Поиск

5 день Кругосветки ч.2 — 07.07.2018: (Тарко-Сале — Норильск) — Хатанга — Саскылах .


Продолжение рассказа про 5-й день Кругосветного перелёта. Вторая часть: из Норильска на Хатангу и Саскылах.

Как я уже рассказывал в предыдущей части повествования, как только мы заправили самолёты и расплатились с аэропортом Алыкель, то сразу же вылетели на Хатангу.  Огромное спасибо Игорю Ивановичу, который оперативно подавал и пробивал все наши планы полёта из Москвы, в любое время дня и ночи!

Впереди нас ждала Хатанга! Запасной по пути — Волочанка.  Он посередине маршрута.   

А пока мы летим над краем Плато Путорано.  

гора Отдельная и район Талнах

Здесь расположен рудник «Таймырский»

район рудника
мы цепляем лишь краешек Плато Путорано

а рельеф всё выше и выше, появляются снега

Выходим с Плато
посёлок Волочанка

Впереди Волочанка — старинный поселок у реки Хеты, когда-то – районный центр ныне несуществующего Авамского района.  Население Волочанки составляет около 500 человек, в основном это промысловики. Сегодня до него можно добраться либо зимником из Дудинки и Хатанги, либо весной, по высокой воде, из Хатанги, и в любое время года — долететь вертолетом. Поселок возник еще в XVI веке как промежуточный на пути оленьего тракта от Енисея в районе зимовья Дудино до зимовья Хатанги.

Волочанка
Волочанка
Волочанка
Вот тут когда-то был аэродром…

В Волочанке не оказалось ВПП, место где был аэродром с трудом можно опознать по характерному зданию аэропорта.  

Вертолётная площадка в Волочанке

Но есть вертолётная площадка, рядом с которой лежит разбитый Ми-8. 

Станция «Двина»

«Двина»

Недалеко от посёлка брошенные антенны тропосферной радиорелейной станции 5/103 «Двина». В/ч 44676.  «Двина» это одна из станций линии связи «Север», созданной для обеспечения связью отдалённых регионов страны в советское время.  Линия имела протяжённость 13 200 километров и состояла из сорока шести тропосферных радиорелейных станций (ТРРС), расположенных большей частью вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов и крупнейших сибирских рек Енисея и Лены.

Система состояла из семи линий, имела два узла, в подчинении у которых находились центры и станции.

В начале эксплуатации системы была предпринята попытка организовать обслуживание линий гражданскими связистами. Но из-за очень тяжёлых социально-бытовых условий в местах дислокации станций и, как следствие, невозможности набора гражданских специалистов на большую часть станций, правительство было вынуждено привлекать военнослужащих.

Посёлок Волочанка стоит на берегу реки, можно конечно подсесть и на воду, но топлива нам хватает и мы летим дальше.  А в это время нас обгоняет Цессна-182 Эдуарда Лосеева и Олега Нехорошева. 

Cessna-182 в полёте

Валерий Иванович мёрзнет.  Я прошу его накинуть куртку Калашников «от Михаила Ярина».  Смотрю — задремал.  Значит согрелся наш командир!  А у меня есть возможность рулить до Хатанги. 

Впереди Хатанга
Заход на ВПП

Пришли в Хатангу.  С нами садится ЛА-8 RA-0778G.  Он везёт для нас бензин, а сам планирует заправится ТС-1. Остальные два борта пошли напрямую на Саскылах.

Хатанга — село в Красноярском крае, один из самых северных населённых пунктов России, порт. Центр сельского поселения Таймырского района. Село расположено на реке Хатанга. Период летней навигации очень короткий.
Население — всего 2500 человек. Хатанга — по-эвенкийски означает «большая вода», «много воды». Своим рождением Хатанга обязана Мангазейскому морскому ходу, открытому поморами в 16 веке и связавшему Енисей с Обью. В 1610 году состоялась первая крупная поездка торговых и промышленных людей на Таймыр по морю.

Хатанга — вид на порт
Аэропорт Хатанга

Хатанга очень депрессивное место…  Везде наблюдается разруха…

Ми-8 памятник в Хатанге, постепенно заростает кустарником
У Валерия Ивановича проверяют документы в Хатанге

Сразу после посадки нас окружили пограничники и ФСБ.  И опять один и тот же вопрос.  Вы — кто?  Зачем прилетели? У всех нас сложилось ощущение, что на нас смотрят как на пришельцев с другой планеты, на лицах читается нескрываемая завистью, мол «Вы сейчас улетите, а нам тут оставаться…»   Впервые я встречаю такую обстановку.  

Единственным светлым лучиком в Хатанге была женщина, главный бухгалтер аэропорта.  Она тут же усадила нас за стол, налила по стакану чая, угостила бутербродами с красной рыбой, которую же сама и ловила.  Вот удивительно, почему кто-то всю жизнь живёт несчастливым, а другой умеет радоваться жизни!  Вспоминается момент фильма «О чём говорят мужчины»

Заправляем Borey с канистр. Ла-8 начали заправку ТС-1 с пистолета.  Дали такое давление, что Сергея Вячеславовича окатило с ног до головы керосином.  Но он молодец.  Усмехнулся и пошёл переодеваться.  

Алафинов С.В. в Хатанге
Керосиновый душ
идём за метео

Пошли с Владимиром на метео — узнать прогноз по маршруту. Метеоролог сидит рядом с аэродромом в гостинице. ФСБшник с нами.  Метео узнали, но когда услышали ценник за прогноз (10 тыс. руб с самолёта), то захотелось сразу же забыть. )))  

Враг сюда даже не проползёт!
А вот комары тут уже серьёзные! Атакуют с пике. )

Созваниваемся с Бровкиным Владимиром.  Он нам помогал ещё при перелёте с Камчатки в 2012г и вот снова поддерживает перелёт.  

Понимаем, что оставаться в Хатанге не стоит, надо лететь дальше, в Саскылах. Уж слишком тут не комфортно.

Созваниваемся с Олегом Нехорошевым.  Они уже сели в Саскылахе.  Говорит, что за 50 мин до посадки погода портится. Низкая облачность, но пройти можно.

Вылетаем. Около Хатанги (со стороны торца ВПП «24») также стоят антенны дальней связи «Север»

станция «Яуза»

Валерий Иванович отдаёт мне управление и засыпает.  Он очень устал.

Буквально на первой горке по маршруту вижу лежащий разбитый Ил-14. 

Ил-14 СССР-04196
Ил-14 СССР-04196 разбился в 1958г

Экипаж 2-й АЭ Московского ОАО выполнял транспортно-пассажирский рейс №3 Москва-Певек-Москва. На обратном пути в Москву 30.12.1958 г. экипаж вылетел из а/п Тикси через а/п Мыс Косистый на Хатангу. На борту находилось 5 членов экипажа, 12 пассажиров, 125 кг груза и багаж. Полётный вес самолёта не превышал установленной нормы. На борту находилось 3 100 литров топлива.
   В 17:05 мск экипаж передал, что в 17:03 прошёл Мыс Косистый на эшелоне 900 м и сообщил расчётное время прибытия в Хатангу в 18:00. В 17:47 экипаж установил по командной радиостанции связь с КДП а/п Хатанга и сообщил свои условия полёта: эшелон 900 м, видимость более 10 км, и одновременно запросил КДП об условиях посадки.
   Фактическая погода в районе Хатанги к моменту прилёта была: обл. 9 баллов верхняя, снег, позёмка, видимость 8 км, ветер 225° 7 м/с, давление 759,4 мм рт.ст, t=– 32°С.
   Дежурный диспетчер КДП передал экипажу условия посадки. При этом он не сообщил экипажу высоту подхода к а/п Хатанга, контрольных пеленгов при входе в зону АДС на самолёт не брал и фактического местонахождения самолета не знал. В 17:50 на запросы КДП по командной радиостанции экипаж не отвечал и радиопеленгатором не обнаруживался, в расчётное время самолет в Хатангу не прибыл.
   31 декабря при поисках в условиях полярных сумерек самолет был обнаружен в 65 км от а/п Хатанга разбитым и частично сгоревшим. Экипаж и 11 пассажиров погибли, 1 пассажир выжил.

Комиссия установила, что экипаж, производя полёт от а/п Мыс Косистый до Хатанги, от маршрута отклонился влево на 38 км и в результате оказался в районе горных отрогов. Командир экипажа, продолжая полёт на приводную радиостанцию а/п Хатанга, вопреки требованиям п.219 НПП ГА-58, допустил преждевременное снижение ниже установленной безопасной (900 м) высоты полёта, вследствие чего самолёт столкнулся со склоном горы высотой 340 м над уровнем моря. Самолёт стал задевать винтами за землю и после их разрушения ударился о склон горы мотогондолами, прокатился на них около 360м, частично разрушился и, перевалив вершину пологой горы, взмыл и пролетел 30м, сделал переворот через левое крыло в воздухе, упал на фюзеляж вверх колёсами, прополз 15 метров и загорелся. Фюзеляж от 3-го до 43-го шпангоута сгорел.

Погода хорошая. Летим вперёд!

Анабарское плато

Тундра становится каменной.  Очень удивительный пейзаж.   Сверху этот пейзаж напоминает извилины головного мозга. Мы выходим на плато Анабар или Анабарское плато – одно из древнейших на Земле горных плато. Оно находится на Северо-Востоке Среднесибирского плоскогорья на территории, ограниченной с востока — нижнем течением Лены, с запада — горным массивом плато Путорана. Это куполообразный выступ древнего фундамента Сибирской платформы. Здесь выходят на поверхность одни из самых древних в геологическом отношении горных пород — протерозойские и архейские, имеющие возраст соответственно 1,6-2 млрд. лет и 3-3,5 млрд. лет. История образования этих пород геологами описывается так: в течение многих миллионов лет Сибирская платформа дрейфовала из южного полушария Земли к её текущему положению в северном полушарии. Над ней долгое время плескался теплый океан, в котором накапливались морские осадки разных геологических эпох. В результате поднятия океанского дна самые древние осадочные породы оказались на поверхности именно в районе Анабарского плато. Плато Анабар — одно из самых труднодоступных и экологически чистых мест в России, территория, не затронутая хозяйственной деятельностью человека. На сотни километров вокруг нет населённых пунктов.

Первая облачность появилась за 150 км до Саскылаха. А за 50 км начала прижимать к горам. Температура за бортом падает.  Уже +2 градуса по цельсию. В облака лезть нельзя — там будет обледенение. 

Облачность ложится на вершины гор

А у нас начали врать топливомеры…  

Идём по рельефу. Пейзажи просто фантастические.  Как будто в другом мире.   За весь этот перегон не встретили ни одного жилища человека и даже просто следов присутствия…

Крайние 20 км до Саскылаха «ползём на брюхе», облизывая горы.  Высота полёта 20-50м не выше, т.к. облачность легла на верхушки гор. 

В Саскылах пришли одновременно с Ла-8 RA-0778G.  Очень устали за этот день, начали совершать ошибки.  

в аэропорту Саскылах

На аэродроме нас встречают экипажи второго Ла-8 и Цессны-182.  Швартуем самолёты и в посёлок.  Хочется есть и спать…

Вид на аэродром со стороны Саскылаха
Саскылах

Люди тут живут очень хорошие.  Приём добрый и душевный.  На ужин оленина, копчёный муксун.

Всё, спать…

Оглавление:

Кругосветка-2018 (начало)

1 день Кругосветки — 03.07.2018: Самара-Пермь (Красный Яр — Нижнее Городище)

2 день Кругосветки — 04.07.2018: Нижнее Городище — Сосьва — Урай

3 день Кругосветки — 05.07.2018: Урай -Сургут — Тарко-Сале.

4 день Кругосветки — 06.07.2018: Тарко-Сале.

5 день Кругосветки ч.1 — 07.07.2018: Тарко-Сале — Норильск (Хатанга — Саскылах ).

vulkan-avia.livejournal.com

Добавить комментарий