Поиск

«Мастер и Маргарита», театр им. М.А. Булгакова, 20.11.2018


Как же я мечтала попасть на «Мастера и Маргариту» именно в театр им. М.А.Булгакова! Ведь только здесь можно полностью погрузиться в мистическую атмосферу этого произведения. Маленьком, камерный театр, который находится слева от музея «Булгаковский дом», кажется единственно правильным местом для этой постановки. Режиссером, кстати, выступает Сергей Алдонин, он же играет Воланда.

Неудивительно, что спектакль аншлаговый – вдоль стены даже ставят приставные стульчики. Гаснет свет, и мы слышим голоса из разных углов зала: свита Воланда обсуждает квартирный вопрос, предстоящий бал и любимые цветы Мессира. Мессир терпеть не может роз, зато обожает тревожные, желтые цветы. Забегая вперед, Мастер – наоборот, любит именно розы.

Свите Воланда вообще  уделяется большая часть сценического времени – акцент именно на ней. Судя по информации, эта постановка основана не на конечной версии романа «Мастер и Маргарита», а на черновиках. После спектакля появилось огромное желание в этих черновиках покопаться – неужели там реально были такие тексты?

(Все фото, кроме поклонов — с сайта Театра, актеры могут отличаться)
http://dombulgakova.ru/

Очень понравилась идея, что свита сопровождает героев романа на протяжении всего спектакля. Так, именно Азазелло (Михаил Горский), Фагот (Тимур Орагвелидзе), Бегемот (Георгий Мулика) и Гелла (Наталья Булыга) окружают Ивана Бездомного (Петр Красилов) после смерти Берлиоза (Сергей Фролов) под видом участливых граждан. Именно Азазелло и Гелла – врач и медсестра той психиатрической больницы, где Бездомный встречает Мастера. Также вся свита Воланда пытается сделать операцию буфетчику варьете Сокову, когда у того обнаружат рак печени.

Главный плюс спектакля – его камерность: где еще найти такую маленькую сцену, где еще Азазелло и Бегемот будут танцевать со зрительницами, сидящими в первом ряду, где еще Мастер (Илья Исаев) вылезет прямо из маленького подвального окошечка справа на стене?

Также, лично для меня к плюсам относится почти полностью убранные сцены из Ершалаима. Честно скажу, что они мне не слишком интересны, особенно после постановки «Мастера и Маргариты» во МХАТе им. Горького, где они, напротив, были показаны излишне подробно. Здесь режиссер ограничился только сценой, где Воланд выразительно читает отрывок про Понтия Пилата на Патриарших перед Бездомным и Берлиозом, небольшими вкраплениями в галлюцинации Бездомного и небольшой сценой между Иудой (Ян Ильвес) и Маргаритой (Оксана Коростышевская) в финале. Все вписано в канву сюжета очень изящно и органично.


Также интересна сцена появления Маргариты у Воланда — это происходит словно в ее сне, никакого Азазелло с кремом и полетов нет. Сцена бала у Воланда — настоящая призрачная фантасмогория. Заставляет задуматься сцена между Маргаритой и Фридой: ведь Фридой называется Гелла. Под покрывалом не видно ее лица, но слышно насмешливый голос, которым она рассказывает историю про задушенного ею ребенка: выдуманную ли, реальную ли?

Наконец, очень интересна ассоциация Маргариты с несчастным Левием Матвеем. Как он слишком поздно пришел спасти Христа, так и она опоздала спасти Мастера. И каково же ее счастье, когда всесильный Воланд возвращает ей его.


Хочется выделить великолепную игру Сергея Алдонина. Его подача образа более интересна, нежели у Михаила Кабанова во МХАТе. Хотя, по правде сказать, мне Воланд представляется отличным и от Алдонина, и от Кабанова. Зато у Сергея Алдонина Воланд – одетый с иголочки (какие сюртуки!), в меру насмешливый, в меру язвительный. Не гнушается выпить водочки со своей свитой – но может быть не только наигранно-добродушным, но и пугающим. Как он ведет себя на Патриарших: то шепчет, то кричит, то почти готов расцеловать Берлиоза и Бездомного – действительно не знаешь, что он сделает в следующую секунду. А еще у Сергея очень интересный и необычный голос.

Илья Исаев и Оксана Коростышевская вначале кажутся совсем непохожими на Мастера и Маргариту, и по возрасту, и по типажу. Но, в конце концов, почему бы им не иметь такую внешность? Ведь отыгрывают они прекрасно и полностью входят в роль.

И особенно хорошо вошли в свои роли представители свиты Воланда, хотя всех, кроме Фагота, я тоже представляла иначе. Почти постоянно находящиеся на сцене, шумные, веселые, ругающиеся, попадающие в забавные ситуации – они действительно не дадут скучать. Хотя пару сальных шуточек я бы все же убрала, может, это действительно из черновиков, но это какой-то «не тот» Булгаков.

В целом, я считаю, что «Мастер и Маргарита» — это вообще роман, который невозможно идеально перенести на сцену или на экран. Но театру им. М.А.Булгакова, что-то убрав, а что-то добавив,  удалось сохранить и передать атмосферу произведения, за что огромное им спасибо.

А за приглашение спасибо огромное Театру, сообществу moskva_lublu и лично Марине kogda_leto

Ссылки: группы театра в соцсетях: ВКонтакте, Инстаграме, Фейсбуке ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий