Поиск

С. М. Прокудин-Горский. Выходные пласты у Катав-Ивановского завода. 1910 год и 106 лет спустя.


Выходные пласты у Катав-Ивановского завода. 1910 год. Моя реставрация —

 и 106 лет спустя. 2016 год —

Южный Урал. Город Катав-Ивановск.
Снимок сделан в ста метрах от железнодорожного моста через реку Катав. Река прячется справа, сразу за краем снимка. Вид от ж.д. моста —

Железнодорожная насыпь стала выше почти на метр, из-за этого ни один из снимков, сделанных почти с каждой шпалы, не подошёл при совмещении, пришлось подгонять скалы в ФШ. Надо было снимать на корточках.
Свежеобнажённые, цветные выходные пласты, за сто лет выцвели на солнце став серо белыми.
Дальние скалы выветрились, ближние вросли в землю, а по середине осыпались став полностью не узнаваемыми.
Домик на вершине горы не сохранился, но рядом вырос новый. С этой горы в 1774 году Салават Юлаев более трёх дней пускал в заводчан стрелы и пули, но сжечь завод так и не смог. (завод справа за рекой) Сейчас на склоне горы, под домиком, выложен геоглиф "Я люблю Катав", но с этого ракурса его не видно и я о нём узнал уже после поездки, разглядев на карте —

Вдали сейчас появился электрический светофор, в прошлом светофор стоял метров на сто дальше, за поворотом, и он был механическим! Столбики из рельс, слева вдоль дороги, предназначены для тросов управления светофором. В рельсах должны быть отверстия для двух тросов, судя по их отсутствию, удалённое управление светофором так и не было доделано из-за кризиса. Столбики сохранились, хотя в этом месте их и засыпали щебнем, но в траве можно отыскать их макушки.
Напротив точки съёмки, за рекой, находится железнодорожный вокзал —

При советах здесь было пассажирское движение, но после перестройки его отменили, так и не электрифицировав дорогу. Поэтому вокзал стоит наглухо закрытый железными ставнями.
Железнодорожная ветка Вязовая — Катав-Ивановск построена в 1905 году. Интересно что до этого Катав-Ивановский завод был как сапожник без сапог, до крупнейшего производителя рельс не было железной дороги. В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход — строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский – Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент, в середине прошлого века цементное производство перенесли за город и теперь поезда здесь ходят очень редко возя только продукцию литейно-механического завода.
Справа за кадром находится Катав-Ивановский завод снятый Горским со склона горы что слева —

  Направление на карте —

На Гугл карте —
На Паствью карте —
pastvu.com?g=54.760821,58.202715&z=18&s=google&t=hyb&type=1
Фильм о здешних местах с прекрасными пейзажами и фото Прокудина-Горского.
Сказ о железном деле ч 1 —
Сказ о железном деле ч 2 —
Сказ о железном деле ч 3 —
  История Катав-Ивановска.
1755 — Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" — быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 — Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1774 год — Салават Юлаев более трёх дней пускал в заводчан стрелы и пули с Елеоновской горы, но так и не покорил завод. (Елеоновской горы в инете я не нашёл, предполагаю что так раньше называли высокий берег реки Катав, который виден на этом фото слева, это единственная возвышенность с которой до завода могут долететь стрелы.)
1780 — Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова — князей Белосельских-Белозерских.
1782 — При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 — В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1862 год — Громадным наводнением разрушило заводскую плотину, несколько фабричных зданий и до 200 домов стоявших на низменностях, не обошлось без человеческих жертв.
1881 — Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1883 год — Громадным пожаром было истреблено до 700 домов.
1889 — На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1898 — Снова пожаром уничтожено более 500 домов, пострадали и заводские постройки.
1905 — Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 — Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1910 — Катав-Ивановск, по железной дороге, посетил С. М. Прокудин-Горский вместе со своим вагоном-фотолабораторией.
1914 — На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 — Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 — На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр.
1939 — Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 — В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
1947 — Катав-Ивановский завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1951 — Школу перевели в старое здание (около красной больницы, бывший монастырский дом), там был один пятый класс.
1952 — Школа стала семилетней №4. Директором была Землянская Елена Тимофеевна.
1954 — Школу перевели в новое здание Приборостроительного завода. В здании разместился хирургический стационар, затем туберкулезный диспансер, местные зовут её красной больницей, сейчас она заброшена, крыша сорвана ветром, коровы прячутся в ней от жары.
1960 — Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 — Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 — Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 — Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 — Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.


picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий