Поиск

Одри Ниффенеггер. Жена путешественника во времени



В последнее время все больше складывается впечатление, что женщины активно осваивают территорию, ранее принадлежавшую мужчинам, и их книги уже не вмещаются в понятие «женская литература». «Жена путешественника во времени» Одри Неффенеггер вступает на территорию фантастики, при этом оставаясь любовным романом. Писательница предлагает очень интересную концепцию перемещения во времени — герой книги Генри Детамбль не управляет этим процессом, для него перемещение всегда внезапно, подобно эпилептическому припадку, он не может повлиять на ход прошедших событий (никаких «эффектов бабочки»). Перемещаясь в прошлое или будущее, Генри ничего не может взять с собой, поэтому оказывается в неизвестном времени голышом — как Терминатор. Это как во сне — бывает, снятся ужасные сны, где ты оказываешься где-то без нижнего белья или с беспорядком в одежде, но для Генри это — ужасная реальность, в которой вполне мирный библиотекарь должен куда-то бежать или кого-нибудь бить, чтобы разжиться тряпьишком.
В книге ставятся достаточно серьезные вопросы о том, что есть наш мир — полная предопределенность или хаос, где причина перемешана со следствием.
Вот так вот, голышом, Генри оказывается в детстве собственной жены, Клэр, становится ее взрослым другом и любовью всей жизни, внезапно появляющимся и исчезающим Питером Пэном. Клэр же — Пенелопа, ждущая Одиссея, теряющегося в океане времени. Нужно сказать, что в книге нет ничего, подобного Гумберту Гумберту или Лолите, все очень корректно.
К безусловной удаче книги можно отнести яркие психологические характеристики героев и захватывающую эмоциональную достоверность в описании этой совершенно недостоверной ситуации.
К сожалению, во второй своей половине (в аккурат после свадьбы в духе комедии положений) книга все же скатывается к женскому роману (далее прошу не читать тех, кто не хочет узнать о содержании или не смотрел фильм). После свадьбы героев ничто не заботит сильнее, чем желание заиметь ребенка, и читатель вынужден смаковать кучу нудных страниц с описанием бесконечных выкидышей у Клэр. Да, ничего интереснее писательнице выдумать не удалось. Но под конец книги Ниффенеггер раскочегарилась и бесжалостно разделалась с Генри, так что, любительницы красивых и опасных мужчин, готовьте платочки.
Одноименный фильм я тоже посмотрела — он совсем камерный и лишенный эффектов, содержание сильно скомкано и лишено очарования книги. Смотрибельно, но без восторгов. chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий