Поиск

Атака мертвецов: Осовец или Почтальон Печкин на тропе войны!


Не так давно в сети вышел к годовщине конца Первой мировой короткометражный фильм «Атака мертвецов: Осовец», посвященный известному эпизоду Первой мировой войны. Делала его студия Wargaming, которая, видимо, после «28 панфиловцев» всерьез решила составить конкуренцию Gaijin Entertainment как возродительница патриотической памяти о русском оружии. Памятуя, каков был итог в последний раз, когда фильм о реальной войне делали создатели виртуальных игрушек, я не очень хотел смотреть фильм, но все же решился. Благо, он короткий, всего 23 минуты.

Получившийся результат меня поразил. Местами я делал фейспалм, местами люто ржал. Поэтому, поразмыслив и почитав комменты, где почти все наперебой хвалили авторов за фильм и называли его чуть ли не лучшим со времен «Брестской крепости» (а может, даже и выше!), я решил выпустить свой критический обзор ролика. Не то чтобы я хорошо знал эту историю и Первую мировую войну — но даже моих познаний для этого хватит. Тем более, фильм отражает одну популярную тенденцию, о чем я скажу в конце.

Начинается фильм на фоне русских окопов, где сидят напряженные русские солдаты. Это сопровождается пафосным вступлением, которое читает закадровый голос.

«Уже полтора года русские защищали Осовец — крепость среди болот. Не обойти и не проехать. Крепость была для немцев как кость в горле. С самого начала войны они не оставляли попыток взять ее. Обстрелы сменялись штурмами, штурмы обстрелами, но крепость стояла. В августе пятнадцатого немцы готовились штурмовать крепость в последний раз».

В этом небольшом вступлении ляпов не меньше, чем в каком-нибудь «Сталинграде» Бондарчука. Как можно полтора года оборонять крепость, если война идет всего-то год?! Как можно внаглую врать про беспрерывные попытки взять крепость, если в начале войны русская армия сначала успешно гнала немцев, и те после неудачных попыток штурма Осовца в сентябре 1914 г. вернулись в эти места только в феврале 1915 г.? Как можно лепить про август 1915 г. и якобы «в последний раз», если та самая «атака мертвецов», которой посвящен фильм, была в июле? Я уж не говорю, что из-за недостатка сил немцы к лету 1915 г. предпочли позиционную войну, так что про «обстрелы сменялись штурмами» это такое художественное преувеличение. Вступление, видать, писал лично гендиректор Wargaming.

Словом, уже начал дает нам понять, какое глубоко историческое полотно нас ждет…

Далее командир русских кричит: «Огонь!» и нам показывают перестрелку на фоне… неба… Потому что бюджет не резиновый.

Но не беспокойтесь, все в порядке, спустя несколько секунд перестрелки противники сталкиваются в рукопашной. Ибо, следуя заветам «Бабальон», фильм уверен, что лучше пусть русские защитники вылезут из окопов и столкнутся с немцами на нейтральной полосе в эффектной рукопашной вместо того, чтобы до последнего отстреливаться из удобных позиций. Что до самой битвы, то… ВНЕЗАПНО даже в «Батальоне» было реалистичней. Потому что даже в «Батальоне» бездарь-режиссер не догадался скопировать бои с «300 спартанцев». И я сейчас даже не шучу, стилистика один в один — хлещущая кровь, клиповая смена кадров, русские солдаты эффектно рубят немцев саперными лопатками (!) или подобранными шашками. Один короткий отрывок вообще сплагиачен дословно. В СЛОУУУУУУУУММММММООООООООООООБЛЕЕЕЕЕЕААААААААТЬЬЬЬЬЬ!!!!

Но не саблями едиными, конечно. Кто-то бьет немцев дубьем, кто-то режет их штыками, а кто-то использует самое проверенное средство — собственные носки подтяжки. Или что это там?

Вот так себе геймеры из Wargaminga представляют рукопашные бои ПМВ. Хотя на нейтральной полосе разумно сражаться винтовками, а не подручным материалом, а у немцев там даже мелькают типичные «окопные дубинки» с Западного фронта, то бишь самодельное оружие для рукопашной. Хотя такое добро — дубинки и саперные лопатки не по назначению — это уже из «окопной войны» 1916 г., а не из 1915 г., и не на Восточном, а в основном Западном фронте, у нас таких эпизодов было гораздо меньше. Лучше бы русским пару топоров дали, топоры-то реально мелькают в воспоминаниях как средство борьбы, особенно когда в 1915 г. из-за недостатка патронов ими стали вооружать кое-где нижних чинов. Ну спасибо хотя бы за то, что где-то процентов 20% сражающихся аутентично убивают немцев винтовками и штыками, а не только военно-хозяйственным инвентарем.

Но вот перед нами сцена, столь же волнующая, сколь и штампованная! Какой-то немец прижал русского командира к земле и пытается засунуть ему в рот свой большой, длинный и горячий прусский штык! Русский сопротивляется, но штык все ближе! Но тут немца оглушает саперной лопаткой старенький седой русский солдат — типичный боец каждого русского полка в те времена: «Вставайте, вашбродье!» — орет он, и пораженный командир от чуйств начинает резать немцев биноклем. И я даже не шучу. Биноклем. В СЛОУУУУУМММО.

Русские офицеры настолько суровы, что могут убивать врага биноклями!

Тут какой-то немецкий офицер, у которого есть мозги, стреляет в нашего командира из маузера и сбивает с головы фуражку. Не беспокойтесь, в следующем кадре вновь кровавая мешанина, без которой не показать патриотическое кино, и этот маузерист просто пропадает. Видимо, его убили за кадром. Внезапно усиливается стрельба, и немцы, основные силы которых даже не вступили в рукопашную, стыдливо убегают под обстрелом. Причем на секунду кажется, что их всех отогнал один седой старичок-солдат, хотя это, конечно, не так.

О, смотрите, те самые обвитые колючей проволокой козлы из «Батальона», что изображают и здесь первую линию укреплений вместо нормальных проволочных заграждений. Кажется, я догадываюсь, где были съемки!

Так аутентично…

Дальше по нейтральной полосе немцы шмаляют из всех орудий, и повсюду эффектно взлетают черные взрывы. Русские под обстрелом убегают обратно в окопы, а нам показывают, на что ушли деньги фильма.

Круто снято, что и говорить. Какое счастье, что немцы не догадались обстрелять такой мощью окопы перед боем, а не после, а то русским пришлось бы худо.

Далее нас перемещают в немецкий лагерь, где показывают, как коварный враг вынашивает злобные планы мести. Сидят немцы, жрут гороховую кашу, а тот же безграмотный закадровый голос говорит, что: «Немцы выдвинули к Осовцу 11-ю дивизию ландвера — немецкого ополчения». Хотя это грубейший ляп, как дьяка с дьяконом спутать. Немецкое ополчение, то бишь, вооруженный резерв армии, называлось ландштурм, а ландвер — это просто войска второй очереди формирования из отслуживших в регулярной армии пяти возрастов.

Дальше мы видим какой-то бред. Немцы разбирают противогазы под управлением Феди из сериала «Кухня» (у него немецкая речь, но я его узнал), которые им привез на грузовике Красного Креста какой-то герр Хаузер, интеллигент в штатском. Немчики, напялив маски, начинают нести тупые шутки (вот это вполне аутентично, мне немецкий йумар хорошо известен мне по немецким квестам), но тут вдруг в грузовике происходит самопроизвольное вскрытие баллона с отравляющим газом. Летит желтый газ, который отравляет одного солдатика, и так герр Хаузер в шоке понимает, что НЕЗАМЕТНО САМ ДЛЯ СЕБЯ ПРИВЕЗ НЕМЦАМ ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ!!!

Да, вы не ослышались, представитель Красного Креста, на минуточку, международной и нейтральной организации, помогавшей раненым, больным, беженцам и военнопленным, НЕЗАМЕТНО ДЛЯ СЕБЯ привез немцам не только противогазы, но и газовые баллоны! Он что, не знает сам, что везет? Как их ему подбросили? На остановке, что ли, подкинули, пока он в сортир бегал? Более того, он еще и качает права перед карикатурным немецким коротышкой, мол, это опасно и негуманно, но тот довольно культурно посылает в сад. Что за бред тут происходит вообще? Зачем немцам понадобилось везти баллоны на грузовиках Красного Креста? И откуда? Из Швейцарии? И зачем? Для маскировки? Так если так хотелось пнуть немцев, сделали бы вид, что они возят баллоны на санитарных машинах, это тоже была бы гнусная клевета, но хотя бы логичная.

Ночью немцы собирают на нейтральной полосе своих погибших, пока швейцарец Хаузер ходит среди трупов с фонарем и зачем-то их оглядывает. Погибших реально много, на массовку не поскупились. Однако — еще один штамп — под загадошную музыку в себя открывает глаза тот самый седоусый солдатик, который спас нашему командиру жизнь. Хаузер в шоке. Бросайте мертвецов, идите к костру, сейчас по ночам холодно потому что на дворе август — кричат ему свои, Хаузер спешно сваливает, чтобы злые немцы не взяли в плен усача. Усач видит у костра часового, который зачем-то стоит в маске (наверно, для тренировки), тот зловеще поворачивает голову с сопением Дарта Вейдера, но усач прячется, и немец со страшно сверкающим отражением огня в стеклах отворачивается. Свежо, свежо.

Смотрите в кинотеатрах фильм Дж. Ромеро — «Атака живых мертвецов: Великая война»!

Через компьютерные виды обезображенных позиций и длинные укрепленные окопы нам показывают, что тот командир выжил и приводит себя в порядок утром. К нему прибегает солдатик и рассказывает, что седой усач — это Архип Осипов, который таки вернулся к своим. Тот лежит в медпункте с перевязанной головой и с радостью встречает своего «вашбродье». Командир на радостях дарит ему самое дорогое — фляжку водки. Происходит диалог, и я с удивлением понимаю, почему усач показался мне с самого начала смутно знакомым. Это же почтальон Печкин из АБВГДейки!!!

Нет, без шуток, это почтальон Печкин из АБВГДейки, что на ТВЦ шла. Более того, играет он на том же самом откровенно комедийном уровне и с теми же интонациями. Так вот чем Печкин до службы занимался! Так вот почему он даже на работе почтальоном сапоги носил! Ну все понятно!

Почтальон Печкин рассказывает, как чудом спасся, а заодно упоминает, что видел немца в маске. Командир мигом догадывается, о чем он и показывает ему рисунок маски, который знает невесть откуда. Печкин говорит — подтверждаю, точно такая же. Командир, конечно, меняется в лице и убегает так спешно, что даже забывает фуражку, и почтальон Печкин, забыв о ранении, бежит за верным барином. Ведь это же не просто какой-то там командир, это подпоручик Котлинский, который следит за всеми военными новинками на фронте. Непонятно, правда, как, учитывая совершенно бездарное снабжение нашей армии в ту войну литературой и прессой. Судя по тому, что несет закадровый голос, про противогазы он вычитал в военных сводках, но я уже не доверяю этому перцу. Но вот как он ухитрился летом 1915 г. распознать противогаз, который будет создан только осенью — я лично не знаю.

Типы ранних немецких противогазов.

Итак, Котлинский побежал. Я решил, что командованию, сообщать о новых сведениях, чтобы то приняло меры. Меры противохимической борьбы в русской армии, конечно, тогда были откровенно примитивными и недостаточными, но все же были — разжигание костров перед газовыми волнами, оборудование блиндажей противохимической защитой подручными средствами, использование индивидуальных масок с противохимическим раствором (по сути, бесполезная дрянь, но тогда этого не знали) — ну, и т.д. В 1915-1916 г. даже такие примитивные меры в целом работали, в связи с чем немцам практически ни разу не удалось с помощью газовых атак прорвать русский фронт. Можете убедиться: https://topwar.ru/132632-gazovyy-vihr-himicheskaya-voyna-na-russkom-fronte-pervoy-mirovoy-ch-1.html

Но нет, вместо этого Котлинский пошел к своим солдатам, среди которых замечен выдающий актер Андрей И. Солдаты спорят на тему очередного штампа «прислали паек на роту, а половина погибла, нам больше достанется», но это неважно.

И вот им Котлинский говорит, что они завтра все умрут, потому что их будут травить газом. Солдаты ржут и отпускают пошлые шутки, а тот, вместо того, чтобы объяснить по-нормальному, грустно говорит, что против нее нет защиты и только после просьб все же говорит: «Найдите мокрые повязки, братцы». Ну ок, чо, надо так надо. Под меланхоличные балалаечные трели солдаты разбирают снаряжение, заряжают оружие и делают повязки из портянок. Заодно показывают солдатика, который крупным планом молится на икону со свечечкой. И это для аутентичности, а не патаму шта духовностЪ, я уверен.

Итак, наступает вечер. Окопы, красивые виды природы. С помощью анемометра немцы определяют силу ветра и выставляют в окопы вполне современные баллоны с карикатурными черепами и огромедными надписями AHTUNG. И это, конечно, совсем не клюква…

Ну хотя бы газовыми баллонами не стреляют, как в «Бабальоне»…

Итак, немцы выпускают довольно убедительно нарисованное серо-желтое облако хлора. Дождавшись, когда облако пройдет по русским позициям, они по команде выходят в противогазах их окопов и, пройдя метров 20, доходят до русских окопов. Там все мертво…

Даже птицы дохлыми падают с небес! В слоооооууумммммммда…. Один особо тупой немчик даже от ахуя снимает маску. Но вдруг!..

Да, благодаря совету Котловского кучка русских выжила. Котловский кричит (!) после отравления газом (!!!): «THIS — IS — SPARTAAAA ЛААААААМИИИИСЬ!» и далее нам показывают, как убивают ахуевших немцев. Само собой, в слоумо. Вам же оно так понравилось, да?

В общем, там дальше шатающиеся русские идут медленным шагом зомби в атаку, стреляя на ходу, а шокированные немцы под пулеметным обстрелом драпанули, потеряв кучу своих. Русские все равно от злости не останавливаются, а идут, ползут, некоторые, даже кончаясь, продолжают тянуться в сторону врага. В числе последних был и почтальон Печкин, который доблестно вместо того чтобы лежать в лазарете, вернулся в строй ради последнего боя. Вечная память!

Я… так… и не получил… велосипеееееееед!..

На фоне идущих мертвецов и летящих на небе красивых птичек закадровый голос говорит, что русские отстояли крепость, которую оставили через несколько недель по стратегическим соображениям. Котловский был смертельно ранен (непонятно, правда, почему, если немцы драпанули без единого выстрела, не иначе, свои же подстрелили). Этот бой вошел в историю как атака мертвецов, химическое оружие было запрещено через 10 лет Женевским протоколом, а еще через десять лет создатель химического оружия Фриц Габер был награжден Нобелевской премией. То, что Фриц Габер был награжден за производство аммиака и аммиачных удобрений, с которых до сих пор кормится человечество, и не «через десять лет», а аккурат в 1918 г., голос не сказал. Впрочем, как вы уже поняли, у него еще та каша в голове.

Под конец нам показывают типа флэшбэк, в котором почтальон Печкин просит у Котловского велосипед посмотреть в фоторужье бинокль. Котловский дает и заодно спрашивает — Архип, как думаешь, умирать страшно. Тот несет какую-то простонародную ерунду, но это неважно. И идут титры на фоне фотографий русских военных и с именами создателей, которые высокопатриотично подписались никами. Там в частности благодарность Игорю Угольникову, видимо, за то, что он отдал оставшийся со съемок «Батальона» реквизит. Ну, а автором идеи был покойный Михаил Свирин.

Ну что тут скажешь? В нынешнее время, когда любой фильм у нас любят потрошить на предмет исторической достоверности, такую патриотическую клюкву выпускать просто стыдно. И дело даже не в мелочах типа того, что не было в ту войну атак «окоп на окоп», а были первая и вторая линия укреплений, что баллоны не возили на грузовиках Красного Креста, что голос несет дикий псевдоисторический бред, что вместо боев у нас комикс из 300 спартанцев. Дело в том, что любой желающий может пойти в Википедию и увидеть, как происходила реальная «атака мертвецов». Там подробно рассказано, что остатки отравленных рот были собраны командованием и брошены в атаку на наступающих вдоль железной дороги немцев, которые, судя по косвенным данным, вообще не горели желанием наступать. Увидевшие их немцы от страха так перепугались, что бежали вообще без единого выстрела со стороны ослабевших русских. Или нет — был же кем-то ранен Котловский. А уже потом были там потом бои за оборонительные редуты, отвоевание первых двух линий укрепления и заодно стрельба крепостной артиллерии, от которой немцы и понесли, очевидно, самые серьезные потери. Все это можно было бы показать и без таких комиксовых штампов и откровенно бессмысленной линии про то, будто бы Котлинский заранее узнал про маски, но командованию ничего не сказал. Если уж хотелось это сделать, могли бы показать, что он таки сообщил командованию и то на всякий случай приняло кое-какие меры, которые и сохранили жизнь солдатам. Тем более, что, в общем, так и было, меры противохимической борьбы более-менее соблюдались, судя по кое-каким данным.

Да и вообще, с чисто художественной точки зрения чем может похвастаться фильм? Я понимаю, на 20 минут не разойдешься, но серьезной концепции и сюжета я не увидел. Несколько характерных военных персонажей, несколько эпизодов со стрельбой и без, которые можно было заменить на другие и ничего бы не изменилось, несколько символов, сакральных и наоборот — и все. Максимум это годится для агитационного фильма в духе военных короткометражек про силу и дух русского солдата, но не для фильма как такового, где полагается быть сюжету, персонажам, композиции, на худой конец, стилю. Если такая задача создателями и ставилась, типа просветить новое поколение о подвиге дедов, которые воевали — ради бога, но тогда уж надо было и события аутентичнее показывать. А если был и художественный замысел — то где же он? Особенно коробит откровенно тупая германофобская пропаганда в сюжете, которая никак не соотносится с совершенно нейтрально показанным образом немцев в самом фильме.

Так что же, неужели в фильме ничего хорошего? Нет, конечно. В фильме очень хорошо сделана техническая часть. Историческую достоверность оружия, формы, реквизита и прочих деталей довели почти до идеала, молодцы, без иронии. Это у нас научились делать, да. Постарались, несмотря на явно не самый большой бюджет, над масштабом — разумеется, перед нами лишь две небольшие кучки массовки, которые дерутся на пятачке в болотах за нарисованную на горизонте крепость. Но с помощью неплохого распределения локаций, операторской работы и хорошей компьютерной графики какой-никакой масштаб постановке придан и выглядит довольно убедительно. Опять же, игра актеров, хотя большого значения не имеет, сделана вполне неплохо. Исполнитель роли Котловского мне даже понравился. Хотя почтальон Печкин — это, конечно, провал. Не то чтобы он плохо играет, но раз уж берете откровенно комедийного актера на такую роль, надо как-то согласовать этот образ с сюжетом, юмористические эпизоды там ему прописать, не знаю, а то сильно контрастирует с происходящим. Опять же, при всех ляпах и пропаганде, события показаны аутентичнее «Батальона» и фильм учит не токмо патриотическому духу, но и, например, тому, чтобы внимательно перенимать военный опыт и грамотно управлять своими войсками.

Но на мой взгляд, «Атака мертвецов» отражает современную тенденцию выпуска на потребу патриотизму слабохудожественных, но хорошо вылизанных красивых агиток про подвиги русского оружия, другими примерами которых являются «28 панфиловцев», «Сталинград», «Батальон» и теперь уже свеженькие военные псевдобоевички про подвиги ВоВ типа «Несокрушимого». Причем так как пропагандисты особым вкусом не блещут, то берутся за основу исключительно самые известные, самые распиаренные случаи. Та же «атака мертвецов» раскручивается в интернете бешеными темпами уже гребаный десяток лет в самых разных, часто просто диких формах. И при этом практически никогда не упоминается, что вместе с Осовецкой крепостью сражалась, например, Ивангородская крепость, которая точно, аккуратно и успешно выполняла поставленные задачи и благополучно эвакуировалась. А были еще Новогеоргиевская и Ковенская, которые после непродолжительного сопротивления позорно сдались немцам (причем командир одной убежал в тыл, а второй сдался немцам и отдал приказ о капитуляции), дав тем самым львиную долю военнопленных за весь 1915 г., что являлось ярким отражением кризиса «патриотического духа» значительной части русской армии в тот период. А вы думаете, откуда это необходимое «стратегическое отступление», хех. Но про это кино, видимо, не снимут… В итоге имеем ситуацию, когда в комментах к этому ролику 99% положительных отзывов, переходящие часто в бурные, дикие и неумеренные мастурбирования на русское оружие, славное боевое прошлое и прочие прекрасные дела — при минимальном критическом взгляде на получившийся продукт. Да и тот, как правило, из серии «э-э-э-э, а пачиму крепость обороняют из акопов, а разви нильзя просто уйти в крепасть, э-э-э-э».

Короче, господа, все было не так плохо, как я думал, но бочка меда с ложкой дегтя — это бочка меда с ложкой дегтя, а не чистый мед. Да и мед в данном случае какой-то явно залежалый.

P. S. Через полчаса после написания поста тенденция подтвердилась в виде появления трейлера анимационного фильма «Союзмультфильма» «Суворов», где гордый полководец одним движением сабли уничтожает палатку с клюквенными французами, которые едят лягушек. movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий