Поиск

С. М. Прокудин-Горский. Село Колчеданское. 1912 год и 103 года спустя.


Средний Урал. Село Колчедан.
Название село получило в честь серого колчедана, пирит FeS2, который добывали 200-300 лет назад в окрестностях реки Колчеданки для производства серы.
Раньше над селом возвышалась Сретенская церковь, построенная в 1839 — 1848 гг. и левее Покровский женский монастырь 1877 г. но в двадцатых годах прошлого века оба храма были уничтожены. Настоятель Сретенской церкви Стефан Васильевич Луканин, диакон Нестор Гудзовский и псаломщик Георгий Бегма были зверски убиты в 1918 г.на станции Синара; ныне они прославлены в лике новомучеников.
За сто лет изменилось всё, сохранился лишь один деревянный дом с пятью окнами, (ул. Ленина 1а) да и у того крыша повернулась на девяносто градусов. Поэтому найти точку съёмки практически невозможно, хотя с другой стороны этому ничего не мешает, ходи по дороге взад вперёд , в право влево, только от машин уворачивайся. Ни одного оврага или дороги с уверенностью привязать к местности не смог, только приблизительно общие очертания. Даже уцелел-ли каменный мост через речку Колчеданку, уйдя под насыпь новой дороги, или его полностью разобрали, не понял.
Возможно по этой дороге Горский перемещался вместе с геодезистами (которые составляли проект Волжско-Сибирского судоходного водного пути. По Исети хотели пустить корабли!!!) на АВТОМОБИЛЕ ФОРД!!! —
http://oldcolor.livejournal.com/250261.html
Фантазирую — автомобиль не спеша спускался по извилистой дороге на высшей второй передаче, пассажиры разглядывали окрестности, здоровались с местными жителями, водитель вилял по дороге, объезжая валяющиеся камушки, боясь повредить внешние шины. После моста с поворота начался крутой подъём, шофёр нажал на педаль сцепления, включив тем первую передачу!, правой рукой передвинул рычаг газа на полный, а левой добавил опережение зажигания и машина медленно, но верно, используя все свои 22,5 л.с. полезла вверх, на втором повороте колесо проскользнуло на коровьей лепёшке и Форд почти остановился, но пассажиры вовремя спрыгнули и подтолкнули автомобиль. Когда поднялись на гору, термосифонная система охлаждения не справилась со своей задачей охлаждать почти трёх литровый! (2893 см.) движок и из радиатора повалил пар. Водитель наполовину отпустил сцепление (нейтраль!), нажал на правую педаль (тормоз!) и объявил вынужденную остановку. Прокудин-Горский не теряя времени пошёл доставать из багажника свою камеру, что-бы сделать этот снимок.
Колчеданский острог был основан казачьим атаманом Белошейкиным (Исетский казак) в 1650 году как один из передовых форпостов для защиты от нападений башкир. Причина постоянных нападений на Колчеданское поселение была связана с тем, что казаки в ходе стремительной экспансии России на Восток, отторгли эти территории у местного башкирского населения. Наравне с Катайским, Шадринским, Арамильским, Белоярским, Багаряцким и другими, Колчеданский острог входил в опорную Исетскую Линию форпостов, прикрывавшую Исетскую провинцию. Впоследствии острог был переименован в Колчеданскую слободу, затем в село Колчедан. Первыми поселенцами были беглые крестьяне из центра России, а также вольные люди с Волги, Дона и Днепра.
О том, что строительство острога было острой необходимостью в те времена, свидетельствует ряд событий. Летом 1709 года (во время Башкирского восстания в 1704—1711 годах) Колчедан разграбили и сожгли отряды хана Алдербая Исакова (башк. Алдар Исекеев). В 1736 году башкирские отряды Попени и Майдера вновь сожгли Колчедан (в ходе Башкирского восстания 1735—1740 годах), многих колчеданцев угнали в плен и продали в Бухаре в неволю. Башкирские восстания XVI—XVII веков были спровоцированы непоследовательной и противоречивой национальной, религиозной (насильственная христианизация башкир) и экономической (завышенные налоги) политикой царских властей относительно башкирского населения.
Жители Колчедана часто открыто и жестко противодействовали царским и местным властям, пытавшимся как можно сильнее закабалить крестьян. В 1703 году многие Колчеданцы сбежали от облавы А. Демидова, пытавшегося заставить их выполнять заводские повинности. В 1722 году они с негодованием и дубинами выступили против приписки их к Каменскому заводу. Колчеданцы были в центре восстания 1759—1763 годов против приписки их к Сысертским заводам А. Турчанинова, затем в 1774 году в крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачёва и в «картофельном бунте» 1842—1843 годов свободолюбие жителей Колчедана, деревень Соколова и Бурнина выразилось в ставшей широко известной экзекуции над священниками и дьячками, которую они учинили во время, так называемого, «картофельного бунта». Колчеданцы заставили искупаться священников в реке Исеть и передёргивали их под водой между двумя прорубями вблизи деревни Водолазово с требованиями выдать им, якобы намеренно скрытый от них местными властями, царский указ с утверждением вольности крестьян уральцев.
Этот снимок при реставрации у всех получается разного цвета:
Моя реставрация —

Реставратор Прохоров Сергей —

 Реставратор Вальтер Франкхаузер —

Современные снимки:
Анчугов Дмитрий 2005 год —

 Юрий Гладких  2007 год —

 Моё фото без зума (Возможно ещё назад, но при этом присесть.) —

Фото дома вблизи —

 На горе, рядом с точкой съёмки, в траве лежит камень от какого-то памятника —

 Направление на карте —

На Гугл карте —
На Паствью карте —
pastvu.com?g=56.363089,62.204595&z=17&s=yandex&t=hyb&type=1


picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий