Поиск

С паровым приводом


Британские эскадренные подводные лодки типа К

Концепция эскадренной подводной лодки была создана британских адмиралтейством ещё в 1913-м году. Эскадренные подводные лодки должным были участвовать в сражении с немецким «Флотом открытого моря» и согласно замыслов, эскадренные лодки должны были обгонять арьергард немецкого флота, и устраивать засады на пути отходящих немецких кораблей (что британскими военными теоретиками считалось неизбежным развитием событий). Перспективные лодки должны были иметь высокую скорость хода, что могло быть обеспечено лишь применением паровых турбин и больших размеров. Однако в 1914-м году данный проект был временно отложен — на тот момент достраивались дизельные подводные лодки HMS Swordfish и HMS Nautilus, которые по расчётным данным должны были удовлетворить требованиям, выдвигаемых к эскадренной лодке.

В 1915-м году адмиралтейство вновь вернулось к проекту лодок К, по причине того, что лодки HMS Swordfish и HMS Nautilus не продемонстрировали в ходе испытаний требуемых характеристик, в частности скорость оказалась всего 21 миль в час, в то время как требовалось минимум 24. Такое положение вещей привело к воскрешению проекта лодок с паровыми турбинами, и в сентябре 1915-го год был выдан заказ на 21 лодку (К1…К21) по цене 340 000 фунтов стерлингов за единицу

Лодки типа К имели водоизмещение 1 980 тонн в надводном и 2 560 тонн в подводном положении; длинна лодки составляла 103 метра. Лодки оснащались двумя нефтяными водотрубными котлами Yarrow, мощностью в 10 500 л.с. каждый, паровыми турбинами Brown-Curtis или Parsons, четырьмя электродвигателями для движения в подводном положении мощностью по 1 400 л.с., запасным дизельным двигателем Vickers мощностью 800 л.с. Лодка могла развивать скорость в 24 мили в час в надводном положении и 8 — в подводном. Дальность хода составляла 12 500 миль в надводном положении экономичным ходом. Вооружение лодок состояло из 8 457-мм торпедных аппаратов, 2 102-мм и 1-й 76-мм орудий. Также первоначально имелась поворотная спаренная установка 457-мм торпедных аппаратов, смонтированная в рубке, однако она была впоследствии демонтирована. Экипаж лодки составлял 59 человек, из них 6 офицеров

Выданный в 1915-м году заказ на 21 лодку был распределён между несколькими верфями: Portsmouth Dockyard строила 3 лодки; Vickers 8 лодок; Devonport Dockyard — 2; Armstrong Whitworth — 4; Fairfield — 2; Scott — 1 и Beardmore — 1. Из заказанных лодок было достроено 17 (К1..17), последние 4 были отменены и перезаложены как тип М. Строительство лодок было омрачено печальным инцидентом. ставшим первым в череде неприятностей, преследовавших лодку — 19-го января 1917-го года, во время испытаний затонула лодка К13. Лодка была поднята в марте 1917-го года и впоследствии введена в строй как К22.

За время эксплуатации было потеряно 6 лодок из 17: 18-го ноября 1917-го года во время патрулирования у побережья Дании лодка К1 была протаранена соплеменницей — К4, лодка затонула; 31-го января 1918-го года во время маневрирования у острова Мей лодка К17 была протаранена крейсером HMS Fearless и затонула, там же лодка К4 была протаранена лодкой К6, а вслед за тем и К7, вследствие чего затонула, там же и тогда же столкнулись К14 и К22, но не смотря на полученные повреждения удержались на плаву. Следующей стала лодка К5, погибшая 20-го января 1921-го года при неизвестным обстоятельствах в ходе учений в Бискайском заливе. Последней стала лодка К15, затонувшая 21-го июня 1921-го года в Портсмуте. Таким образом, за время эксплуатации было потеряно 5 лодок (без учёта успешно тонувших но позже поднятых лодок К12, К13 и К16), при том все без воздействия противника. В свою очередь отмечен только один «технический» успех лодок типа К — экипаж лодки К7 заявлял о успешном попадании в немецкую подводную лодку, однако торпеда при попадании не сработала. Вскоре по завершению Первой Мировой лодки были выведены из состава флота, а в середине 20-х гг. были отправлены на металл.

Отдельно стоит касаться модифицированной лодки типа К. Заказ на постройку данных лодок был выдан в сентябре 1917-го года, планировалось построить 6 лодок (К23..К28), однако была построена только одна лодка (К26). остальные отменены на стадии строительства. Лодки имели усиленную конструкцию, 457-мм торпедные аппараты были заменены на 530-мм, однако при этом возросло водоизмещение в надводном положении — до 2 170 тонн, а скорость снизилась до 23,5 миль в час. Модернизированный проект лодки оказался более удачным и служил до 1930-го года, пока не был отправлен на утилизацию в рамках выполнения международных договоров

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий