Поиск

Для экспертов форумавиа. STS на 737MAX и 737NG. Найди различия.


Моя предыдущая статья о печально завершившемся полете новейшего 737MAX не прошла мимо главного ФАКа* страны — авиационного форума www.forumavia.ru. Не прошло незамеченным и то, что в статье о 737MAX я упомянул о 737NG — лайнере предыдущего поколения.

neustaf
09.11.2018 19:37
В ЖЖ Денис Сергеевича работа STS описана достаточно примитивен, плюс он натягивает этот косяк и на NG, а в OMВ говорится только о двух типах 737-8, 737-9. NG такую приблуду не имеет, поэтому и этой ошибкой не страдает, странно что ДС об этом не знает.

Ну, Александру не впервые писать, не подумав.К сожалению, он не указал, что именно за "приблуду" я имел в виду, поэтому позвольте мне предположить, что речь идет либо о системе STS, либо о системе защиты от сваливания.

Так как на форумавиа я не имею чести отвечать, но там на меня порой ссылаются. Думаю, им не будет проблемой эту статью заметить и, возможно, почесать голову так же, как это сделал я — при общей схожести систем, почему бюллетень Боинга касается только моделей MAX? Искреннее пилотское любопытство — что же на 737MAX было сделано иначе, не так, как на проверенном временем NG, а главное — почему так сделано, и почему из имеющихся у пилотов документов это совершенно не очевидно?

SPEED TRIM SYSTEM

Итак, сравнение описаний системы STS (speed trim system) в FCOM на 737MAX и 737NG (там, где по мнению эксперта ФАК она отсутствует). Уж извините, перевод не предлагаю, вы ведь специалисты:

Вы нашли разницу?

STALL IDENTIFICATION

Описание логики работы защитных систем двух поколений 737 при приближении к сваливанию:

Вы тоже заметили???

Разница есть. Во фразе "…and enables speed trim". На 737MAX нет слова "speed". Возможно, в этом-то и вся загвоздка.

STABILIZER and STABILIZER TRIM

Существенную (если так можно сказать) разницу можно найти лишь в системе управления стабилизатором. И там и тут стабилизатор управляется электромотором, который имеет два канала управления — от кнопок на штурвалах пилотов и от автопилота. Система STS (даже та, которая отсутствует на NG) использует канал автопилота для своей работы.

На 737NG можно раздельно отключить триммирование: от кнопки на штурвале и триммирование автопилотом. На MAX два выключателя, выполняющих ("главный" и "резервный"), по сути, одну и ту же функцию. Опять же, мне, как пилоту, интересно — зачем они так сделали на MAX? Ведь на NG возможно отключить лишь канал автопилота, и при этом продолжать управлять стабилизатором от кнопки на штурвале. На MAX ты выключаешь оба канала сразу и управление стабилизатором возможно лишь вручную — верчением колеса ручного управления, что, признаюсь, не очень удобно.

Вся информация здесь. Больше добавить нечего. Подробной технической документации, пилотам недоступной, перед глазами нет. В любом случае, если при очевидной общей схожести систем, проблема касается новейших 737MAX и невозможна на 737NG, то возникает резонный вопрос к производителю — W.T.F.?


ФАК — форумный авиационный комитет. Самоназвание экспертов форумавиа.ру.
denokan.livejournal.com

Добавить комментарий