Поиск

Исчезающие «железки» Долгопрудного


Старейшая железнодорожная ветка города, «Дирижабельная дорога» (на схеме выделена синим), начинается от главного хода Савёловской ж/д в районе станции Марк и ведёт на территорию бывшего «Дирижаблестроя», которому и обязана своим появлением.

Железки Долгопы

Базу воздушных кораблей начали строить здесь в 1931 году. Требовалось завозить большие объёмы материалов. Именно по этим путям приехали на Долгопрудную из Бердичева стальные фермы крупповского эллинга, сохранившиеся до нашего времени, и 260-сильные моторы «Майбах», приводившие в движение самый известный советский дирижабль «СССР-В6 Осоавиахим», который разбился в феврале 1938 года под Кандалакшей.

Во второй половине 1930-х годов при излучине канала Волга – Москва появился камнеобрабатывающий завод, снабжавший отделочными материалами сам канал, а также строительство Дворца Советов, набережных Москва-реки и множество других объектов. Для подвоза сырья и транспортировки готовой продукции понадобился подъезд, и «Дирижабельную дорогу» протянули дальше на запад. Через редкий березняк и колхозные поля пролегла «Гранитная дорога» (оранжевая на схеме), пересекавшая Лихачёвское шоссе примерно в том районе, где к нему примыкает улица Лётная.

DSC02954+

По каким-то причинам этот путь позже посчитали неудобным и во второй половине 1950-х годов проложили через город «Новую Гранитную дорогу» (на схеме – зелёная). Судя по заводским клеймам, некоторые её рельсы служат бессменно уже седьмой десяток лет.

DSC02956+

DSC02960+

По ней то и дело курсировал громко дудящий «поезд-призрак» с парой платформ, везущий гранитные глыбы. Поглазеть на местную достопримечательность сбегались мальчишки со всего города.

IMG_3234+

В 1990-х годах хронически не хватало автобусов, и городские власти подумывали о том, чтобы запустить между районом Московского камнеобрабатывающего комбината (МКК) и станцией Долгопрудной тепловозик с пассажирскими вагонами – своего рода рельсовый автобус. Но из-за сложности согласований от этой мысли отказались.

Сегодня МКК собираются закрыть, а территорию застроить. Это значит, что «Новую Гранитную» разберут. Останется самая древняя, «Дирижабельная», но надолго ли?

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий