Поиск

В «одновагонках» по однопутке

Перед долгой дорогой в сторону дома, пожалуй, надо бы как следует отдохнуть. Впереди у меня заковыристый маршрут «на перекладных», несколько пересадок и даже не одна ночёвка. Но вместо того, чтоб сопеть в две дырки, обнимая подушку, я проснулся ещё затемно. Пользуясь случаем, решил бегло осмотреть Великие Луки.

О том, как я добирался в Бологое, я написал здесь.
О поездке под паровозом на участке Бологое — Осташков и продолжении пути до Великих лук читайтездесь

Рассвет в городе воинской славы

Сигнал моего будильника разбудил Лёху Деркачёва. Он понимал, что в не отапливаемом помещении опять уснуть будет непросто, и тоже решил пройтись по городу. Наспех собравшись, мы покинули вокзал. Наше утро началось не с кофе.

На остановке мы погрузились в нутро пустой «Газельки» и поехали в сторону исторического центра. От вокзала он находится далековато, и, если б пошли пешком, то потеряли бы много времени. Местная женщина подсказала нам, где лучше выйти, и мы отправились на поиски достопримечательностей. Почти сразу повстречали памятник юноше, который погиб в 19 лет, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота – Александру Матросову.
Именно здесь и покоятся останки героя.
Рядом расположена аллея героев и Вечный огонь.

Затем мы вышли к памятнику археологии – земляному валу «Крепость». Первое летописное упоминание о Великолукской крепости относится к XII в. Её осаждали войска польского короля Стефана Батория, шведские войска…
(фото Алексея)

До наших дней «дожил» лишь земляной вал.

Внутренний «двор» крепости напоминает большое футбольное поле. На месте, где когда-то стоял Воскресенский собор, ныне возвышается только крест.
На одном из бастионов земляного вала установлен обелиск в честь советских воинов, погибших при освобождении города. (В 1941 – 1943 гг. этот вал был ареной жесточайших боёв с немецко-фашистскими захватчиками.)
Отсюда открывается неплохой вид на реку Ловать.
Обходя вал по деревянному настилу, мы вышли к отреставрированным Западным воротам.

Сохранились и ворота сквозь равелин.

Город постепенно просыпался, а мы пошли дальше.
На главной площади увидели обелиск «Великие Луки – город воинской славы».
Там же, само собой, нашли здание городской администрации.
Город, между прочим, весьма старый, и надпись на стеле гласит нам об этом.
Кроме всего прочего, Великие Луки – достаточно крупный город, с численностью населения свыше 90 000 человек, что составляет 14,36% от всего населения Псковской области.

Здесь достаточно чисто и ухоженно. На старых улочках попадаются симпатичные домики.

Напротив драматического театра установлен памятник Рокоссовскому.
Незатейливая арка установлена при входе в парк Пушкина.
А городской собор Вознесения Господня пребывал в состоянии ремонта.
Солнце подымалось всё выше, и отправление наших поездов уже не за горами. Опять же, на шустрой (но уже не пустой) маршрутке мы вернулись на вокзал.

Здесь ещё не снесли массивный монумент Ленину.
Два рельсовых автобуса уже готовились к отправлению. Ещё минут 20, и они разъедутся в разные стороны. Наша компания, собственно, тоже.

По Московско-Виндавской железной дороге

Как и было запланировано изначально, Денис, Ваня, Гастроль, Серёга, Валентин и Юра продолжили поездку по Бологое-Полоцкой железной дороге. Туда, где ещё есть движение – до ст. Невель-2. После этого их путь лежал в сторону Питера, до станции Дно. (Если учесть количество спиртных напитков, которые ребята взяли с собой, то фраза «пить до дна» здесь приобретёт иной смысл.) Ну а мы с Лёхой и Пашей Половинкиным решили ехать на восток, в пригородном поезде Великие Луки – Нелидово. Я не ездил ни там, ни там. Но из Дна мне неудобно добираться домой. Паше надо уже на следующий день быть дома, а Алексей захотел проехаться на самом медленном поезде России по ветке Земцы – Жарковский. В общем, посетили мы «отхожее место» (зная, что в ближайшие 3 часа не получится там побывать), и заняли места в своём «трамвайчике».
Даже один вагончик заполнился относительно слабо. Да и то, наверное, половина пассажиров – железнодорожники, едущие на смену. Пригородный на Невель-2 уже ушёл, вот-вот должен был тронуться и наш вагончик, но мы почему-то продолжали стоять. Работники нервно поглядывали на часы. Кто-то даже позвонил знакомому дежурному по станции: в чём дело? почему не отправляют рельсовый? Вскоре прозвучал гудок, но вместо нас почему-то отправился грузовой. Лишь спустя 20 минут после отправления по графику наш РА1 стартовал.

6804, Великие Луки — Нелидово

о.п. 354 км 11:04 1 мин 11:05
рзд. Подсосенка 11:13 1 мин 11:14
Нелидово 11:25

Тут же началась проверка проездных документов. В Великих Луках пригородная касса не работала, поэтому билетов не было ни у кого. Паша являлся инвалидом 1-й группы по зрению, и ему положена федеральная льгота на проезд в пригородных поездах. Кроме того, бесплатный проезд полагается и лицу, сопровождающему инвалида 1-й группы, при наличии документа, удостоверяющего личность. Поскольку я сидел рядом с Пашей, безденежный билет выбили и мне, а на мои документы даже не взглянули. Алексей же хотел купить билет сразу до Жарковского, но ему продали лишь до Земцев.

Вырулив по стрелкам на главный путь, рельсовый автобус понёсся по однопутке так, что даже ощущалось боковое ускорение на поворотах. По сравнению с тем, как плёлся пригородный из Осташкова в Великие Луки, эта скорость казалась бешеной. Мимо проносились рано пожелтевшие деревья и ещё зелёные луга. Вскоре затормозили на маленькой станции Сердце.
Пронеслась мимо закрытая станция Таборы.
Из салона рельсового автобуса фотографировать вокзалы непросто, но всё равно интересно, если едешь по незнакомой ветке… Большинство кадров я снял через стекло. Типовой вокзал станции Кунья…
Затерянная в глуши станция Артемово.
Чем дальше мы отъезжали, тем гуще становился лес, тем чаще попадались частоколы из гнилых стволов берёз… А за окнами мелькали километровые столбики, отсчитывая расстояние до Москвы.
Машинист продолжал насиловать свой рельсовый автобус, заставляя его ехать на предельно допустимой скорости. Отставание от графика с каждой станцией сокращалось. Мимо промелькнул архаичный домик на каком-то остановочном пункте…
Даже несмотря на убогую серую раскраску, деревянный вокзал ст. Жижица выглядел симпатично. Большинство железнодорожников вышли здесь, и рельсовый автобус почти опустел.
Незаметно мы выехали из Псковской области, вновь оказавшись в Тверской. На станции Русаново мы почти встали в график.
Череду деревянных станционных зданий продолжила Старая Торопа.
Увы, обшитый сайдингом пост по разъезду Барсово нарушил «деревянную» последовательность.
Хотя скорость на магистрали Москва – Рига заметно приличней, чем на бологое-полоцкой ветке, но здешние станционные здания уступают по красоте и изяществу тем образцам деревянного зодчества, которые мы проезжали вчера. А с другой стороны, станции здесь расположены гораздо чаще, каждые 8-12 километров. Проследовали разъезд Улин.
Здесь даже платформы длиной под один вагон. И то, если они есть.
На станции Западная Двина в наш пригородный вошло немало пассажиров. Мы с Пашей удивились, куда они едут – не в Москву ли? А потом сообразили, что это догадка неверная, ведь через пару часов «внахлёст» за нашим поездом следует «волновой» пригородный Русаново – Ржев.
Покатили дальше. Разъезд Замошье.
Вот те самые Земцы, про которые наслышан едва ли не каждый любитель железных дорог. Отсюда ответвляется 47-километровая тупиковая ветка на Жарковский, по которой 2 раза в неделю курсирует пригородный поезд. Это расстояние он преодолевает за 3 с половиной часа и по праву называется самым медленным поездом России (а может и всего континента!). Здесь мы попрощались с Лёхой. Его ожидало увлекательное путешествие со скоростью велосипеда. Я был тоже не против «обкатать» ту ветку, но решил, что целый день кататься туда-обратно будет гораздо скучнее, чем проехать по Московско-Виндавской дороге.
На станции Подсосенка вокзал в стиле конструктивизма, но встречный грузовой его заслонил.
Вот и конечная – Нелидово, и прибыли мы сюда, на удивление, по графику.
На здании вокзала имеется мемориальная доска.
Оставив нашу «рашку» одиноко стоять у платформы, мы с Пашей пошли погулять по городу.
Ждать на вокзале 2 с половиной часа – не лучшая идея, гораздо интереснее ознакомиться с этим, пусть и небольшим, но всё-таки городом. Ощупывая дорогу тростью с шарниром, он уверенно шёл вперёд. Вскоре мы очутились возле мемориала «Вечная память».
Там же находится недостроенная церковь.
В парке повстречали памятник шахтёру.
Я старался озвучивать Паше, где мы проходим и что находится по сторонам. Через некоторое время мы вышли к заброшенному ДК шахтёров.
Намёк на шахты не случаен: в 1936 г. специалисты открыли вблизи Нелидово угольный пласт. После войны началась интенсивная добыча угля, который затем отправляли в Ленинград. Однако, в 1996 г. шахта закрылась. Большинство смежных предприятий города обанкрочены и заброшены. Остатки былого величия выглядят весьма угрюмо…
В интернете я прочёл, что во дворце культуры существует музей шахтёрской славы, где можно посмотреть старинные и редкие фотографии, шахтёрские инструменты и каски, образцы пород, встречающиеся при добыче угля… Но никакого намёка на музей в заколоченном, обнесённом забором здании найти не удалось.
Потом мы ещё побродили среди сталинской застройки и даже нашли одну скульптуру.

Сперва я не понимал, что Паша находит в подобных путешествиях, если он незрячий. Зачем вообще куда-то ехать, если за окном ничего не видно? Позже я осознал, что он воспринимает окружающую действительность иначе. Гораздо больше внимания уделяет слуховым и тактильным ощущениям, сильнее ценит общение с людьми. Поездка для него – такая же возможность контактировать с реальностью, как и для меня, и для любого другого человека, только делает он это иными средствами. Острый слух и хорошая память частично компенсируют ему отсутствие зрения. Порой он подмечает столько деталей, и кажется даже, что он на самом деле видит.

Шагая по улицам, мы с Пашей также задались вопросом, а почему же в наших поездках отказываются участвовать девушки? Казалось бы, здесь нет ничего сложного, что могло бы тяготить прекрасный пол. Девчонки участвуют в гораздо более утомительных походах, покоряют вершины, ночуют в палатках наравне с бывалыми мужчинами, нередко даже ездят автостопом. А на электричках кататься – не хотят. И если в украинских «покатушках» дамы изредка участвуют, то московские вдальрайдеры уже и не помнят, когда такое происходило в последний раз. Или дело в том, что девушек вообще не интересует железнодорожная тематика? Может быть. Но ведь в паровозной поездке мы видели немало женских лиц, да и в интернет-среде любителей железных дорог девушки – не такое уж редкое явление.

Поразмыслив, мы с Пашей пришли к выводу, что всему виной ощутимая маргинализованность нашей «движухи». Девушки, по крайней мере интуитивно, стремятся к развитию, пребывают в поисках чего-то лучшего. А увесистая доля любителей электричек – «вдальрайдеров» – не развивается, нацелена на деградацию, праздно прожигает своё время. Может быть поэтому у многих из нас, идейных электричкеров, до сих пор нет девушек? А как вы думаете? (напишите в комментариях).

Пока мы с Пашей зашли в магазин и пообедали, настало время возвращаться на вокзал. На горизонте уже показалась наша автомотриса. Людей, кстати, садилось много, и мы едва успели занять место.
Кассир обилетила нас по той же схеме «лицо с инвалидностью + сопровождающий», и вагончик помчался на восток.

6802, Русаново — Ржев-Балтийский

Ржев-Балтийский 16:02

Проехали «Paniklya station».
После неё – Мостовая.
Словно избушка на курьих ножках, из леса выглянуло станционное здание Ильмановки.
Станция Махерово также гармонировала с окрестностями.
Осталась позади платформа Лошаки.
Мончаловский вокзал оказался чересчур крупным, чтоб поместиться в кадр…

Людей в вагоне становилось всё больше… Многим не хватило места, и они стояли в проходе. Проехали станцию Муравьёво.
И тут мы с Пашей поняли, что нам тоже надо протискиваться в тамбур. Иначе мы рисковали надолго застрять в толкучке, а на пересадку у нас всего лишь 13 минут. Следующая станция – конечная, Ржев-Балтийский.

По Новоторжской железной дороге

Хотя от Ржева до Москвы осталось лишь 236 км, мы с Пашей решили поехать не прямым путём – через Шаховскую, – а через Вязьму. Мне было интересно проехаться по захолустной малодеятельной ветке Ржев – Вязьма, на которой пригородные поезда появляются лишь дважды в неделю. Паша тоже давно там не ездил (хотя именно с этой ветки, как он сказал, и началась его электричкерская «карьера»).

А после Вязьмы у меня появилась идея махнуть в сторону Фаянсовой, не заезжая в Москву. Расписание поездов подходило очень удачно. Дело осложнялось лишь тем, что в Фаянсовой в этом случае придётся ночевать. Комнат отдыха на вокзале заведомо нет, да и вообще места там глухие… Попросив телефон у Паши (мой аппарат был бесполезен в роуминге), я позвонил в обе местные гостиницы по найденным в интернете номерам. В одной из них не было мест, а во второй заломили цену минимум 1500 рублей за ночь. Даже несмотря на это, я не передумал туда ехать. Добираться домой через Москву совершенно не хотелось. Я надеялся на свою удачу и на то, чтоб договориться о ночёвке в доме отдыха локомотивных бригад ст. Фаянсовая (но даже не знал точно, есть ли он там). Подобная интрига лишь вызывала во мне спортивный азарт.

«Ачка» до Вязьмы уже стояла на соседнем пути, но мы с Пашей сначала пошли в кассу, чтоб приобрести льготные билеты. Ведь бывает так, что кассиры внутри поезда требуют кассовый сбор за продажу билета (даже безденежного!) от станции, где есть касса. Но в кассе нам билеты не выбили, а посоветовали сделать это уже в дизеле.

Ещё пара минут, и старая чехословацкая автомотриса, обдав станцию едким дымом, двинулась в путь. Таким образом, мы съехали с радиальной ветки Рига — Москва, и отклонились на юг по хорде.
Машинист объявил, что поезд будет следовать до станции Фаянсовая через станцию Вязьма. Так что мне можно даже не выходить.

6433, Ржев-Балтийский — Вязьма

о.п. Кокорево 18:39 1 мин 18:40
Вязьма-Новоторжская 18:47 1 мин 18:48
Вязьма 18:59

Салон был почти пуст. Кассир-контролёр появился словно из ниоткуда. Я снова сопровождал Пашу, но в этот раз скрупулёзный мужчина принялся что-то переписывать не только из его документов, но из моих тоже. На его лице было видно удивление, что в качестве сопровождающего едет иностранный гражданин. Однако, это не является препятствием для льготного проезда, и мы спокойно поехали дальше. За окном проплыла бывшая станция Рождествено.
По сравнению с рижским ходом, скорость заметно упала. «Ачка» перемещалась по Новоторжской железной дороге (историческое название линии Лихославль – Торжок – Ржев – Вязьма) размерено и вальяжно. Несмотря на твёрдые деревянные сидения и запах выхлопа в салоне, ехать в ней было приятней, чем в «рашке». И туалет присутствовал, и окошко отворить можно. В целом она больше напоминала поезд, нежели «рельсовый автобус».
Проследовали станцию Осуга.
После пересечения одноименной реки мы оказались уже не в Тверской, а в Смоленской области.

За окнами затанцевали белоствольные.

Широко разлилась река Вазуза.
Вот и станция Сычёвка.
Здесь наблюдался настоящий аншлаг. В наш поезд вошла толпа студентов. Они тут же заняли почти все свободные места, и салон наполнился шумом, выкриками и смехом.
Кто-то, опустив раму, махал на прощание рукой, а собака, став на задние лапы, звонко лаяла.
Было забавно наблюдать, как сидящие через проход от нас парни приставали к девчонкам, а те в ответ «клеились» к парням. В вагоне возникла какая-то задорная, непринуждённая атмосфера. Не было сомнений, что этим воскресным вечером ребята направлялись на учёбу в Москву.

Минутная остановка на станции Новодугинская, и поезд попёр дальше.
Он тормозил на затерянных в лесу остановочных пунктах, где, как правило, никто не выходил и не садился.
За окном снова мелькал всё тот же лес, красиво подсвечиваемый заходящим солнцем.

Почтили короткой стоянкой бывшую станцию Касня.
И закрытую станцию Фомкино.
Уже в сумерках мы прибыли в Вязьму.
Стоянка у «ачки» здесь больше часа. Стаканами чая в ближайшей «разливайке» мы с Пашей скоротали время, а после я проводил его на электричку Вязьма – Бородино. В Бородино у него пересадка до Москвы. Эту ветку он знал едва ли не наизусть, и беспокоиться за него не приходилось. А студенты из Сычёвки, кстати, в эту электричку не пересели. Видать, все они уехали в «Ласточке» Смоленск – Москва.

Навстречу неизвестности

Оставшись в одиночестве, я погрузился в тот же самый вагон. Правда, кассир-контролёр там уже была другая. «Можно билет у Вас купить, а не в кассе?» — спросил я у неё. Она кивнула. Ещё немного, и мотор автомотрисы вновь захрипел, опять потянуло запахом выхлопа. Медленно покатились на юг.

6333, Вязьма — Фаянсовая

о.п. Ужать 23:08 1 мин 23:09
о.п. 128 км 23:14 1 мин 23:15
Фаянсовая 23:22

Попрощавшись с Пашей, я уже не мог рассчитывать на «халяву». И так, почти 400 километров проехал бесплатно. Кроме меня и контролёра, в отсеке никого не было. Женщина подошла ко мне, чтоб обилетить, а я, словно в шутку, попросил сделать небольшую скидочку. Она выбила мне билет на пару зон дешевле. До конечной, видать, в этом поезде мало кто ездит, потому что она спросила: «А Вы в саму Фаянсовую или куда-то дальше?» Разговорившись с ней, я объяснил, что еду по волне в сторону Брянска. Женщина тут же раскритиковала меня, мол, что ж я такой маршрут составил? Все, кому надо дальше Фаянсовой, ездят дневной волной. По пятницам и выходным там пересадка в Дятьково. А в Фаянсовой ночевать негде! Она меня «обнадёжила», сказав, что придётся торчать на вокзале с бомжами. (Или же на такси ехать в город, который находится далеко от станции, и там ночевать в гостинице.) Впрочем, я и сам это понимал, но мой настрой, тем не менее, был боевым. А насчёт комнат отдыха локомотивных бригад она ответила, что ничего не знает.

Возможно, мне всё-таки стоило ехать через Москву?.. Но, во-первых, там мне всё равно негде ночевать, а во-вторых, возвращаться домой так было бы дороже, даже учитывая «скидку» от Паши. Это обусловлено географией железных дорог: путь длиннее, а потому дороже. География… Именно благодаря тому, что я мог мысленно представить схему железных дорог, у меня получалось так вольготно планировать маршруты и чувствовать себя в другой стране, словно дома. Знание карты железных дорог – это, пожалуй, первооснова для любого самостоятельного путешественника.

Почти все остановочные пункты, которые попадались на пути, мы проезжали без остановки. Они были в разряде «по требованию». На станциях мы останавливались, но и там, как правило, не было динамики пассажиропотока. Всего лишь трое пассажиров в этом одновагонном поезде, который так старательно выстукивал колёсами стыки… И такие звучные, как бы пахнущие историей названия станций, которые машинист глубоким басом объявлял в микрофон. Кое-какие вокзалы мне даже удалось разглядеть в темноте.

Раньше графика мы прибыли на конечную станцию.

Я хотел было поспрашивать у локбригады, есть ли тут нечто похожее на ДОЛБ, но не успел. Машинисты почти сразу увели автомотрису в депо. «Отпал» ещё один вариант: если бы она стояла на станции, то можно было б заночевать в ней.

Фаянсовая – станция довольно крупная, кстати. Узел из 4-х направлений. И это уже Калужская область. Я вышел на привокзальную, где скучал таксист. «Ехать надо?..» — неохотно пробормотал он. А я и не знал. В тот момент я был близок к тому, чтоб отправиться в гостиницу, но вовремя себя одёрнул: во-первых, она далеко от вокзала, а мне с утра довольно рано ехать дальше… Платить полтора «косаря», чтоб поспать несколько часов – тут уже ханжеством попахивает… А во-вторых, тогда потерялась бы идейная подоплёка поездки. Какой смысл ехать на пригородных и ночевать в гостинице, если на ночном скором получится доехать и быстрее, и дешевле?

Я пришёл к осознанию закономерного итога: тот, кто не знает, где ночевать в поездке, тот ночует на вокзале. Благо, зал ожидания оказался достаточно уютный. Лишь негромкий разговор двух пассажиров нарушал тишину. Уснул я довольно быстро и крепко, растянувшись на весь ряд сидений.
Продолжение будет в следующей части. Надеюсь, атмосферу поездки по однопутке мне передать удалось, а своим рассказом я вас не утомил.

P.S.
Все остальные ребята добрались нормально, хотя некоторым не удалось избежать приключений.

«Сначала я просто нассал на дверь РАшки, что было незаметно в темноте, а потом меня вырвало на пол (от смешивания напитков и забродившей закуски меня попросту скрутило). Конечно, мои действия мог пресечь кондуктор, который нас обилечивал, но наверное он просто забил, а может, дал указание дать жалобу ДС Дно через машиниста по рации. Я как-то забыл, что все поезда, приходящие туда, встречают сотрудники ЛОВД. Наверное, мои действия вызвали ещё большее подозрение, так как уже на вокзале в Дно я стал плевать на пол, хотя рвоты уже не было. Сие конечно же попало на камеры…»
Этот и другие отчёты моих коллег вы можете прочесть здесь: http://forum.3ty.ru/smf2/index.php?topic=34.450