Поиск

Новый кенийский поезд Найроби — Момбаса


1 июня 2017 года из Найроби в Момбасу отправился современнейший по африканский меркам пассажирский поезд. Железнодорожная дорога за 3 года построена китайцами (плюс 10% вложило правительство Кении) парралельно старой колониальной линии, связывающей портовую Момбасу с озером Виктория. Без сомнения, для Кении, страны с населением в 50 миллионов это большой прорыв, и продолжительность поездки между двумя крупнейшими городами сократилось с 12 до 4-5 часов. Альтернативой остаются автобус (8-9 часов в пути) и внутренний перелет (50 минут). Стоимость билетов на весь путь следующая: 9 евро 2 класс и 26 евро 1 класс. Цена билета в 1 класс сопоставима с ценой билета на самолет, если брать сильно заранее, ну а цена проезда в народном классе очень доступна и кенийцы ныне активно пользуются железнодорожным транспортом. Это первая новая железная дорога, проложенная в Кении после обретения независимости.

Сам поезд называется Madaraka Express («Мадарака» на суахили означает «контроль, ответственность, энергия») и у меня получилось на нём проехаться в марте сего года. Сейчас уже имеется возможность приобрести билет на этот поезд онлайн на сайте Кенийских железных дорог, однако несколько месяцев назад это можно было сделать только двумя способами: по телефону, используя местную мобильную систему платежей MPesa и соответвенно местный мобильный номер, либо лично в кассах вокзала. Само собой, находясь не в Кении купить билет было сложно, однако на помощь пришла хозяйка нашей квартиры в Найроби, а по приезду мы уже с ней рассчитались.

1. Посадка в поезд направлением в Момбасу.

IMG-20180321-WA0023

Кстати, интересен сам процесс прохода на станцию перед посадкой в Найроби. Да и в Момбасе ситуация похожая. На привокзальной площади, перед входом на вокзал, расположена длинная, метров на 25, и широкая армейская палатка с деревянным настилом в ней. Пассажиры туда заходят, ставят свои сумки на настил и становятся в ряд вдоль стены, людей пускают порциями внутрь. Багаж тщательно обнюхивают две собак, полагаю, на предмет взрывчатых веществ и наркотиков. И еще после этого надо пропускать сумки через сканер, как в аэропорту. И только лишь после этих процедур пакс допускается на территорию терминала (где еще раз пять проверяют билеты). Плюс еще раз сканируют багаж перед входом в зал ожидания). Такой вот уровень безопасности.

2. Так выглядит старинная колониальная линия. Какое-то редкое локальное грузовое движение по ней присутствует.

New and old railway lines near Tsavo East NP

3. Параллельно ей проложена современная линия на высокой насыпи (фото из нацпарка Восточный Цаво).

DSC_0071

Строительство осуществляла Китайская корпорация в соответствии с китайскими стандартами. В первые 5 месяцев эксплуатации средняя заполняемость поездов достигла 92 процента, поэтому было принято решение о дополнительном пуске второй пары поезда.

Несмотря на свою очевидную полезность китайско-кенийская железная дорога довольно регулярно привлекает ряд местечковых критиканов со стандартной обоймой претензий: «не окупается», «никто не будет ездить», «слишком большая роскошь», «лучше бы отдали бедным», «хватит кормить Китай» (напомню, китайцы вложили 90% своих средств) и так далее. Мне кажется, источником такого лёгкого потрескивания является авиационно-автобусное лобби, однако десятки тысяч простых людей получили возможность быстро, недорого и с комфортом передвигаться.

4. Пассажирский тоннель из вокзального накопителя к платформам.

IMG-20180321-WA0015

5. Спускаемся непосредтсвенно на платформу.

IMG-20180321-WA0038

6. Огромное здание вокзала в Найроби.

IMG-20180321-WA0031

Вокзалы, что в Найроби, что в Момбасе расположены на очень значительном расстоянии (10-15 км) от центра и данный момент действительно вызывает здоровый критицизм у местного населения, так как 1000 шиллингов (8 евро) за такси для простого африканского человека всё же дороговатого. Почему-то в кенийской столице маршруток у вокзала я не видел и надеюсь, что вопрос транспортной связности решили. В Момбасе же всё в порядке, и прибывающих пассажиров ожидает рой разноцветных матату и тук-туков.

Старые вокзалы находятся прямо в центре. К сожалению, вокзал в Найроби и близлежащий железнодорожный музей посетить не получилось, а в Момбасе на станции остался опорный пункт полиции. При нашем появлении оттуда выскочил усатый афрополисмен, проверил документы и прочитал внушительную лекцию о недопустимости фотографирования «стратегически важных объектов».

7. Старая станция в Момбасе.

2018-12-02_17-06-36

8. Начинется посадка на поезд.

IMG-20180321-WA0029

9. Вначале запускают пассажирoв первого класса. Мы приехали довольно рано, поэтому в поезд зашли одними из первых.

IMG-20180321-WA0025

10. Вагон первого класса вмещает 70 пассажиров и он был заполнен примерно на 90%.

SGT2

Несмотря на внушительное количество посадочных мест вагон оказался очень просторным с удобными откидывающимися креслами и приличным расстоянием между ними. Весьма комфортно было ехать. Конечно, во втором классе с его компоновкой 3+2 чуть похуже и пространство ограниченно, но и цена в три раза меньше.

По личному наблюдению обязанности многочисленной поездной бригады чётко распределены. Вагон дизель-электростанция и тепловозное хозяйство на китайских товарищах, у которых кенийцы на март сего года были в учениках и наблюдателях. Обращал внимание, что по поезду неоднократно проходил важный китайский начальник со связкой вагонных ключей в руках, за которым следовало один-два местных железнодорожника. Проводницы симпатичные девчонки-кенийки, они же помогают в обслуживании пассажиров, разносят чай-кофе-бутерборды. Поставкой и организацией питания, равно как и уборкой, занимаются компании-вендоры.

Кстати, China Road and Bridge Corporation, китайская компания сейчас имеет контракт на техническое обслуживание железной дороги сроком на 10 лет. После ожидается, что Kenya Railways Corporation будет работать самостоятельно, накопив к тому времени необходимый опыт.

11. Завтрак: кофе, вода и сендвич, цена за все около 4 евро. Стандартизированный такой набор, ничего экзотического, даром что Африка.

SGT

12. В нашем составе вагона-ресторана не было, только тележка с питанием, но предположу, его наличие зависит от времени суток отправления. На ресурсе seat61.com ресторан обозначен.

Screenshot (172)

13. Из горячительных напитков на борту предлагалось пиво местного производства.

SGT1

14. Типичный вид из окна поезда.

SGT3

Больше фотографий нет, к сожалению, но общее представление о поезде, думаю, получить можно. Мы прибыли в Момбасу точно по расписанию, быстро поймали такси по приложению и направились на место дислокации.

15. Терминал в Момбасе, красивое необычное здание (скриншот из Google), символизируещее океанскую зыбь.

Screenshot (173)

Сейчас имею желание прокатиться на поезде Tazara между Дар-эс-Сала́мам, столицей Танзании, и городом Капири-Мпоши, что в Замбии. 1800 километров, 48 часов в пути. По-моему, это самый продолжительный действующий на данный момент маршрут пассажирского поезда в Африке.

Спасибо за внимание)

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий