Поиск

Осташков: На линию выходит паровоз!


Оригинал взят у fundin_of_moria «Осташков: На линию выходит паровоз!».

Где-то в начале сентября от одного из читателей в личку пришёл скрин с какого-то сайта Тверской губернии о том, что с 29.09 по субботам на маршруте Бологое-Осташков-Бологое пригородный поезд будет водить настоящий паровоз. «Это, конечно, здорово,» — подумал я, и было бы неплохо туда сгонять на первый рейс, однако правило «доверяй, но проверяй» никто не отменил. Поискав в интернете разные тверские новости, и, главное, сверившись с яндекс-расписаниями (прости, мой друг Серёга из Туту.ру), понимаю — таки надо ехать, да и погода внезапно переменилась — вместо унылых +5 с дождём обещают чуть ли не +7 с ярким солнцем. Прям лето (на севере)!

До следующего, выделенного подчёркнутым жирным шрифтом предложения фанаты железных дорог, но не фанаты путешествий могут не читать
Дорога до Осташкова скучна и уныла чуть менее, чем полностью: до Волоколамска — Новая Рига, по которой я, наверное, мог бы и с закрытыми глазами кататься (но нет — не безопасно), дальше — кусок по известному, но уже обычному, не скоростному шоссе до Шаховской, а далее ещё километров 80 до Ржева. Рижская трасса, хоть и формально была «завёрнута» на Псков, но, фактически, со времён падения СССР, стало эдакой классической «Road to nowhere» [дорогой в никуда] — крупные населённые пункты в стороне от трассы, заправок минимум, а за Ржевом дорога так и вообще идёт через остатки древнего реликтового Оковского леса, видимо, родственного Беловежской и Налибокской пущам в Белоруссии на протяжении почти 250 км до самых Великих Лук (да-да, знаю, там сбоку есть Нелидово, Западная Двина и Кунья, но это весьма небольшие населённые пункты). По количеству трафика (вернее, его отсутствию) иногда даже сравнима с А119 Вологда-Медвежьегорск на участках за Кирилловым. Зато можно ехать, не отвлекаясь на осмотр попутных достопримечательностей. Впрочем, каких открытий можно ждать во время движения по маршруту «Первого самостоятельного» полёта автопутешествия? Подмечаю смешное название садового товарищества: «СНТ за ТОЖ». Думал, «СНТ за ЗОЖ», но нет, показалось. Очень своевременно, на границе областей, попалась заправка ТНК — «лампочка» как раз загорелась. Совершенно не комфортно ехать в край-без-заправок с баком пустым более, чем на половину. И вот ещё что. Я прекрасно понимаю, что укрупнение нефтяных компаний приводит к выдавливанию с рынка мелких игроков. Но мелкие заправки, увы, себя зарекомендовали не лучшим образом. Может, это, конечно, и паранойя в моей голове, но, кажется, что попасть на проблемы на сетевой заправке Роснефти как-то сложнее, чем на единичной заправке компании ООО «Дядя Вася с мужиками».
Вообще, заправки расслабляют. Тут и кофе, тут и ещё какая-то еда — темп передвижения сразу меняется. Через 25 километров — аэродром Орловка, который очень хотелось проехать мимо. Но разве можно проехать мимо взлетающих самолётов? Жаль, в этот момент не было полётов Л-29. Решаю, что снимать надо на плёнку — цифровых фото с Орловки-то тьма! Благо, для этой поездки у меня как раз припасена цветная позитивная плёнка Fuji Film Provia 100. Открываю камеру, заряжаю плёнку. Взвод-щелчок-взвод-щелчок-взвод-щелчок. Промотали ракорд. Начинаю снимать — зависает затвор. Дело в том, что у Олимпус ОМ-4 он электронный, всё же, последнее поколение плёночных камер, пусть и без автофокуса в тушке. Что ж. Значит новый квест появляется — «найти по пути батарейки» (часовой литий, кажется, 76ого типа). Ладно, что ж делать — беру цифровую камеру, навинчиваю туда стекло с 35мм эквивалентом в 600мм и радостно снимаю стадо овец под взлётной полосой. Странно, где же ИЛ-14? Точно помню, что раньше оба борта, восстанавливаемых vulkan_avia и товарищами, можно было разглядеть с трассы. Хоть про Медведя Мансура вопросов нет — он теперь живёт в Калужской области на аэродроме Орешково, осваивает новые владения и, вроде бы, неплохо себя чувствует. Заезжал к нему недавно.

1. Плёнка-слайд. Цвета нереальные!:)

2. Видно, как пар поднимается над полем! И овцы орловские, да!

3.Cessna 172N, зарегистрированная как тип, а не как ЕЭВС: об этом говорит отсутствие буквы G в номере. Привет владельцу и пилоту RA-67587!


Пора ехать дальше. Вбиваю «ремонт часов» в навигаторе и вижу, что ближайший — в центре Ржева. Доехав (без приключений) до места, узнаю, что ничего похожего на ремонт часов тут нет. Где взять часовые батарейки в находящемся по этому адресу магазине компьютерных комплектующих не знают. Но надо что-то делать! Захожу в расположенный напротив фотосалон с вывеской «Коника». Любопытно — брэнд этот как производитель давно канул в ленту, а вот фотоуслуги до сих пор существуют. Тётенька оценивающим взглядом смерила висящий через плечо ОМ-4 и на мой вопрос ответила, что помочь ничем не может. Итак, последняя попытка. Автомагазин. Вообще, всегда, когда нужно что-то непонятное в маленьком городке, нужно идти в «Автозапчасти». Если не найдут у себя, то хоть подскажут, как далеко надо идти. Мне повезло — по рекомендации сотрудника магазина был направлен в «Телерадиотовары» где-то в глубине Советской стороны (кажется, угол Краностроителей и Садовой). Магазин во дворе, и как точно туда попасть я сообразил только со второго раза (чтобы не забыть: заезжать надо с Краностроителей). Самое обидное, что смотрел я на лежавший дома запас батареек и думал, что, наверное, пора заменить.
Хоть час от расчётного времени был потерян (заправка, Орловка, поиск батареек во Ржеве), но, всё же, пока к паровозу ещё можно успеть — хотя бы на обратный рейс (не стоять же ему всю неделю в Осташкове!). В город решаю заехать не по главной трассе через развилку Кувшиново-Осташков, а через деревню Сиговка, так интереснее и, видимо, раньше здесь и был основной путь в Осташков со стороны Ржева. Любопытно, всё-таки: 130 км едешь и, кроме Селижарово, крупных населённых пунктов нет. ДПС — тоже нет. И дорога хорошая:) Почему так строили?

Прибыв в Осташков и отобедав в местном приличном кафе «Джус» (увы, оно несколько испортилось с весеннего случайного заезда сюда), можно отправляться на вокзал. Он тут на окраине города. Пожалуй, на примере Осташкова очень хорошо понимаешь, что озеро вечно, а железная дорога это так, недоразумение последней сотни лет. Важное недоразумение.
Фанатам железных дорог, но не любителям чтения о путешествиях читать с этого места и далее.
На платформе люди, играет «Прощание славянки», вагоны, на удивление, в старой зелёной ливрее. Отвык я уже от них. Но главное — проводницы. Они облачены в форму 1949 года! «Вы из клуба железнодорожных реконструкторов «Северный вокзал?» — спросил я. На что мне ответили, что они — штатные сотрудники МТППК, оператора данного поезда. Тот момент, когда надо прямо сказать: круто и прикольно.

4. Ретро-поезду ретро-форма!

5. Как там у Макаревича было? Что-то про разлуку на чёрных квадратах вагонных окон… Плёнка.

6. Паровоза пока нет… Плёнка.

А вот сам вокзал огорчил. Понятно, что Бологое-Полоцкая линия исторически малодеятельна, особенно — в части пассажирского движения. Понятно, что в связи с этим не очень исторический вокзал (ибо восстанавливался после Войны) стоит с баннером «сдаётся», но всё же есть пара вещей, на которые, пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание отличных ребят (без капли сарказма, они и правда круты) из Дирекции Железнодорожных Вокзалов ОАО «РЖД». Во-первых, то, что бросается в глаза — уродливый двухрожковый натриевый фонарь на крыше. Выглядит, словно усики у муравья. Во-вторых, на станции Осташков происходит скрещивание и обмен пассажирами поездов Бологое-Осташков и Осташков-Великие Луки, один из которых хоть и является пригородным, подразумевается как туристический по факту, с синхронизированным под Сапсаны расписанием, т.е. везущим a priori необычного пассажира, местами даже платёжеспособного. Время стоянки в одну сторону 1:13, в другую — 1:30. Этого мало, чтобы спокойно добраться в город на осмотр достопримечательностей или перекус, вернуться обратно и уехать в свою сторону. В вокзальные помещения, каюсь, не заходил, но, думаю, было бы здорово, если бы там помимо туалета (который, верю, есть), стояло несколько столиков со стульями и хотя бы по автомату с кофе и какой-то едой. Кроме того, часть помещения можно использовать под размещение краткой экспозиции об истории Бологое-Полоцкой линии и Поозёрья (тут же автомат с сувенирами — магнитики, подстаканники и что-нибудь ещё). В бешеные нереальные деньги это точно не обойдётся, всяко лучше, чем оставлять людей предоставленными самим себе на час-полтора.

Выхожу к торцу платформы в ту сторону, где виден паровозный дым и слышны характерные паровозные звуки. Сегодня у меня с собой ещё камера типа «гоу-про» (но другого производителя), так что будем писать видео! Подобрав место, где сухо, кладу устройство на шпалы.

7. Вот он, пыхтит!

8. Кто найдёт камеру на этом снимке, тот молодец!

9. Такого столпотворения, наверное, Осташковский вокзал давно не видел! Все хотят увидеть паровоз!

10. Паровоз приближается — фотографы стремятся занять точку получше.

11. Целятся. Я тоже.

12. Едущий тендером вперёд паровоз выглядит странно. Говорят, у некоторых классов есть определённые ограничения для таких манёвров.

13. Су — один из лучших пассажирских паровозов для Русской Колеи. А, может, и в мире.

Вообще, в пресс-релизе было написано про то, что поезд будет ходить под паровозом Л, но Су я увидеть рад даже больше — не приходилось их живьём видеть в работе (парад в Подмосковной — не в счёт, это не совсем работа). Правда, появилась информация, что ходить он будет всё-таки с Л, но на первый рейс, для красоты, пригнали Су. Значит, надо будет ещё раз ехать!

14. Пока паровоз сцепляют с вагонами, кто-то успевает сделать ещё несколько кадров.

15. А вот машинистам, кажется, ретроформы не досталось:( Хотя, им, наверное, в обычной удобнее работать. Удобство, всё-таки, главное.

16. Проводницы и пассажиры. Сюрреалистичная картина, а современные вагоны Тверского завода (о, про него у меня на подходе тоже большой материал!) её только дополняют.

Из подслушанных разговоров — местные слабо информированны о маршруте проезда с паровозом: кто-то думал, что он идёт в сторону Великих Лук, а не в Бологое.
До отправления поезда остаётся несколько минут. В планах — попытаться обогнать его и попытаться снять проход селигерской протоки на въезде в город.

17. На привокзальной площади расположен также полузаброшенный автовокзал с гостиницей. Странное здание позднесоветской бетонной архитектуры. Интересно, как там внутри?

Через пару минут паркуюсь на «свёртку» около моста. Главная ошибка — идти по ЖД насыпи в сторону ЖД моста, а не двигаться по автодороге к автомобильно-пешеходному мосту. С последнего кадры были бы куда лучше. Что сделано, то сделано, да и всё равно второй раз ехать надо.
На мосту тусовались какие-то ребята с зеркальными камерами с огромными стёклами, прибывшие, видимо, на припарованном тут же китайском пикапе с московскими номерами. Что ж, каждому — своё: и в камерах, и в машинах мои представления о прекрасном с их представлениями расходятся.

15:07. Торжественный рёв паровоза слышен и здесь, за 4 км пути от вокзала. Напряглись.
15:14. Из-за леса показался дым и, наконец, и весь состав.

18. Подходит…

19. Проход через арку!

20. Пар словно сливается с облаками

Поезд уходит в сторону о.п. 106 км, скрываясь за поворотом линии. Но я не буду самим собой, если не попытаюсь его нагнать, обогнать и попытаться снять ещё раз!
Сказано-сделано, тем более, первые 21 км маршрута как раз проходят рядом с автодорогами, лишь затем углубляясь в почти непроходимые болота Тверской области, да и график движения более, чем растянутый — 120 км в обе стороны поезд проходит примерно за 4 часа.
В первый раз почти удалось догнать поезд на переезде рядом с о.п. 104 км, но не повезло с излишне медленными впереди идущими автомобилями, обгонять которые было не безопасно. А так хорошие были бы кадры: современные автомобили и паровоз:) Помахав медленно убегающему в даль составу, еду в направлении станции Чёрный Дор. Времени достаточно, дорога в меру разбитая и пустая — всё, как я люблю. Подъезд к путям тоже не очевидный (сразу сообразил, что к чему) и с порядочными лужами — на пузотёрке лучше не лезть.
Тут я понимаю, что станция на самом деле — бывшая. Грустное зрелище: заколоченный вокзал, вместо зала ожидания — сооружённое из дерева подобие автобусной остановки. Все пути, кроме магистрального без наката, между шпалами прорастают деревца. Удивительно, как это рельсы вообще остаются на месте? Тихо.

21. Бывшая станция Чёрный дор

Телефон остался в машине, расписания поезда не помню. В голове мелькает мысль: «вдруг не успел?». Что ж, в ближайшие минуты всё станет понятно.

22. Природа берёт своё

И вот где-то далеко (но к моей радости — с ожидаемой стороны) раздаётся рёв паровоза. Да-да, именно рёв — по сравнению с деликатными сигналами современного подвижного состава паровоз именно ревёт. Громко, торжественно, пожалуй, даже парадно.

23. Перед станцией длинная прямая. И почему я оставил фоторюкзак в машине?

24. Паровоз — это всегда красиво!

25. С любых ракурсов

26. Кажется, машинисты для меня выпустили немного больше пара, чем изначально собирались

27. Это не ошибка экспозиции, это творческий замысел! Плёнка:)

28. Вперёд!

29. Ту-тууууу!

30. Бологое-Осташков. Т.е Осташков-Бологое. Рейс 6698 едет в сторону ГХ ОКТ.

31. Глядя в след уходящему составу, понимаешь, что со станции вместе с ним уходит и что-то ещё…

32. Может, жизнь?

33. Точно.

34. Поезд скрылся в лесу, оставив меня в тишине на мёртвой станции.


Сам населённый пункт Чёрный Дор, по имени которого названа станция, находится в паре километров отсюда.
Ну а дальше было возвращение в Осташков, закат и попытка попасть на кораблик до Городомли, на который меня в приступе шпиономании не пустили местные жители. Но это уже совсем другая история…

Бонус:
Видео с гоупро.
ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий