Поиск

КАК СПУСТЯ 10 ЛЕТ ДАР ЛЕО МОЛА ОКАЗАЛСЯ В НАЛЬЧИКЕ В 2-х частях.


  Часть первая

  29 ноября с.г. на сайте Шереметьевской таможни под заголовком «Шереметьевская таможня передала в Национальный музей Кабардино-Балкарской Республики предметы искусства» была размещена следующая информация: «29 ноября в музее Шереметьевской таможни состоялась торжественная церемония передачи предметов искусства в Национальный музей Кабардино-Балкарской Республики, задержанных Шереметьевской таможней и обращенных в доход государства.

                                             

     Художественные работы выдающегося скульптора современности Леонида Молодоженина, известного миру под творческим псевдонимом Лео Мол были изъяты на таможенном посту Аэропорт Шереметьево (грузовой) при попытке незаконного перемещения.
    Среди передаваемых таможенниками ценных экспонатов картины, скульптуры и рисунки конца XX века. В течение длительного времени эти товары не были востребованы, меры по их таможенному оформлению, владельцем не предпринимались. По решению Химкинского городского суда предметы искусства были обращены в федеральную собственность.

 

Теперь эти произведения вернутся на Родину и станут достоянием Кабардино-Балкарской Республики».
    В тот же день эта информация под заголовком «Лео Мол возвращается в Нальчик» и поскриптумом «что жителям Кабардино-Балкарии раннее творчество Лео Мола известно по головам львов, охраняющих вход в Атажукинский сад, и скульптуре танцующей пары на здании кинотеатра «Победа» была размещена на странице РИА КБР
Мне бы хотелось внести ясность, как произошло это самое возвращение, ибо предыстория, связанная с даром Лео Мола Кабардино-Балкарии, весьма необычная.
   …Имя выдающегося скульптора современности Леонида Молодоженина (Лео Мола) сегодня в Кабардино-Балкарии известно многим, в том числе и по публикациям автора этих строк.
   Л. Молодоженин, автор скульптурных портретов Дуайта Эйзенхауэра, бронзовых бюстов Папы Павла VI и Папы Иоанна Павла, многих других деятелей мирового уровня, ваятель, чьи работы украшают парки и площади Вашингтона, Лондона, Буэнос-Айреса, Петербурга, с 1929 по 1942 год жил в Нальчике. Здесь произошло его становление, здесь им были созданы скульптуры, сохранившиеся и поныне. Он один из авторов (вместе с Михаилом Лезвиевым) установленного на атике кинотеатра «Победа» скульптурного ансамбля «Танцующая пара», скульптурного портрета Бекмурзы Пачева, голов львов у входа в Атажукинский сад, целого ряда других произведений.

                                                                                                                                

                                                   

                   


    Незадолго до своей смерти скульптор завещал ряд своих работ Национальному музею КБР. Более того – его супруга выслала их на адрес представительства КБР в Москве. Но далее случилось непредвиденное. Представительство (в силу непонятных причин) отказалось забрать груз и он остался в аэропорту. 25 сентября 2008 года «Газета Юга» опубликовала статью «Мы не можем принять работы Лео Мола?», обнародовав эту странную историю.
    За эти годы я неоднократно пытался решить вопрос с коллекцией, в частности, обращался к знаменитому кинорежиссеру Александру Сокурову, но даже он не смог вызволить 10 живописных полотен, 12 гравюр-офортов, 14 скульптурных работ великого ваятеля, находящихся не на таможне, а на предприятии по наземному обслуживанию грузовых и почтовых авиаперевозок ООО «Москва Карго», которое все эти годы исправно начисляло проценты за хранение груза.
    Зная, что сумма эта давно уже стала семизначной, я решил обратиться за помощью к Главе КБР, на тот момент Юрию Александровичу Кокову, и 17 марта 2017 года написал письмо, в котором изложил данную ситуацию, попросил вмешаться.
    Мое обращение, писал я, вызвано не предложением изыскать деньги, которые требуют за безвозмездный дар – это было бы нечестно по отношению, к примеру, Министерству культуры, на которое могут повесить этот тяжелый груз. Я вижу решение в другом – поднять этот совсем не частный вопрос на федеральном уровне, ставя во главу угла мысль: отдавая предпочтение материальной составляющей при решении культурных вопросов, мы рождаем (как и сон разума) духовных чудовищ.
    Спустя четыре месяца я получил ответ следующего содержания, подписанный заместителем Председателя правительства КБР Т. Ахоховым. Цитирую: «В соответствии с поручением Главы КБР Кокова Ю. А. Ваше обращение по поводу возвращения республике творческого наследия скульптора Молодоженина Л. Г. рассмотрено совместно с заинтересованными лицами. По информации Шереметьевской таможни, художественные работы скульптора в настоящее время находятся на предприятии по наземному обслуживанию грузовых и почтовых авиаперевозок в международном аэропорту Шереметьево ООО «Москва Карго». Стоимость услуги за ответственное хранение с августа 2008 года по июнь 2017 года составляет 6 979 449, 08 рублей, а стоимость услуг таможенного брокера по декларированию груза, подготовка обращения в Министерство культуры Российской Федерации о признании работ художественными ценностями и таможенное оформление – 327 тыс. рублей».
    Вердикт, заключающий данный ответ, не оставлял надежд: «В связи с отсутствием в республиканском бюджете КБР указанных средств выкуп творческого наследия Молодоженина Л. Г. в настоящее время не представляется возможным».

 Окончание следует

viktorkotl.livejournal.com

Добавить комментарий