Поиск

Плохие евреи


Они, конечно, разные и хороших, конечно, больше! Но так назывался спектакль, поставленный театром "Шалом" по пьесе Джошуа Хармона режиссером-постановщиком Визмой Витолс. Это мое очередное открытие этой осени, снова новый театр и новые впечатления.
Надо сказать, что начало меня-таки впечатлило. Если принято считать, что театр начинается с вешалки, то в "Шаломе" он начался с…

унитаза. И думайте, что хотите: то ли мудрое Соломоново "И это пройдет", то ли что вся жизнь — помои (мягко говоря), то ли "не забывайте смывать за собой", то ли массу еще мыслей.

Чтобы немного вовлечь зрителей в тему, перед началом спектакля выступил художественный руководитель театра Александр Левенбук. Очень мило, по-домашнему поговорил со зрителем о театре, о спектакле, поблагодарил небезразличных. Оказалось, что именно благодаря отзывам зрителей о постановке узнали на Бродвее, кто-то сказал, что русский вариант лучше американского, после чего театр с этим спектаклем пригласили на гастроли. И в январе 2019 г . бродвейский зритель сможет сравнить постановки сам. Интересно будет узнать результат)

И вот спектакль начался. Пересказывать не буду — неблагодарное это дело, скажу только, что действующие лица — четверо молодых людей, трое из которых братья и сестра из еврейской семьи, а четвертая девушка — невеста одного из братьев, американка, помесь разных кровей.
Главный конфликт, с моей точки зрения, — это конфликт старых укладов и традиций древнего народа с глобализацией в поведении, с отрицанием молодыми всех "ненужных" и отмирающих принципов и жизнь прагматичная, ориентированная на себя. Ну, это если умничать, а на самом деле, просто каждый выбирает, что и как ему удобнее существовать — кому-то для самоутверждения нужно думать, что он — часть огромной истории и хотя бы на словах чтить традиции, кому-то хочется поступать просто так, как хочется ему, кто-то наивен и прост, как табуретка, а кто-то умничает и кичится высоким интеллектом. Обычная картина общения современной молодежи, но приправленная рассуждениями о значении еврейского народа, его традициях и наследии.
Отличная игра актеров, молодые ребята, на месте каждый из четырех: Дафна (Алена Кормилицына) — вроде как приверженница веры, традиций и мысли об избранности своего народа (в реальности просто не смогла найти себе парня, придумала кого-то несуществующего, но геройского) — прекрасная гротескная игра. Мне кажется, что все-таки гротеск, потому что умная (а она явно совсем не глупа) девушка не будет так явно выказывать презрение и пренебрежение к кому-то, а постарается завуалировать (учитывая ту самую историю народа, когда приходилось выживать, не раздражая сильнейших). Ее главный предмет презрения — американка Мэлоди (Ангелина Родченко), тоже слегка гротескное изображение наивной, доброй и правильной, но туповатой и абсолютно неинтеллектуальной американки. Пркрасно сыгранная роль эдакого глупого светлячка по жизни, полюбить которого можно именно за свет и наивность в пику интеллекту и сарказму.
Два брата Лайэм (Игорь Цыбульский) и Джона (Антон Шварц) — это два типичных представителя современной молодежи. Лайэм как раз "плохой" еврей, который не соблюдает традиции в угоду своим интересам. Джона — человек "сбоку", он старается сглаживать углы, уходить от прямых ответов, это образчик "моя хата с краю", но… в результате оказалось, что он единственный из всех, кто реально чтит память дедушки.
Ах да, я забыла рассказать суть спектакля: все молодые люди собрались на похороны еврейского дедушки.
Заявлена эта постановка как комедия для умных, но комедией я это не назвала бы. Если действительно думать, то смешного там мало. Вопросы  веры, традиций, поведения в обществе, отношения людей между собой, национализм, Холокост — разве это смешные темы? Все светло-комические стороны связаны с Мэлоди. Это она своим наивом заставляет зрителя смеяться над ее пением, над манерами и в то же время понимать, что иногда лучше такой наив, чем заумные рассуждения о своем предназначении.
Смешно и грустно, вопросов больше, чем ответов, унитаз находит свое место. История показывает, что нет плохих и хороших евреев, есть просто плохие и хорошие люди. И если ты слушаешь человека и слышишь его, а не только себя, то ты будешь хорош, не смотря ни на какие рассовые или национальные принадлежности.

Зрителям однозначно понравилось, хлопали долго, дарили цветы и … мешали снять поклоны))))
Но я надеюсь еще не раз посетить этот театр, потому что очень понравилось то, что здесь надо думать. Мало того, что надо, здесь хочется думать!
Как всегда хочу поблагодарить за возможность знакомства с новым для меня театром сообщество moscultura (их сайт), а ткже Мишу tushinetc за приглашение, а Антона Трубкина за хорошее отношение, внимательность и удобство посещения спектакля. Не каждый раз встречаешь такое доброжелательное и заинтересованное отношение администрации.

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий