Поиск

Возвращенное имя


Недавно я наткнулась на воспоминания оператора фильма «Сережа» Анатолия Ниточкина о том, как режиссеры фильма работали с исполнителем главной роли Борей Бабочкиным. Текст очень интересный не только для зрителей, но и для режиссеров. Но сейчас не об этом.

Ниточкин пишет: «Его привела ассистентка режиссера Рауза. С ним поговорили, сфотографировали и…не заинтересовались… Правда, он приглянулся второму режиссеру Джанетте Тамбиевой…». В итоге именно этого мальчика утвердили на роль, он с ней блестяще справился, а фильм путешествовал по фестивалям и любим зрителем до сих пор. Но для меня эта история стала совсем иной с того момента, когда я дошла до фамилии Тамбиева. Кто такая? Кабардинка ли? Потомок ли тех самых дворян Тамбиевых?

Надо сказать, что информации в интернете о ней совсем мало, и если ты не историк кино, то сложно что-то найти, потому что даже в большом советском «Кинословаре» нет статьи, посвященной ей. И все-таки по тем небольшим сведениям, что удалось собрать, можно составить определенное представление об этой женщине.

Она действительно кабардинка – одна из семерых детей Атуша Тамбиева. Родилась в 1912 году в ауле Старо-Абуковском, сейчас его нет – на его месте находится Первомайск (городской округ Минераловодский). По некоторым сведениям ее отец был скотоводом, но на самом деле принадлежал к дворянскому роду Тамбиевых. именно это последнее обстоятельство в итоге и забросило Джанет (иногда ее имя пишут как Женет) в Москву. Родители были высланы на север, братья и сестры разлучены друг с другом. Окончив 9-летку и обучившись на счетовода, Джанет уехала в Москву. А там случай сыграл свою роль – она стала бухгалтером на «Мосфильме».

Когда читаешь сухие факты, кажется, что это какая-то сказка: от бухгалтера до директора фильмов и второго режиссера. Наверняка, все было не так гладко и просто, но мы можем об этом только догадываться. Легенды киномира приписывают именно ей открытие таких имен как Вера Васильева и Олег Янковский: работая ассистентом режиссера на съемках «Сказания о земле Сибирской» с Иваном Пырьевым и режиссером на «Щит и меч» с Владимиром Басовым Джанет Атушевна вроде настояла на том, чтобы режиссеры посмотрели этих артистов. Но совсем не легенда то, что именно она нашла Владимира Трещалова на роль Лютого в «Неуловимых мстителях»: Тамбиева обходила выпускные спектакли театральных вузов, и на одном из них, в школе-студии МХАТ, заметила харизматичного артиста. И маленький Боря Бабочкин в роли «Сережи» — тоже несомненный успех Джанет Атушевны. В данном случае легенды лишь подтверждают то, что у нее был большой авторитет и в ее умение «увидеть» артиста, в талант искать кадры (кастинг, как говорят сейчас), верили в киномире очень многие.

Не легенда и то, что она работала с такими мэтрами советского кино как Георгий Данелия и Игорь Таланкин, Иван Пырьев, Сергей Юткевич, Александр Алов и Владимир Наумов, Иосиф Хейфиц, Александр Митта. Впервые в качестве помощника режиссера она поработала с Всеволодом Пудовкиным во время Великой Отечественной войны, он раскрыл ее, увидел в бухгалтере прекрасного организатора съемочного процесса, продюсера, говоря современным языком. С ним Тамбиева работала над картинами «Убийца выходит на дорогу», «Русские люди», «Адмирал Нахимов». Ее дуэт с Владимиром Басовым стал очень плодотворным не только для них обоих, но и для отечественного кинематографа вообще, вместе они работали над фильмами «Тишина», уже названный «Щит и меч», «Битва в пути».

Читаешь обо всем этом и не верится: с одной стороны, ощущение какой-то нереальности, ведь все перечиленные имена – это какой-то кинокосмос: с другой стороны, все это становится таким близким благодаря присутствию всего лишь одной кабардинской фамилии – Тамбиева. И за фамилией – целая судьба, и не только ее собственная, но и семьи, фамилии, народа. Изучая те скупые факты, что смогла найти, я постоянно вспоминала о других женщинах, принявших на себя бремя исторических катаклизмов, женщин со сложной судьбой, но с незапятнанной честью и достоинством. Такими были и Евгения Джамурзовна Налоева, и Нина Измаиловна Лафишева. Их истории очень разные, но в одном их судьбы очень схожи – в страданиях, которые они и их семьи приняли из-за своего происхождения.

Безусловно, Джанет Атушевна Тамбиева была из поколения великих женщин – стойких, ярких, благородных, в чьих судьбах – отпечаток истории страны. И пусть ее имя редко упоминается на сайтах и в справочниках, но она оставила о себе хорошую память и не один десяток фильмов. Жаль только, что я узнала о ней так поздно: не расспросишь уже ни о чем, не прикоснешься рукой, не поговоришь на кабардинском, на котором, наверное, многие годы ей не с кем было разговаривать… marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий