Поиск

С. М. Прокудин-Горский. Гидрометрическая станция. 1912 и 102 года спустя.


Средний Урал. Волчихинское водохранилище.
Сейчас это место надо искать с аквалангом.
Здесь с 1944 года раскинулось Волчихинское водохранилище. («Свердловское море»)
Длина водохранилища более 12 километров. Средняя глубина  около 3 метров, местами достигает 8-12 метров. В идеале нырнуть бы с аквалангом, найти старое русло Чусовой реки и сделать подводный снимок, но у меня нет такой возможности, да и сомневаюсь что вода здесь настолько чистая, что бы дно было видно хотя бы метров на сто.
В МПС в 1874 году была создана Навигационно-описная комиссия, создана сеть гидрометрических станций для изучения водоносности больших рек.
Число гидрометрических постов уже к 1897 г. составляло 443, а к 1917 г. достигло 845.
Столбы на полянке предназначены для гидрометрического створа, с помощью которой измеряют расход воды.
Раскопки в лесу тоже как-то связаны с этими измерениями, подробнее здесь —
http://depere.ucoz.ru/news/khramy_rossii/2014-04-28-277
Современный снимок сделан в северовосточном направлении с насыпи канала Чусовая-Исеть, уходящей от берега на 600 метров. Это единственное место от куда без лодки можно снять и часть водохранилища и начало канала, который появился благодаря старой гидрометрической станции.
Слева забор воды в старый канал (Зотовская канава) идущий в реку Решётку.
Справа через ворота (возможно это предварительный фильтр от плавучего мусора) в новый канал, на западную фильтровальную станцию — основной источник питьевой воды для Екатеринбурга.
Гидрометрическая станция на Чусовой была устроена, в связи с предстоящими работами по строительству канала Чусовая-Исеть и водохранилища. Этот канал должен был стать важнейшей частью Камско-Тобольского водного пути, который соединил бы бассейны основных рек Европейской части России и Западной Сибири. Новый судоходный путь разгрузил бы Транссибирскую железную дорогу, обеспечил бы более дешевую доставку грузов. В соответствии с проектом, Екатеринбург стал бы одним из важнейших портовых городов России. Предполагалось строительство шлюзов, водохранилищ, гидроэлектростанций.
Но в связи с нехваткой воды и развитием железной дороги этот проект так и не был осуществлён.
Хотя труды и не пропали зря, этим каналом пользуются до сих пор.
Со строительством Волчихинского водохранилища, вода из Чусовой по Зотовской канаве самотеком пошла в Верх-Исетский пруд.
Увеличились запасы воды в Исети, заметно улучшилось водоснабжение Екатеринбурга.
Однако к концу 70-х годов стало ясно, что пропускная способность канала стала недостаточной.
Поэтому в начале 80-х годов был построен второй канал, более длинный (11,5 км) и широкий.
Который кончается насосной станцией, и дальше вода по трём водоводам большого диаметра — 1400 мм минуя Верх-Исетский пруд, направляется на Западную фильтровальную станцию — основной источник питьевой воды для Екатеринбурга.
Но и этой меры оказалось недостаточно.
Тогда было решено создать еще один водоем на Чусовой вблизи деревни Верхнемакарово — Верхнемакаровское водохранилище.
Сейчас и этих мер Екатеринбургу не достаточно, и воду начали перекачивать из Челябинских озёр.
Общий вид водохранилища с этого места —

На Гугл панораме —
https://goo.gl/maps/uxzDGGqkwbr
На Гугл карте —
https://goo.gl/maps/sVmWf5ZiTo12
На Паствью карте —
pastvu.com?g=56.811553,60.129198&z=17&s=yandex&t=hyb&type=1


picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий