Поиск

Самые успешные и неудачливые руководители Крестовых походов. Часть 5


Здравствуйте уважаемые!
Сегодня представляю Вашему вниманию очередную, предпоследнюю часть повествования.
По-разному можно относиться к самой идее крестовых походов, последствий оных и к людям, которые в них участвовали. Участники походов были разные – добрые и жестокие, миролюбивые и милосердные, алчные и щедрые. Но в одном можно быть уверенным однозначно. В Первом Крестовом походе во главе войск были ЛИЧНОСТИ. Настоящие, без всяких оговорок. Отсюда и второй номер нашего рейтинга принадлежит к участникам этого самого 1 Крестового похода. Знакомьтесь Годфруа Бульонский!
Лидеры
Годфруа, Боэмунд и Раймунд — лидеры I Крестового Похода

В упоминании деяний нашего № 3 в рейтинге Танкреда Тарентского мы с Вами слегка коснулись темы первоначального разделения всего христианского воинства I Крестового похода на 3 отряда. Один отряд был под руководством Раймонда Тулузского, который первоначально претендовал на то, чтобы возглавить все крестовое воинство, так называемый южный отряд находился под руководством Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда, северное же ополчение представляло собой сборную солянку «всех и всяческих наций». Тут были немцы, лотарингцы, англичане, шотландцы, нормандцы, бретонцы, дворяне Фландрии и Франш-Конте.
france
Провинции Франции

Предводительствовал им 10 герцог Нижней Лотарингии и 1 граф Булони Готфрид (Годдфруа) IV Булонский (Булонь или Бульон был родовым замком Готфрида в северных Арденнах). Нижнюю Лотарингию он получил в наследство от своего дяди по матери и по личному расположению императора Священной римской империи Генриха IV. То есть был родовит, но магнатом стал сравнительно недавно, что не могло не сказаться на его характере. Это был набожный, скромный, хотя и жестокий дворянин. Как бы там не было, Готфрид, наверное, единственный из руководителей всего похода, которого трудно заподозрить в иной подоплеке к действию, за исключением религиозной. Ему не нужна была слава, деньги, успех – всего этого у него уже было в достатке, он шел освобождать Гроб Господен и только ради этого. Ради святой цели он даже заложил половину своих владений льежскому и верденскому епископу за сумму в 3 000 марок (парижская марка серебра была равна 244,75 г) Вместе с ним Лотарингцев вели за собой 2 его брата – старший Евстафий и младший Бодуэн (о котором я уже упоминал в рассказе о Танкреде), будущий король Иерусалимский Болдуин I, и множество вассалов, из которых выделялись Бодуэн Ле Бург, Бодуэн из Эно, граф Рено. Среди других руководителей Северного ополчения не менее яркие и интересные Гуго Вермандуа, младший брат французского короля Филиппа I, Стефан, граф Шартра, Блуа и Труа, чаще называемый Стефан Блуазский, будущий английский король, а также 2 Роберта – Нормандский и Фландрский.
200px-Stephen_of_England
Стефан Блуазский, английский король

Не буду пересказывать все перипетии похода, Вы наверняка с ними хорошо знакомы, а кроме того вскользь о некоторых событиях я упомянул в предыдущей части повествования. Расскажу о том, что было сразу же после взятия Иерусалима, благо сие интересно. Сразу же после захвата города начался дележ власти. Стало понятно, что должно быть образовано еще одно крестоносное государство – Королевство Иерусалимское, которое должно быть форпостом христиан на Ближнем Востоке. На королевский престол было много претендентов, но основных, как говорится, всего 2 – Боэмунд Тарентский и Раймунд Тулузский. Хотя первоначально папский легат Дагоберт (или Даимберт) Пизанский, последний из оставшихся в живых должностных лиц, отправленных Папой в войска, решил объявить Иерусалим владением римского престола, а власть передать Иерусалимскому Патриарху, в которые он имел желание и все основания попасть сам. Однако Патриархом был избран не Дагоберт, а капеллан Роберта Нормандского Арнульф, который объявил город светским владением и столицей будущего Иерусалимского государства.
0213
ВХОД ИИСУСА В ИЕРУСАЛИМ. УБИЕНИЕ ЕВРЕЕВ МУСУЛЬМАНАМИ. ЗАВОЕВАНИЕ ИЕРУСАЛИМА КРЕСТОНОСЦАМИ. РИСУНОК ОК. 1200 Г.

Не князю Антиохскому, не графу Сен-Жиль не удавалось договориться между собой и остальными руководителями похода о том, кто будет из них королем. В итоге на всеобщем собрании вождей их кандидатуры даже не рассматривались – нужна была 3 альтернативная кандидатура, которая в той или иной степени устраивала обоих вождей. Корона была предложена Роберту Фландрскому и Роберту Нормандскому – но те отказались, а вот Готфрид Бульонский принял на себя эту миссию. 22 июля 1099 года он был провозглашен руководителем Иерусалимского государства с титулом «Защитник гроба Христова». Это очень интересный момент. Большинство исследователей ссылаются на легендарные слова самого Готфрида, что он де «не хочет носить королевскую корону там, где сам Царь Царей (Иисус Христос) носил терновый венец». Даже если учитывать очевидную набожность Годфрида отказ от короны подобным образом объясняется мало. Кое-кто посчитал, что он не принял на себя королевский сан ввиду нажима Раймунда или даже Боэмунда, но, во-первых, они никак не могли на него «нажать» — он был не менее знатен, богат и славен. Кто как не он, например, первым взошел на стены Иерусалима? А во-вторых, как показала дальнейшая история, он был человеком самостоятельным и независимым и не думаем, что был подвержен чужому влиянию. Нам представляется ответ на этот вопрос совсем другим. Видимо Готфрид, с молчаливого, или скорее письменного согласия Папы Римского основал Орден защитников гроба Господнего и успел принять строгие обеты, которые не позволяли ему быть светским государем. Но для того, чтобы избежать смуты и ссоры вождей он возложил на себя титул, похожий на должность регента. Это тем более было необходимо, что со стороны Египта на отвоевание Иерусалима двигалось сильное войско под руководством султана Алафдала. Решение проблемы (пусть временное) Иерусалимского престола позволило сплотить остатки христианских войск в Святой земле и разбить фатимидского монарха у города Аскалона (Ашкелон). После этого 1 Крестовый поход считается законченным, и большинство рыцарей потянулись домой в Европу.
Карта 1 крестового похода
Карта I Крестового похода

Что же осталось в Леванте? 3 крестоносных государства – Иерусалимское королевство, Эдесское графство и Антиохское княжество (Триполийское княжество будет присоедено позже, в 1007 году, а Раймунд Тулузский так и не станет его князем, так как задохнется в дыму во время осады в 1005 году), а также пусть нестабильное и разобщенное (пока, во всяком случае) окружение разобщенных и вечно воюющих фатимидов и сельджуков. И если граф Эдесский и князь Антиохский могли защищать и расширять территорию своих владений собственными силам, то Иерусалимское королевство осталось совсем без защиты. Видимо Орден Защитников гроба Господнего был тем ядром, той гвардией, на основе которой в будущем создавались войска Иерусалимского королевства.
Годфруа в Брюсселе
Памятник Готфриду в центре Брюсселя

Что мы можем узнать об Ордене их тех обрывочных сведений, которые у нас имеются. Во-первых, численность. Известно, что у Готфрида Бульонского осталось около 300 рыцарей и 2000 человек пехоты. Если учитывать, что все хроники серьезно увеличивают состав как христианских, так и мусульманских войск, то количество в 100-150 рыцарей, оставшихся на службе у Годфруа, мы можем считать численным составом Ордена. Мне кажется, что все дворяне, которые остались, приняли Обеты и стали первыми в истории воинами-монахами.
Во-вторых, знак ордена. Иерусалимское королевство сразу же разработало свою символику, и символика эта была очень необычна. На белом (серебряном) поле прорисовывались 5 крестов желтого (золотого) цвета – один так называемый Могучий крест (или крест-молот Тора), в центре и 4 маленький креста по углам герба. Необычность этого знака в том, что по правилам геральдики металл на металл (золото на серебро) накладывать в гербе нельзя, так как в бою такой знак просто невозможно было бы различить. Однако, учитывая особенности того, насколько свят и велик город Иерусалим было сделано чуть ли не единственное исключение. На всех гравюрах, изображающих Готфрида Булонского у него на одеждах именно такой знак. Однако на знаке современной организации, имеющей некоторое отношение к Ватикану кресты имеют цвет темно-вишневый, цвет густой крови. Видимо знак Иерусалимского государство, только не золотой, а вишневый был и первоначальным знаком Ордена.
Теперь давайте попробуем разобраться, почему крестов именно 5 и они расположены таким образом. Толкований у данного знака несколько. Прежде всего, это 5 ран Христовых, а также большой крест обозначает Христа, а 4 маленьких креста — авторов 4 Евангелий, распространяющих учение на 4 стороны Света.
gotfrid
Готфрид Бульонский. Фреска. Giacomo Jaquerio. 1418-1430. На груди знак Иерусалимского королевства

Почему же у Ордена подобный знак и при чем тут Гроб Господен? Я предлагаю собственную трактовку этого символа. Большой крест в центре – это и есть Гроб Господен. Не сама церковь и не кувуклия (место погребения Христа) не имеет форму креста, поэтому центральный крест, это символ самого Христа, христианской веры. Был искус считать центральный крест изображением Истинного Креста, а сам Орден защитниками данного артефакта, но в этом случае крест должен был бы быть латинским или Т-образным (на одном из 2 таких форм по преданию и был распят Христос). Поэтому здесь идет речь о защите не Креста, но веры. А вот 4 маленьких креста по углам должны изображать некое общество, капитул из 4 человек, которые и занимаются охраной Христа и религии.
Kuvuklia
Кувуклия

Такова моя точка зрения и я могу даже взять на себя смелость и постараться выяснить, кто был первыми 4 защитниками. Один это наверняка Годфрид Бульонский. Второй – Танкред. Этот свирепый норманн остался в Леванте и стал верно, служить, но не своему дяде Боэмунду и не щедрому до денег Раймунду Тулузскому, а именно Годфриду, что согласитесь странно, в походе они не сошлись близко, но не настолько стали дружественны друг другу. Танкред как я уже говорил выше, считался князем Галилейским, но скорее формально, так как в княжестве своем он не правил, да и княжество это было достаточно странное. Такое впечатление, что создано оно было искусственно и только для того, чтобы Танкред получил этот титул и считался «равным среди равных». Что же касается титула князя Антиохского – то получил он его намного позже, спустя 12 лет после описываемых событий. Служил он иерусалимскому престолу не за страх, а за совесть, что опять-таки, повторюсь не совсем понятно. Третий защитник, это, по моему мнению, старший брат Годфруа под именем Евстафий. Мы очень мало знаем об этом человеке, особо он в летописях не упоминается, кроме 2 случаев. Первый – он вместе с Годфруа был одним из первых, кто взошел на стены Иерусалима. Второй, опять-таки одним из первых, если не самым первым, он покинул Святую землю и вернулся в Европу. Сразу же после этого с Годфридом подписали союз Венецианцы и стали помогать материально и военными силами. Нам кажется, что к этому союзу приложил руку Евстафий. И в Европу он прибыл для того, чтобы помогать Ордену и Королевству в Европе.
48
Нынешняя попытка возродить величие былого Ордена.

С четвертым хранителем, оказалось, определится сложнее всего. С одной стороны несколько кандидатур были прямо на виду – Балдуин Эдесский, Роберт Нормандский, Роберт Фландрский. Все они по характеру и доблести могли быть 4 хранителем, но Балдуин 25 декабря 1100 году стал первым королем Иерусалима, а 2 Роберта вернулись в Европу в свои обширные владения, от которых они и не думали отказываться. Поэтому четвертым хранителем, по-моему, мнению, был или Арнульф де Роол, патриарх Иерусалимский или некто Гарнье де Грез. Первый был священнослужителем (капеллан Роберта Нормандского), что было бы логично для Ордена. К тому же он сыграл не последнюю роль в выдвижении Годфруа. А второй в первый и в последний раз в летописях появляется сразу же после смерти Годфрида Булоньского. Будучи его дальним родственником, он берет под контроль Иерусалим и не допускает беспорядков до прихода и коронования его младшего брата Балдуина. Согласитесь, надо обладать авторитетом и силой, чтобы произвести подобную операцию. И то, и другое у него было бы в избытке, если бы он был одним из «малых крестов – хранителей».
Discovery of the true cross by gustave dore
Арнульф де Роол. Гравюра Г. Доре

Годфруа честно и смело выполнял возложенные на себя обязанности, хотя жизни ему после всего судьба отмеряла только 1 год. Несмотря на это он фактически он стал первым некоронованным монархом Иерусалимского государства и Магистром Ордена Гроба Господнего, заложив основы пусть недолгого, но все-таки господства христиан на Ближнем Востоке.
Умер он, суда по всему от холеры в 1100 году в Иерусалиме.

Продолжение следует…

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий