Поиск

Сверчков Николай Егорович-русский живописец,анималист


Автор — Ахатинка. Это цитата этого сообщения

Сверчков Николай Егорович-русский живописец,анималист

 

«Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт,

наши охоты и путешествия по России»
Н.Е.Сверчков

4310082_Ohotniki_v_stepi__1873__Chastnoe_sobranie (700x436, 211Kb)

Охотники в степи. 1873. Частное собрание

 

 

4310082_RsverCkovPRnikolaIPRegoroviC (700x74, 21Kb)

1817-1898

4310082_Sverchkov_Nikolai_portret (150x224, 4Kb)

Сверчков Николай.портрет

Сверчков Николай Егорович родился в 1817 г. в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Рисовать Николай начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни. В дальнейшем он серьезно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов.

4310082_horse08 (134x200, 11Kb)

Голова лошади

 

Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих "моделей".

Всадник. 1853.Част.собран

Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при АХ. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью.

Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и "Портрет девицы Сверчковой". Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи.

В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
4310082_Vsadnik__1853_chast_sobran (500x428, 117Kb)

Всадник. 1853.част.собран

На академической выставке 1844 г. были представлены его картины "Отдых в поле" и "На конской ярмарке". В этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г. им были созданы литографии "Кирасиры", "Казаки", "Лезгинский эскорт" и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен "Эскизы русского" (1845). Издатель Фельтен выпустил "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен.

Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. "Портрет супруги в амазонском платье на лошади" и "Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы", а также "Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона". В 1852 г. за картину "Помещичья тройка" Сверчков получил звание академика "живописи народных сцен", а в 1855 г. за картину "Дорожные" — профессорское звание.

4310082_Ahaltekinskii_jerebec_Aad (500x354, 58Kb)

Ахалтекинский жеребец Аад

4310082_Doezjachii (496x640, 144Kb)

Доезжачий

4310082_Kycher__1850_Nikolaevskii_myz_im_Vereshagina (500x354, 70Kb)

Кучер. 1850.Николаевский муз.им Верещагина

4310082_Sverchkov_N_E__Seraya_loshad_v_begovih_sanyah_s_sedokom__1849 (500x336, 133Kb)

 Серая лошадь в беговых санях с седоком. 1849

4310082_Loshad_v_begovih_sanyah_s_sedokom (500x271, 58Kb)

Лошадь в беговых санях с седоком

В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др.

 

4310082_V_metel (500x362, 90Kb)

В метель

 

4310082_A_N__Panaeva_verhom_na_loshadi_orlovskorastopchinskoi_porodi_ (700x525, 152Kb)

А. Панаева верхом на лошади орловско-растопчинской породы

Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: "Зимняя охота", "Беркутова охота, бывшая в Москве" (обе 1856), "Эскизы охоты" (1857-58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа.

4310082_Na_medvedya (335x500, 33Kb)

На медведя

4310082_Ohotnik__Prival_na_ohote__Nijegorodskii_hydojestvennii_myzei_Nijnii_Novgorod (699x522, 237Kb)

Охотник. Привал на охоте. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород

4310082_Ohota_na_stau_volkov_s_sanei__1860 (591x377, 142Kb)

Охота на стаю волков с саней. 1860

4310082_Ohotniki_na_otdihe (373x300, 13Kb)

Охотники на отдыхе

4310082_Ohota_na_volka__1873_ (700x496, 192Kb)

Охота на волка. 1873.

4310082_Ohotniki (699x560, 196Kb)

Охотники

В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году" (1866), "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" (1873) и "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье" (1878).

4310082_Viezd_carya_Alekseya_Mihailovicha_na_smotr_voisk_v_1664_gody_fragment__N__E__Sverchkov_1864 (536x374, 110Kb)

Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году (фрагмент). Н. Е. Сверчков, 1864

4310082_Car_Aleksei_Mihailovich_s_boyarami_na_sokolinoi_ohote_bliz_Moskvi__1873 (500x312, 84Kb)

Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873

Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них — "Переход гвардии через Балканы" (1879) — была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.

4310082_Pomeshica_v_pyti__1855 (500x326, 67Kb)

Помещица в пути. 1855

Самобытные картины художника все чаще появляются на выставках, к нему приходит известность. В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» он получает почетное звание академика по живописи народных сцен, а в I855 г. за картину «Грузный экипаж» становится профессором Академии художеств.

Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. В своих полотнах Сверчков не поднимается до глубокого осмысления событий русской истории, но, с присущим ему мастерством, показывает правдивые картины обыденной жизни наших предков. Ныне картины из этой серии — «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» и «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» хранятся в Оружейной палате.

Художник не обошел своим вниманием и батальный жанр. Он пишет большие батальные полотна «Переход гвардии через Балканы», «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 г.». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна.

С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.

4310082_zimnyaya_doroga (552x700, 214Kb)

Зимняя дорога

4310082_Otkyda_drovishki (500x299, 75Kb)

Откуда дровишки

4310082_Napadenie_volkov (425x259, 89Kb)

Нападение волков

 

4310082_Na_Maslenice_ (700x518, 240Kb)

4310082_Vozvrashenie_s_ohoti__1870__Gosydarstvennii_myzei_iskysstv_Gryzii_Tbilisi (463x699, 189Kb)

Возвращение с охоты. 1870. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

4310082_S_hvorostom (699x499, 152Kb)

С хворостом

Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Крестьянские дети». Примечательна история создания рисунков к «Холстомеру» Л.Н. Толстого. Прочитав талантливое произведение, художник написал Льву Николаевичу: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.

В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони — саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.

Сегодня работы Сверчкова экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран,

К А Р Т И Н Ы  С В Е Р Ч К О В А   Н И К О Л А Я   Е Г О Р О В И Ч А

4310082_Aleksandr_III__1881_GRM (251x500, 14Kb)

Александр III. 1881.ГРМ

4310082_11 (700x432, 130Kb)

В конюшне

4310082_V_metel_vozok_zastryal (500x334, 74Kb)

В метель.возок застрял

4310082_Volki_nagonyaut__1864 (500x337, 64Kb)

Волки нагоняют. 1864

4310082_Gyskom_1883_g_ (700x440, 211Kb)

Гуськом 1883 г.

4310082_Dve_loshadi_Chastnaya_kollekciya (396x500, 32Kb)

Две лошади.Частная коллекция

4310082_Gysari_na_perevale_Ymyrgach_ (440x600, 163Kb)

Гусары на перевале Умургач.

4310082_Vozvrashenie_s_ohoti_volgogradsk__myz (421x500, 105Kb)

Возвращение с охоты.

4310082_Zagnannie_loshadi__1879 (300x368, 43Kb)

Загнанные лошади. 1879

4310082_Katanie_v_kolyaske_Aleksandr_II_s_detmi_yaroslavs_myz (500x345, 79Kb)

Катание в коляске (Александр II с детьми).ярославс.муз

4310082_Imperatrica_Mariya_Fyodorovna_na_sankah_zapryajyonnih_paroi (500x301, 60Kb)

Императрица Мария Фёдоровна на санках запряжённых парой

4310082_Viktor_Bobrov_Nikolai_Egorovich_Sverchkov_gravura_fragment (416x550, 140Kb)

Виктор Бобров. Портрет" Николай Егорович Сверчков" (гравюра, фрагмент)

4310082_Vsadnik_v_tyreckom_kostume__Arabskaya_poroda__1863_sverchkov_N_E (399x500, 25Kb)

Всадник в турецком костюме. Арабская порода. 1863.

4310082_Volki__1886 (500x327, 77Kb)

Волки. 1886

4310082_Iz_konushni__1866_penza (344x500, 34Kb)

Из конюшни. 1866.

4310082_Kobila_s_jerebenkom_i_ybitii_eu_volk__1892 (500x354, 90Kb)

Кобыла с жеребенком и убитый ею волк. 1892

 

4310082_Konnii_portret_I_F_Taybe_na_jerebce_Ah (525x640, 153Kb)

Конный портрет И.Ф.Таубе на жеребце Ах

4310082_Konnii_portret_markiza_Traverse_v_kirasirskoi_forme_1871g (523x640, 147Kb)

Конный портрет маркиза Траверсе в кирасирской форме.1871г

4310082_L_A_Tatishev_myzei_Syvorova (407x500, 83Kb)

Л.А.Татищев.музей Суворова

4310082_Oficer__Orlovorostopchinskaya_poroda_Myzei_konevodstva_TSHA (399x500, 22Kb)

Офицер. Орлово-ростопчинская порода.Музей коневодства.ТСХА

4310082_Leibgysar_na_kone_Portret_K_A_Dryjinina_Vologodskaya_kart_gal (500x429, 93Kb)

Лейб-гусар на коне (Портрет К.А.Дружинина).Вологодская карт.гал

 

4310082_Leibgysar_chistit_stroevyu_loshad (411x420, 75Kb)

Лейб-гусар чистит строевую лошадь

 

4310082_6 (583x699, 316Kb)

Мальчик с лошадью

4310082_Loshadi_i_borzie_GRM_SPt (500x348, 78Kb)

Лошади и борзые.ГРМ.С-Пт

 

4310082_naperegonki (700x452, 162Kb)

Наперегонки

 

4310082_Orlovskii_risak_Sokol_na_ezde (500x318, 92Kb)

Орловский рысак Сокол на езде

 

4310082_Ohota_s_borzimi__1889 (524x699, 255Kb)

Охота с борзыми. 1889

 

4310082_Loshadinoe_lakomstvo_Chast_sobr (500x411, 104Kb)

Лошадиное лакомство.Част.собр

 

4310082_Priezd_Boldireva_v_tabyn_Tollya (500x321, 65Kb)

Приезд Болдырева в табун Толля

 

4310082_Otdih_na_ohote__Yaroslavskii_hydojestvennii_myzei_Yaroslavl (700x396, 169Kb)

Отдых на охоте. Ярославский художественный музей, Ярославль

 

4310082_Sin_hydojnika_na_loshadi_1872_g_ (495x600, 139Kb)

Сын художника на лошади 1872 г.

 

4310082_Popalsya_volk__1896 (500x347, 104Kb)

Попался волк. 1896

 

4310082_Troika_zimoi_1888_g_ (700x409, 147Kb)

Тройка зимой.1888 г.

 

4310082_Povozka_s_detmi (523x640, 157Kb)

Повозка с детьми

 

4310082_Portret_imperatora_Aleksandra_II (325x500, 22Kb)

Портрет императора Александра II

 

4310082_Rysskii_ycheniigeograf_A_I_Chihachev_verhom_na_kone_vo_vremya_ego_pyteshestviya_po_Tyrcii_1863_g_ (528x640, 149Kb)

Русский ученый-географ А.И.Чихачев верхом на коне во время его путешествия по Турции, 1863 г.

 

4310082_sverchkovs_jerebenkom (700x505, 272Kb)

С жеребенком

 

4310082_Troika__1865 (500x392, 99Kb)

Тройка. 1865

 

4310082_Troika_na_zakate_mzei_kyltyri_narodov_severa (500x323, 88Kb)

Тройка на закате.мзей культуры народов севера

 

4310082_Troika_1848_g_ (700x471, 168Kb)

Тройка 1848 г.

 

4310082_Y_kabaka_zimoi__1891_Saratov_Myz__hyd__gosyd_im_Radisheva (500x327, 88Kb)

У кабака зимой. 1891.Саратов.Муз. худ. госуд.им.Радищева

 

4310082_Spyashaya_devyshka__1853_etud_Omsk (500x387, 81Kb)

Спящая девушка. 1853.этюд.Омск

 

4310082_Yamshik_na_troike (371x500, 31Kb)

Ямщик на тройке

 

Источник:
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/animal_art/sverchkov/sverchkov_33.html

http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=325
http://www.varvar.ru/
фотоальбом с работами художника Сверчкова:
http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/8878/

 

4310082_ahatinka (250x167, 33Kb)

Ахатинка

Никнейм Ахатинка зарегистрирован!

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий