Поиск

10. Лондон: между Тауэрским и Лондонским мостами


Фото Лондон. Достопримечательности Лондона. Что посмотреть в Лондоне.

В этой серии мы с вами перейдем по знаменитому Тауэрскому мосту на южный берег Темзы. Когда-то на южном берегу был отдельный город Саутуарк. Но затем он слился в единый Лондон вместе с Сити и Вестминстером. Если Вестминстер — был местом для аристократии, Сити — купцов и ремесленников, то Саутуарк — всегда считался местом маргинальным. И до сих пор его южные окраины занимают почетные места в топе самых опасных районов Лондона. Но мы пройдемся только по его благополучной части — по набережной Темзы между Лондонским и Тауэрским мостами.

Карта достопримечательностей районов Сатуарк и Бэнксайд из этого рассказа отмечены серым цветом.

Каждый раз, когда благодарные читатели заглядывают в мои "карты прогулки", то ужасаются моему педантству. Видимо, вам представляется процесс моей прогулки по городам Европы примерно так: я отмечаю тысячу точек на карте, а затем кропотливо их все обхожу. Отнюдь! На самом деле все обстоит совсем не так. Конечно, я готовлюсь к поездке, иначе считаю, что время потрачено зря. Слишком у меня мало времени, чтобы бродить не пойми где. Но обычно гуляю я без четкого плана и практически не заглядываю в свои "точки" и карту города. Да, у меня хорошая зрительная память, я всегда держу в голове общую картинку, которая осталась после подготовки к поездке. Но прямо такой цели, как обойти все достопримечательности у меня нет. Из-за чего время от времени я упускаю что-то важное. Но зато чувствую себя свободным человеком и могу посетить понравившееся мне место несколько раз.

Я неслучайно завел этот разговор в рассказе о Саутуарке. Именно южный берег Темзы в Саутуарке и соседнем районе Бэнксайд стал местом, которое мне приглянулось больше всего в Лондоне. Процентов тридцать времени в Лондоне я провел прохаживаясь по набережной, любуясь мостами и видами на Сити и Вестминстер, ну и местные пабы и кофейни тоже не остались без внимания. Тут есть субъективная причина, я вырос в Твери на берегу Волги, так что река для меня — что-то привычное и домашнее, ну и объективно прогулочная зона вдоль Темзы очень крутая в Лондоне, причем именно набережная на южном берегу реки.

Здесь не так богато достопримечательностями, как на северном берегу. Но кое-что интересно и историческое в Саутуарке есть. В первую очередь — это прекрасный вид на Тауэрский мост. Лет сто назад, когда еще не было всех этих огурцов и раций (названия лондонских небоскребов), башни моста наверно смотрелись еще более эффектно. Но и сейчас впечатляют. Вообще,  странно, что больше никто не смог повторить эту простую идею — на опорах моста возвести внушительные здания. Понте-Веккьо во Флоренции не в счет. Я, кстати, всегда считал, что у Тауэрского моста средневековая основа. Но нет. Мост относительно новый, ему чуть более ста лет. Самый старый мост на Темзе — это Лондонский мост.

DSC09763.jpg

Восточнее моста начинаются какие-то совсем нетуристические места. Тут, например, похоже на плавучие дома Амстердама.

DSC09762.jpg

Зато на западе от него возвышается такая красота. Скошенное от ветра яйцо — это лондонский Сити-холл. по сути мэрия города. Идея, что здание знаменитого Фостера напоминает нарезанное слоями яйцо, пришла не только мне в голову, даже мэр Лондона Борис Джонсон так называл свою резиденцию.

DSC09768.jpg

В центре Лондона и особенно в Сити порядком уродливых зданий. Другое дело, что общее впечатление они не портят. Но по отдельности, некоторые экземпляры неприятно поражают. Этот "красавец" возвышается по соседству с Тауэром, всячески его подавляя.

DSC09757.jpg

На этом снимке понятнее, как здание портит прекрасный вид.

DSC09725.jpg

Но все-таки Лондон мне запомнился не отдельными недостатками, а фантастически удобной и эстетичной городской средой. И в Саутуарке таких примеров множество. Из бывших складов, доков и прочих промзон создают прекрасные пространства для горожан и туристов. Здорово, что и у нас в Москве таких мест становится все больше.

DSC09756.jpg

Вид от Тауэрского моста на разношерстный Сити, по которому мы прошлись в прошлом рассказе. Справа торчит Монумент (обелиск в честь Великого Пожара), на котором, как вы помните, расположена обзорная площадка.

DSC09750.jpg

Тауэрский мост еще крайне фотогеничен сам с себя. Правда, жаль, что не застал его развод. Да, да, мост еще и разводится, как наши питерские мосты.

DSC09747.jpg

DSC09745.jpg

Прекрасен с любого ракурса.

DSC09744.jpg

Наряду с Сохо, набережная Темзы также является одним из самых тусовочных мест Лондона. К вечеру тут собираются толпы горожан и туристов. Я предпочитал проводить вечера в Лондоне именно в этом районе.

DSC09731.jpg

Вид на Сити-Холл и Тауэрский мост.

DSC09730.jpg

Неподалеку от Тауэрского моста на вечной стоянке расположен крейсер Аврора HMS Belfast. Легкий крейсер был построен в 1938 г и успел поучаствовать во Второй Мировой и Корейской войнах. Сейчас, как вы понимаете, тут музей, т.е. на корабль можно попасть обычным туристам.

DSC09721.jpg

Галерея Hay's — еще один прекрасный пример деиндустриализации доков, верфей и складов Лондонского порта. Когда-то через это здание проходило 80% английского чая. Но в 80-х годах здание прошло процесс ревитализации. Ревитализация промышленных зданий отличается от реконструкции тем, что предполагает изменение функционального назначения здания, сохраняя его как ценный историко-культурный объект, то есть не изменяя его внешний облик, — практически все изменения самого здания касаются интерьеров. Так что сейчас — это оживленный торговый центр. В центре галереи скульптура Навигатор.

DSC09717.jpg

DSC09716.jpg

Крейсер Белфаст и Тауэрский мост, как сразу определят знатоки Лондона, этот вид открывается с Лондонского моста.

DSC09221.jpg

Лондонский мост — мост в Лондоне, связывающий лондонские районы Сити и Саутуарк, разделённые рекой Темзой. В течение истории Лондона на этом месте сменилось несколько мостов под тем же названием: ряд деревянных мостов, начиная с римских времён, каменный мост, построенный в 12-м веке и простоявший более 600 лет, и ещё один каменный арочный мост 19-го века. Современный мост — железобетонный балочный с прогонами коробчатого сечения — был открыт для движения транспорта в 1973 году; он находится на 30 метров выше по течению, чем мосты прошлых веков.

DSC09217.jpg

DSC09213.jpg

DSC09207.jpg

DSC09204.jpg

DSC09203.jpg

DSC09193.jpg

В Тауэрском мосту расположен музей, где можно посмотреть, как работают его механизмы. Но частично можно посмотреть на начинку моста и с улицы через такие окна.

DSC09188.jpg

Тауэрский мост – один из самых крутых в мире, подтверждаю. Архитектор спроектировал мощное сооружение: две башни высотой в 64 метра соединяются галереями; под ними – два разводных крыла; боковые пролёты – висячие. Башни выглядят древними, на самом деле это гигантские стальные рамы, одетые в портлендский камень и корнишский гранит. Этот готический силуэт стал одним из символов Лондона, а ведь в 1894 году, когда мост построили, его называли безвкусным, вычурным, абсурдным и просто чудовищным.

Переправа через Темзу в этом месте стала в 19-м веке настоятельной необходимостью. Чуть ниже расскажу, как обстояли дела с переправой, пока мост был один единственный. Итак, новый мост сделали разводным, чтобы пропускать торговые суда, подходившие для разгрузки прямо к городским пристаням. Пешеходы могли переходить в любой момент – через верхние галереи, но люди не хотели подниматься и предпочитали пережидать, пока мост сведут.

Тауэрский мост до сих пор разводится не так, как, например, мосты в Санкт-Петербурге – не ночью на несколько часов, а когда угодно, на время, необходимое для прохода судна (обычно не больше десяти минут: тысячетонные крылья могут быть подняты за девяносто секунд). Любое судно высотой более 9 метров может подать заявку на разводку за сутки до нужного времени. Таких заявок поступает около тысячи в год, и платит за разводку не кораблевладелец, а благотворительный фонд Bridge House Estates. Увы, я за три дня так и не застал ни одного развода, так что оставлю это зрелище на следующую поездку.

DSC09187.jpg

Скульптура огромной разрезанной на части головы напротив Музея Дизайна называется "Голова изобретений". В дырки между частями головы засунуты таблички с цитатами из Леонардо Да Винчи.

DSC09174.jpg

Вообще, мне эта часть Саутуарка очень понравилась. Называется этот район Shad Thames. В Викторианскую эпоху здесь были расположены крупнейшие в Лондоне склады. В 70-е годы они были полностью закрыты и постепенно стали приходить в упадок. Чем первыми воспользовались разные творческие личности, недвижимость в Лондоне всегда была в цене. А тут пустовали огромные площади в самом центре Лондона. Наконец за Shad взялись власти и в 90-е после проведенной регенерации бывшие склады превратились в элитную недвижимость. Мне тут очень понравилось прогуливаться, такие живописные тоннели.

DSC09168.jpg

Поищите на одной из площадей этого квартала фонтан "Водопад", сиськи довольно интересный, хотя и не работал в мой приезд.

DSC09165.jpg

DSC09163.jpg

DSC09161.jpg

DSC09156.jpg

Со стороны (например, с Тауэрского моста) Shad Thames тоже смотрится весьма эффектно.

DSC09154.jpg

Вот для ориентира эта самая Butler's Wharf (верфь) выглядывает с восточной стороны Тауэрского моста.

DSC09148.jpg

DSC09107.jpg

Ну, и закончу этот рассказ на самом примечательном в прямом смысле здании Лондона — небоскребу Осколок.

Небоскрёб Shard – Осколок, действительно, похож на осколок стекла: сверкающая узкая пирамида (при строительстве использовали 11 тысяч стеклянных панелей), как бы расщеплённая сверху. Осколок на южном берегу Темзы был построен в 2012 году, и целых три месяца считался самым высоким зданием в Европе. Но затем его обогнал наш небоскрёб Меркурий Сити Тауэр (в котором я работаю последний два года, кстати). Так что теперь англичанам приходится называть Shard самым высоким зданием в Западной Европе.

Высота Осколка 309,6 метра, из-за этого в Великобритании шли ожесточённые дискуссии: надо ли Лондону мериться небоскребами с континентом или лучше поберечь свою линию горизонта? Как вы понимаете, выиграли сторонники высотки. Проект разработал Ренцо Пьяно, знаменитый итальянский архитектор, автор парижского центра Помпиду. Пьяно утверждал, что презирает высотные здания, – но, видимо, не слишком, раз удалось уговорить его. Якобы архитектора уговаривали во время обеда, и Пьяно всё время был против, а потом взял меню и начал набрасывать на нём айсберг, словно выходящий из Темзы. Позже Пьяно говорил, что вдохновлялся проходящими рядом железнодорожными линиями, шпилями лондонских церквей, которые в 18-м веке писал Каналетто, и мачтами парусных судов.

Для туриста небоскрёб интересен прежде всего своими верхними этажами – там находятся смотровые площадки, которые выше любых других в Лондоне почти в два раза. Увы, у обзорок есть один недостаток — дико дорогие билеты, лучше покупать их по интернету, выйдет дешевле. На данный момент получается что-то порядка 2000 рублей с человека.

DSC09100.jpg

Читатели уже предвкушают мое очередное нудение, что я де любитель замков и соборов, а не этих стеклянно-бетонных монстров. Отнюдь! Осколок, почему то пришелся мне по нраву. Не уверен, что он прямо идеально вписался в архитектуру Южного берега, но с другой стороны он какой-то магнетический, и в отличие от Рации и Огурца с противоположного берега Темзы заслужил мою симпатию.

DSC09089.jpg

Место паромщика, запрятанное в цепочке ресторанов Бэнксайда, это крошечная часть истории Лондона. Встроенная в стену Греческого ресторана  глыба из кремня называется The Ferryman’s Seat. Хотя оно уже долго не используется, это живое свидетельство времен, когда Темза была центром оживленного судоходства.

В 19-м веке в Лондоне еще не было столько мостов через Темзу, как в наши дни. Постоянный мост был вообще только один — Лондонский мост. Сотни лет жители Лондона и его гости пользовались этим мостом, чтобы перебраться с одного берега на другой. Единственной альтернативой мосту были паромы. В 16-м и 17-м веке район Бэнксайд стал центром развлечений: театры, ямы для травли медведей, гостиницы и бордели. Так что профессия паромщика становилась все более важной, т.к. основные жилые районы находились на северном берегу. Во времена Шекспира на Темзе было зарегистрированы 2453 паромщика!

Т.к. паромщики часто работали по ночам, отвозя богачей обратно после вечеринок в их дома в Вестминстере или Сити, то им требовалось место для отдыха недалеко от пристани. Так и возникли такие плоские камни, вмонтированные в стены домов на набережной. Увы, возраст камня на фото точно неизвестен, но предполагают, что ему несколько столетий.

DSC01921.jpg

Так, здесь, пожалуй, прервемся, а в следующем рассказе закончим прогулку по Южному берегу Темзы и попрощаемся с Лондоном. А в заключение покажу еще несколько картинок из районов Саутуарка и Бэнксайда.

DSC09083.jpg

DSC01924.jpg

DSC00053.jpg

DSC00044.jpg

DSC00032.jpg

DSC00027.jpg

DSC00023.jpg

Все рассказы о Великобритании в моем ЖЖ:
1. Лондон: Вестминстер и Уайтхолл
2. Лондон: от Вестминстерского аббатства до собора
3. Лондон: Пикадилли, Сент-Джеймс и Гайд-парк
4. Лондон: Сохо и Трафальгарская площадь
5. Лондон: Ковент-Гарден и Стрэнд
6. Лондон: Блумсбери
7. Лондон: Британский музей
8. Лондон: Холборн
9. Лондон: Сити
10. Лондон: между Тауэрским и Лондонским мостами

(c) kolllak.livejournal.com

kolllak.livejournal.com

Добавить комментарий