Поиск

Екатеринбург-Челябинск, железная дорога через Каменск-Уральский


Небольшой обзор о линии Екатеринбург — Каменск-Уральский — Челябинск.
Составлен на основе общедоступной информации в интернете и личных наблюдений (в свое время ездил здесь довольно часто, в качестве пассажира). Заранее благодарю за уточнения.


(источник — http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.182493&lon=61.884356&z=15&m=w&show=/29771801/ru/Железнодорожный-мост-через-реку-Синару)

Как известно, между Екатеринбургом и Челябинском две железнодорожные линии.
Железная дорога Екатеринбург — Каменск-Уральский — Челябинск имеет протяженность 261 км, что на 9 км больше, чем по линии через Верхний Уфалей и на 50 км больше, чем по автотрассе.

Линия на всем протяжении электрифицирована постоянным током 3000V.
Эта дорога проложена в более равнинной местности, чем Уфалейский ход. Местами совсем плоская равнина, местами — холмы. Соответственно, меньше крутых уклонов, меньше кривых — то есть более благоприятный план и профиль пути. Минимальное время в пути  у пассажирских поездов сейчас 4 часа 21 минута, в 2016 ходил скоростной электропоезд за 3 часа 35 минут, что несколько быстрее чем на автобусе от северного а/в Екатеринбурга. А вообще, первая попытка запустить экспресс по этой линии была еще в 1995 году, тогда это был состав из локомотива и 4 вагонов, шел 3 ч 55 мин.

Строго говоря, здесь на самом деле два участка ж/д.

Екатеринбург-Каменск-Уральский протяженностью 100 км полностью относится к Свердловской ж/д, и обеспечивает перевозки не только в Челябинск, но и в Курган. Причем главный ход тут идет именно Екатеринбург-Курган. Этот участок — дублер Транссиба, и здесь очень большой трафик грузовых поездов. В последние годы здесь ходят и скоростные электропоезда "Ласточка" производства Верхней Пышмы. От ст.Кольцово ответвление к соответствующему аэропорту, 2 раза в сутки туда ходят электрички.
На всем протяжении минимум два пути (от Екатеринбурга-пасс. до  Путевки — парка ст.Шарташ — 4 пути).
Железная дорога от Екатеринбурга до Каменска построена в 1932 году, вторые пути — в начале 1960-х, электрификация — в 1972 г.

Про участок от Каменска-Уральского до Челябинска расскажу подробнее. Протяженность — 161 км, от Каменска до ст.Нижняя (около 40 км) принадлежит Свердловской ж/д, от Нижней до Челябинск — Южно-Уральской. То есть граница дорог примерно совпадает с границами областей. В 1960-70х граница дорог была по ст.Муслюмово.
Линия от Каменска до ст.Чурилово однопутная с двупутными вставками, от Чурилово до Челябинска —  4 пути.
Причем на вставках действует двусторонняя автоблокировка, то есть диспетчер может пропускать поезда по любому из путей, в каждом направлении, по обстановке.  Практикуются обгоны грузовых поездов пассажирскими.

С пассажирскими поездами ходят электровозы ЭП2К (депо Барабинск), до 2016 ходили челябинские ЧС7, что на заглавном фото.


(источник — http://ru-railway.complexdoc.ru)

Грузовые поезда идут под ВЛ10 (депо Курган),


(источник — https://fotki.yandex.ru/users/krasngor/)

ВЛ11 (депо Екатеринбург-сорт),


(источник — http://novrail.narod.ru/photos/omsk_06/vl11-245.html)

2ЭС6 разной приписки.


(источник — http://omgt.info/forum/index.php?action=profile;u=2;area=showposts;start=165)

Вообще в последние годы Свердловская, Южно-Уральская и Западно-Сибирская дороги работают единым локомотивным парком, в том числе и на этом участке.

Электрички ЭД4 ходят от Челябинска до Каменска, и от Каменска до Нижней.
Линия электрифицирована в 1977 году (источник, стр.4).
Двупутные вставки построены в основном до 1990х, частично — в 2000х.

Пейзажи здесь может не такие живописные как на уфалейской линии, но довольно красивые виды с мостов через Исеть, Синару, Миасс (у ст.Баландино).
Мост — "бабочка" через Исеть в Каменске-Уральском. Построен в 1940-м году.

(источник — https://ruxpert.ru/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kamensk_Bridge.jpg)

Под этим мостом — Волковское водохранилище, мой фотоотчет про него здесь.
Мост через Синару на 31 км.


(источник — https://fotki.yandex.ru/users/to4et/)

Мост через печально известную реку Течу, перед станцией Муслюмово. Как известно, в Течу в начале 1950х сбрасывали радиоактивные отходы с комбината "Маяк", почти без очистки…


(источник — https://fotki.yandex.ru/users/sallem/)

Рядом со ст.Муслюмово находится база запаса локомотивов ЮУЖД. Там стоят отставленные от работы паровозы, электровозы, тепловозы. "Простому" человеку туда попасть непросто, охрана бдит. Но и с поезда все достаточно неплохо видно.
Статья в "Челябинском рабочем" об этой базе (часть I, часть II).
Относительно истории строительства — тут не совсем всё просто…
В 1917 году построена ветка от Каменска (тогда ст.Синарская) до ст.Багаряк. Она по большей части совпадала с участком нынешней линии, но не совсем. В частности, Исеть пересекалась через низководный мост, и сама ст.Багаряк в стороне от главного хода.
Здесь подробнее об этой ветке (форум "Виртуальный Каменск") и здесь. Станция Багаряк сейчас заброшена, но сохранилась.

Во многих источниках пишут, что собственно линия Синарская-Чурилово построена в 1940м.
(Здесь, здесь, здесь и здесь).
По крайней мере мост "бабочка" через Исеть испытали и приняли в эксплуатацию точно в декабре 1940 г. Причем по легенде автор проекта архитектор Росновский во время испытания стоял под этим мостом.
В то же время мой френд 4mz-strannik пишет, что линию строили трудармейцы в военные годы. Предполагаю, что в 1940 году началась временная эксплуатация, а постоянная — позже. Возможно, что-то достраивалось. Может быть, мост через Миасс сначала тоже был низководным (как в Каменске через Исеть), а потом построили капитальный. Но это только мое предположение.
Если это так, то возможно какие-то следы на местности какие-то сохранились…
Как бы то ни было, в графике 1945 года пассажирский поезд Челябинск-Свердловск ходил уже по этой, тогда новой, линии, через Каменск-Уральский (Синарскую).

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий