Поиск

Рига, ты можешь лучше!


Рига мне чем-то напоминает Прагу и Петербург: застройка, брусчатка и новые трамваи – вылитые улицы Праги, но стоит зайти за угол, как уткнёшься в машину, обшарпанный дом и твой любимый трамвай уже стоит в пробке – прямо как в Петербурге!

Ещё Рига не меняется. Обычно такое слышат в хорошем контексте, но здесь иначе – город не развивается, а живёт на старом заделе. Это, конечно же, уже тревожный звонок, ведь население стремительно уменьшается, а соседи на всех парах идут вперёд.

Центр Риги прекрасен, но если опустить взгляд от домов на тротуар, то вы увидите это:

Пространство улиц ограничено, особенно в центре города, поэтому им нужно распоряжаться с умом. В мире давно принята простая концепция: пешеход, велосипедист, общественный транспорт, полосы для машин и парковка. Если места для всех не хватает, то начинают кого-то убирать с конца. Распределение сделано на основе занимаемого места и права людей на город: каждый из нас пешеход, поэтому ему везде почёт, а ещё в таком состоянии занимается всего половина квадратного метра площади и улица может вместить максимальное количество людей. Велосипедист тоже занимает мало, безопасен для экологии и полезен для здоровья, трамвай или автобус перевозят много людей, а занимают места как несколько машин.

Рига позиционирует себя туристическим городом, но в тот же момент не даёт бизнесу развиваться и привлекать людей. Говорят, некоторые кафе просили убрать парковку, на что город ставил условие оплаты машиномест. В общем, муниципалитет пилит сук, на котором сам же и сидит:

Вера в право на автомобиль среди жителей и чиновников пока сильна. Например, это одна из центральных улиц, её реконструкцию закончили в этом году:

Из плюсов: мощение, в том числе дружелюбная брусчатка для пешеходов и велосипедистов; немного деревьев и всё.

Здесь попытались уместить пешеходов, велосипедистов, трамвай и машины. Места не хватает, поэтому для пропуска трамвая водитель должен заехать на велосипедную часть, при пропуске велосипедиста – на трамвайную. Часть тротуара отдана под парковку, а открытая дверь водителя может быстро скинуть велосипедиста на землю или на капот машины.

Не были сделаны даже платформы для трамвая или хотя бы венские платформы:

С безопасными платформами в городе вообще всё печально. Местные говорят, что даже в Даугавпилсе их больше, чем в Риге. Новые большие трамваи просто выпускают людей под колёса машин:

С общественным транспортом особых изменений нет ещё с советских времён. Разве что технику новую закупают, но с прошлого моего поста ничего кардинально не поменялось. Разве что щётки на колёсные арки стали клеить, чтобы зимний дрист не летел в пешеходов и велосипедистов:

Про велоинфраструктуру тоже уже был пост, но тогда многие не поверили в наличие велосипедистов зимой. Они есть, число людей на велосипедах выросло на 40% за последние годы. Сами дорожки были сделаны примерно 4 года назад, после чего развитие затормозилось.

Многие велодорожки нужно будет переделывать, ведь их сделали за счёт тротуара и слишком узкими – в итоге неудобно и пешеходам, и велосипедистам:

В прошлом году местные активисты нарисовали велополосу на центральной улице города. Сделано это было после заявлений города о дефиците места, мол нет метра для ваших дорожек. Велополоса вошла, а жители сначала даже решили, что это власти одумались. Затем коммунальные службы пытались стереть разметку, им начали мешать велосипедисты сидячей забастовкой, вызвали полицию и началось веселье. Полосы стёрли, но в этом году активисты повторили свою акцию, но уже без такого внимания. Та самая улица, на которой не хватило места:

Местное сообщество велосипедистов даже устраивало митинг за развитие велоинфраструктуры:

Власти пока не торопятся развивать безопасную велосеть, но имеющиеся дорожки и полосы содержат в хорошем состоянии. Тротуары вдоль домов должны убирать собственники, а полосы чистит город. Соли на это не жалеют, поэтому зимой можно ездить абсолютно безопасно.

Ширина позволяет убирать трактором, а небольшие резиновые делиниаторы защищают место от заезда машин. В Москве так делать не умеют:

Только какой в этом смысл, когда многие дорожки и полосы начинают из неоткуда и ведут в никуда?

С велопарковками тоже беда – город не занимается этим. Говорят, что за последние годы появилось много городских велосипедов благодаря б/у из Нидерландов: срезанные полицией велосипеды продают на аукционе и часть идёт в Ригу – так жители пересели с горных велосипедов на городские.

Платная парковка вышла за пределы туристического центра и дошла практически до спальных районов:

Один из руководителей города получил прозвище «20 процентов» за введение карты рижанина – она даёт скидки на парковку, билеты в общественный транспорт и другие вещи. Каждая транзакция идёт через специальную контору и взимается процент. В общем, умеют тут вводить выгодные предложения 😉

После трёх неоплаченных штрафов за парковку дарят колпак:

В центре довольно много заброшенных территорий, которые сейчас силами бизнеса и активистами приводятся в порядок. Тут была подстанция скорой помощи, а сейчас бары, мастерские и офисы. Изначально это был временный вариант до подготовки проекта застройки и сноса, но одумались и решили часть строений и контор сохранить, дополнив их новыми домами:

Город довольно неплохо бдит за состоянием фасадов и домов в центре. За нарушения штрафуют, а при ремонте дают временные налоговые льготы.

Иными словами, следить за своим имуществом стимулируют с помощью кошелька.

Советские спальники успешно деградируют:

Отличий от российской действительности не наблюдаю. В соседнем Таллине с этим всё намного лучше:

Нашёл только один дом после реконструкции. Судя по всему, сверху достроили мансарду или просто сделали общественное пространство:

Со школами всё чуть лучше – их приводят в порядок на деньги Евросоюза. Обратите внимание, что нет периметров из заборов, зато есть подсветка перехода и ограничение скорости 30 км/ч:

С детскими садами чуть больше вкусовщины, но тоже видна работа. Стоимость, энергоэффективность и другие примеры работ можно посмотреть здесь.

С советскими спальниками есть два пути развития: достройка мансард и реконструкция домов за этот счёт или точечная достройка по периметру и внутри огромных дворов. Без этого сложно что-то сделать с однотипными серыми домами – качество среды и квартир крайне низкое, поэтому местность деградирует и теряет жителей. Также нужно создавать условия для бизнеса и рабочих мест. Московский вариант сноса и веерного переселения слишком дорогой, поэтому его даже не рассматриваю.

Сейчас пустующие дома занимают ребята из Free Riga, выступающая посредником между городскими чиновниками и собственниками для временного использования жилья. Про них я писал отдельно.

Кстати, недавно в городе ввели налог на дождевую воду: если водослив с крыши ведёт в городскую канализацию, то дом должен платить городу специальный налог.

Нового строительства в городе очень мало:

Из плюсов: невысокая этажность, попытки создать уникальный вид при типовом проекте и доступная среда. Минусы: двор-парковка даже при полуподземном паркинге, расстановка домов без создания закрытого двора. Чуть лучше советского наследия, но кардинальных изменений нет:

Тут даже площадка для баков из 1980-х, только её покрасили и высадили несколько деревьев сзади:

Я сначала даже подумал, что это просто реновация старых панелек:

Рига сегодня – красивая витрина с бардаком внутри. Смотришь фотографии умиляешься, а потом город плюёт на тебя во время ходьбы пешком, езды на общественном транспорте или велосипеде. Не удивительно, что жители так зависят от автомобиля – на красивые дома приятнее смотреть из машины, без контакта с неудобными улицами или дворами. Видно, что Евросоюз даёт деньги, но их распределение и эффективность работы мэрии под большим вопросом для меня – финансирование не прибавляет компетенции, а смена рублей на евро – не залог эффективности. Пора уже как-то стряхивать налёт совковости и идти вперёд, а то скоро жителей не останется.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья
А ещё можно подписаться в…

Посты по теме:
Мои путешествия

Транспорт Риги

ВелоРига
gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий