Поиск

Киевский вокзал или Москва глазами инженера.


Когда ты забегаешь на вокзал, то обычно тебя интересует лишь одно: как быстро добраться до поезда. Ну, иногда еще — где купить билет на электричку. Между тем, вокзалы в Москве — это настоящие произведения искусства. И сегодня я хочу немного рассказать про Киевский.

IMG_9090.JPG

Вы знаете, что за панно можно увидеть на его фасаде?

Святой Михаил, покровитель Киева.
IMG_9091.JPG

Георгий Победоносец, покровитель Москвы.
IMG_9102.JPG

А на вот такие барельефы внимание обращали?
IMG_9094.JPG

Их 4 штуки и изображены здесь разные виды транспорта. На моей фотографии — железнодорожный (рельсы и шпалы заметили?). А еще есть фигуры, олицетворяющие воздушное сообщение, пароходное и метрополитен.

Но — обо всем по порядку. Брянский вокзал был построен в Москве в конце XIX века. Но, когда царь посетил первопрестольную, вокзал ему не понравился. Одноэтажный маленький, страшненький. Разве такой вокзал должен быть в старой столице Российской империи? А тут еще 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года… В общем, в Москве срочно решили построить новый вокзал, который одновременно был бы и памятником той войны. Такой, чтоб не стыдно было гостям показать. Главным архитектором был И.И.Рерберг, помогал ему В.К. Олтаржевский. Проект дебаркадера и перекрытий залов сделал В.Г. Шухов. Скульптуры созжал С.С. Алешин, а росписи залов осуществили Ф.И. Рерберг (да, брат архитектора) и И. И. Нивинский. Чувствуете какие мастера в строительстве участвовали, да? Все как один — мэтры. Гонорары имели немаленькие. В общем, денег на это дело угробили кучу. Такую кучу, что и сказать страшно. Зато результат получился выше всех похвал. Открыли, правда, не в 1916 году, как планировали, а на 2 года позже. Ну так война помешала, что поделаешь.

Даты 1914 и 1916 видите? Поторопились немного ребята. Но не переделывать же панно!
IMG_9108.JPG

Да, электронные панно и стеклянные ларьки картину портят.
IMG_9114.JPG

А вот ресторанный зал для пассажиров 1 класса. Панно, правда сделано уже в 1960-х и это легко понять, посмотрев на фигуры, что на нем изображены. Нет, я не про русскую и украинку. Я про космонавтов. На снимке их не очень видно, но уверяю: они там есть. Так же как и соборы Кремля справа и Софийский собор слева. Вот так: и покорители космоса, и церкви вместе.
IMG_9117.JPG

Изначально в этом зале было багажное отделение, которое позже убрали под землю. Так что эти стены отделывали уже после войны. Но про основные мотивы вокзала, построенного в духе классицизма с элементами модерна, использованы и здесь.
IMG_9164.JPG

Смотрите, какая красота! Эмблема путей сообщения.
IMG_9163.JPG

Да, стекло бликует. Но — прямо-таки артефакт.
IMG_9154.JPG

Метлахская плитка на полу вокзала. Стоила бешеных денег и обладала завидной прочностью. Сколько миллионов ног по ней прошло, страшно представить!
IMG_9160.JPG

Дебаркадер смотреть пойдем? Длина его — 321 метр. Высота — 28 метров.
IMG_9143.JPG

А возводился он вот так.
IMG_9149.JPG

К сожалению, уже в этом веке прекрасные клепанные арки были заменены на современные, сварные. Только 4 арки, которые строят ближе всего к вокзалу, подлинные.
IMG_9134.JPG

А это наш прекрасный гид Александр объясняет, как был устроен дебаркадер.
IMG_9135.JPG

Обернемся к вокзалу. Раньше здесь еще стоял Ленин. Нет, в первоначальный замысел этот памятник, конечно, не входил. Так что его без проблем убрали.

IMG_9130.JPG

IMG_9146.JPG

IMG_9147.JPG

А теперь направимся к часовой башне. Кстати, часы там механические. Заводятся каждый день.
IMG_9106.JPG

Красное — это корпус домика, где находится часовой механизм. Видите, как высоко мы забрались?
IMG_9213.JPG

Заводим.
IMG_9189.JPG

А вот и циферблат.
IMG_9211.JPG

Размер гири соответствует размеру часов. Большой.
IMG_9215.JPG

Лезем дальше? Как куда? Орлов смотреть. Правда, только со стороны, хм, хвоста.
IMG_9203.JPG

Зато вид на дебаркадер прекрасен.
IMG_9207.JPG

Ну как? Хотели бы сами все это увидеть? Ну, на вокзал-то попасть можно, проблем нет. А на башню? Есть такое явление как «Москву глазами инженера», которое проводит интереснейшие экскурсии.
Информацию искать на сайтах:
http://engineer-history.ru/
https://vk.com/moscoweng
https://www.facebook.com/moscoweng
https://www.instagram.com/engineer_history.ru/

За приглашение спасибо mosblog и sarycheva_s. ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий