Поиск

Ночной хаб Москвы


Как бы мог работать общественный транспорт, будь у него везде приоритет? Для этого не нужно ехать в Лондон или Базель – достаточно прокатиться на ночных автобусах в Москве. Тактовое расписание, никаких пробок и помех, часть остановок автобус проезжает, если там нет пассажиров – получается хорошая средняя скорость на уровне метрополитена и понятный режим работы.

Ночная система автобусов работает по пересадочной системе – по ней лучше всего видны преимущества прямых маршрутов и отсутствия дублирований – как метро, только по земле. Раньше система сбоила из-за отсутствия нормальных пересадок, часть маршрутов просто работала в отрыве от других. Теперь же практически все ночные автобусы останавливаются на Славянской площади для пересадки – части пазла сложились в понятную картину.

На сегодня в Москве работает 12 ночных маршрутов. Кажется, что много, хотя по охвату города картина довольно печальная. Ещё есть проблема с нумерацией: изначально всем маршрутам давали индекс Н (ночной), но сейчас есть Б (историческое, ладно), М (магистральный – отголосок реформы), 15 и 3. Такое никуда не годится: нужно или давать всем Н, чтобы самый недалёкий человек понял задумку, либо делать все магистральные маршруты круглосуточными.

Все маршруты, кроме Б, 3 и 15, останавливаются на хабе у метро Китай-город. Эти маршруты ходят каждые полчаса, поэтому дважды в час они собираются на площади:

Автобусы стоят около 5-10 минут: ждут отстающих и дают людям перекурить. Затем вместе разъезжаются.

Это не что-то новое, подобная система работает в той же Праге с ночными трамваями. Просто в России подобного раньше никто не делал. Так как пробок нет, можно сделать нормальное расписание и его будут соблюдать, а нормальный хаб позволяет делать короткие пересадки между автобусами.

Пока не всё гладко. Например, сегодня ночью я чуть было не остался с носом: доехал на Н1 до пересадки, вышел, а мой Н3 приедет только через 37 минут. Картина маслом: урбанист в 3 ночи в центре города, вокруг стоят все автобусы, а мой где-то шляется. Благо я решил сделать фотографии и задержался, потому что через несколько минут Н3 таки выехал из-за угла. Табло на остановках не учитывают диспетчеризацию – какие-то автобусы могут неожиданно назначить на рейс, поэтому табло и приложения в телефоне показывали 37 минут, а не 3. От знакомых ещё слышал истории, что водители тоже страдают: некоторые ездят по знакомым маршрутам, а затем их назначают на новый – приходится спрашивать у пассажиров дорогу. Смешно и грустно.

По времени: на такси я бы ехал примерно час, так я доехал и дошёл до дома где-то за полтора часа.
По деньгам: такси бы обошлось рублей в 700-1000, так я заплатил около 50 рублей. Будь безлимит, так вообще бы доехал условно-бесплатно.

Московские транспортники относятся двояко к ночным маршрутам: вроде надо, но водителей не хватает, а возят эти автобусы не очень много людей. Некоторые даже предлагают отменить эти маршруты, чтобы запускать обычные на час раньше. Я же уверен, что ночные автобусы нужно развивать – в огромном мегаполисе не должно быть зависимости от такси или личного автомобиля даже ночью. Пока что низкий охват и большие интервалы скорее отпугивают людей, многие даже не знают о таких маршрутах.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья
А ещё можно подписаться в…

Посты по теме:
Славянская площадь: было-стало

24 на 7, или как работать транспорту

Избранное про транспорт
gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий