко не полный перечень занимательных сюжетов, с многочисленными толкованиями и версиями. Чтение превращается не только в путешествие в прошлое Кабардино-Балкарии, описанное великолепным языком, но и в напряженное решение сложных и многоходовых задач, сравни шахматной партии.
    События XIX и ХХ веков в книгах предстают перед нами через анализ редких фотофактов и мемуаров, человеческих судеб и архивных документов.
В поле зрения авторов попадают как известные личности недавно ушедшей эпохи, так и малоизвестные, или вовсе забытые. К прошлому Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа в целом авторы приближаются через биографию человека, что в современной отечественной методологии истории рассматривается как антропологизация (букв. «очеловечивание») истории.
     Отправным пунктом для путешествия в Прошлое у авторов становится текст. Например, опираясь на неопубликованные воспоминания Константина Александровича Чхеидзе «События. Встречи. Мысли», а также на многолетние собственные изыскания, авторы обращаются к таким именам времен Гражданской войны и раннего советского периода истории Кабарды , как Бетал Калмыков, Назир Катханов, Магомет-Гирей Тамбиев, Заракуш Мидов, Дул Шекихачев, Иван Церетели, Заурбек Даутоков-Серебряков. И хотя все они придерживались подчас диаметральных политических взглядов, происходили из разных сословий, всех их объединяет не только трагическая судьба, но и искреннее стремление принести пользу своей Родине. Авторы не акцентируют внимание на идеологических взглядах героев в своих миниатюрных биографических очерках, ход истории часто неумолимо делает первых последними, а пребывавших в тени возносит к свету, но даже и не это занимает авторов повествования.
    Воспоминания Чхеидзе, как и многие другие источники прошлого (фотографии, газетные статьи, воспоминания близких, мемуары) становятся отправной точкой для собственного маршрута в родную историю у Котляровых, с привлечением редких документов, уникальных находок в архивах, устных свидетельств, добытых и собранных в многолетней журналистской деятельности. Главное, что они хотят показать в своих историко-биографических эссе – противоречивость и неоднозначность как ушедшей от нас эпохи, так и ее тогдашних протагонистов, игравших не последние роли в недавнем прошлом Кабардино- Балкарии, пытаются бесстрастно и объективно разобраться в логике их поступков и мышления, не навязывая собственного заключения об эпохе и ее творцах.
    Выводы должен делать сам читатель, часто авторы приглашают его даже продолжить исследование, не спешить с умозаключениями…. Но в каждом биографическом эссе на первом месте везде выступает авторское неравнодушное, пристальное внимание к судьбе своего героя, а вернее к его Душе, авторы пытаются понять или хотя бы максимально приблизиться к осмыслению проблемы: «Что есть человек?» Читая очерки М. и В. Котляровых видишь и борение страстей, и бытовую историю, и сложность морального выбора, перед которым всегда, во все времена стоял человек… И этот выбор: между Добром и злом, Правдой и ложью, прошлым и будущим, эгоцентризмом и альтруизмом, служением «малому народу» (своему клану) и «большому народу», способностью отказаться от равнодушного наблюдения за миром через замочную скважину, и, напротив, преодолением самого себя, снятием внутренних ограничителей собственного роста, ради возможности заглянуть за горизонты Будущего – такой выбор стоял перед нашими предками, актуален он и для нас. Знакомство с жизнеописанием авторских героев – прямое напоминание и свидетельство об этом.
    Вхождение в подробности их судеб в форме интереснейших историко-краеведческих и биографических рассказов, позволяет читателю не только приобщиться к отечественной истории, но и извлечь определенный социальный и нравственный урок. И здесь, действительно, понимаешь, что «история – наставница жизни». Авторы, например, мучительно размышляют об обстоятельствах жизни, контрапунктах и истоках мировоззрения, неоднозначных поступках, национальном и интернациональном в характере политического деятеля Бетала Калмыкова, показывая его во всем многообразии противоречивых черт.
    Отличительная особенность стиля очерков М. и В. Котляровых – это своеобразная недосказанность. И это осознанный шаг. В живописи есть такой прием – не прописывать всё до конца, до каждой складочки, морщинки, цветового пятна или блика, а положить мазок пастозно, с пробелами, где-то оставить подмалевок, не перекрывать красочным слоем рисунок – и тогда зритель сам будет доделывать, фантазировать и мысленно дорисовывать портрет или пейзаж. Такой прием – приглашение к сотворчеству. Вот именно приглашением к сотворчеству, духовному соработничеству на почве родной истории и краеведения являются книги «Неизвестная Кабардино-Балкария», «Загадочная Кабардино-Балкария», «Увлекательная Кабардино-Балкария», «Неповторимая Кабардино-Балкария», «Удивительная Кабардино-Балкария». В ней не «закрываются» те или иные темы или разделы истории Кабарды и Балкарии, не стираются «белые пятна», путем закрашивания в определенные цвета, а напротив, читатель приглашается к исследованию, занимательному путешествию в Прошлое, к новому прочтению Книги истории. Может быть, не всегда исследовательские приемы методологически выверены, не везде просматривается ясность и однозначность в заключениях, но авторы на это и не претендуют, они часто привлекают в качестве экспертов самых разных специалистов, в приложениях к своим очеркам публикуют документы, поскольку, в жанрах такого рода – главное поиск и приближение к Истине. Всё это позволяет читателю наблюдать диалог мнений и взглядов, находить аргументы и контраргументы в дискурсе текстов, на равных участвовать в возникающем занимательном разговоре и определяться самому в поисках верного решения той или иной исторической загадки.
Историко-познавательное чтение в настоящее время не развлечение, а воспитание любви к книге, приобщение к чтению, как духовному труду. К сожалению, ушли в прошлое те годы, когда наша, тогда ещё большая страна, по праву называлась самой читающей в мире. По данным социологических опросов, в современной России взрослый человек уделяет чтению всего пятнадцать минут в день, а треть населения вообще не берёт книгу в руки. Всё это ведет к духовно-нравственному оскудению, культурной деградации, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями нравственного разложения, которое нам часто демонстрируется в разного рода низкопробных ток-шоу, и, глядя на такого человека, входящего в твой дом с телеэкрана, невольно задаешься вопросом: «А человек ли это, как можно таким стать в стране с тысячелетней духовной и многообразной традиционной культурой почти двухсот коренных народов, издревле населяющих ее территорию?» Ответ напрашивается сам собой: человек не трудящийся над книгой, не занимающийся своего рода умственным подвижничеством ежедневно, не имеющий привитого и воспитанного вкуса к чтению – обречен на интеллектуальную и нравственную деградацию, и не спасут его современные информационные системы, новейшее компьютерное «железо» и всяческие «гаджеты».
    Книжное дело М. и В. Котляровых, популяризация ими исторических знаний о жемчужине Кавказа – Кабардино-Балкарии, поддержание ими определенного градуса памяти о прошлом Северного Кавказа, публикация забытых авторов, причем за свои собственные средства, и возвращение этих имен современному читателю – это культурное подвижничество, которое наблюдалось в России только в период расцвета земского книгоиздания во второй половине XIX – начале XX в. И в этом отношении деятельность издателей, журналистов, писателей М. и В. Котляровых является ярким образцом сохранения и развития отечественного книгоиздательства и просветительства. Заботливо, красочно и любовно оформленные отдельные тома, альбомы, недорогие популярные издания, вышедшие из недр котляровской редакции, вселяют надежду, что число читателей в России их стараниями умножится, молодежь потянется к книге и приохотится к полезному чтению, а затем самостоятельно сделает следующий шаг – в серьезную науку… История народов Кавказа станет ближе и роднее, понятнее, каждому молодому гражданину великой России, взявшему в руки книгу, изданную в Нальчике.
    В современных процессах трудно формирующегося единства гражданской нации России, возрождения традиционных этнических культур, в обретаемой заново идентичности и осмыслении россиянами своего места и собственной роли в мировой истории, вне всякого сомнения, навсегда останется лепта и нальчикских книгоиздателей, которые уже не одно десятилетие настойчиво пробуждают у наших соотечественников чувство патриотизма. Своими книгами Мария и Виктор Котляровы активно содействуют сохранению и воспитанию исторической памяти в обществе.

viktorkotl.livejournal.com

Добавить комментарий