Поиск

Автор? Пароход «Тагил» у пристани Городского Парка. 1920 год и 95 лет спустя.


 Средний Урал. Город Нижний Тагил.
Пароход был построен в 1837 году в Выйском механическом заведении при Выйском медеплавильном заводе к приезду на Нижнетагильский завод наследника престола цесаревича Александра Николаевича. На 30-метровом судне была установлена паровая машина мощностью 15 лошадиных сил. Автором проекта был тогда ещё крепостной механик Фотий Ильич Швецов, а руководили постройкой знаменитые отец и сын Черепановы. Пароход был спущен на воду Выйского заводского пруда, где его резвый бег и имел возможность наблюдать будущий император в компании своего воспитателя Василия Андреевича Жуковского и Анатолия Николаевича Демидова.
После отъезда цесаревича пароход был перевезён в Тагильский пруд и подвергнут "глубокой модернизации". На пароход были установлены более мощная паровая машина, кабестан, нарощенны борта, улучшено управление. Тогда же пароход получил своё имя — "Тагил". С 1846 года "Тагил" активно используется для проводки барж с металлом из Нижнетагильского завода на так называемый "подливной" завод в Черноисточинске по рекам Тагил и Чёрная. За всё время эксплуатации пароход несколько раз усовершенствуют.
В 1895 году, с пуском в строй Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги, водный путь между демидовскими заводами становится нерентабельным, и "Тагил" переоборудуют в прогулочный. Первоначально им пользовался только юный Анатолий Павлович Демидов (младший сын Павла Павловича и любимый внук Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной), но с отъездом недоросля на учёбу в Петербург, судно передали в аренду купеческому клубу.
В 1919 году "Тагил" отремонтировали и он почти десять лет работал на перевозке пассажиров через акваторию городского пруда.
В начале 30-х пароход ставят на капитальный ремонт. Ветерану планируют заменить машину и гребной механизм, перестелить палубу. Однако, смета не устраивает городской совет. Из-за недостатка средств депутаты предлагают передать пароход городскому краеведческому музею в качестве экспоната. Но у музея денег тоже нет. В 1932-м "Тагил" становится на свою последнюю стоянку у пристани Городского Парка. Трудящиеся города несколько раз обращали внимание властей на состояние парохода, требовали отремонтировать его и пустить в эксплуатацию.
Весной 1937 года изрядно обветшавший "Тагил", был сорван со стоянки вешними водами и затонул в нескольких метрах от берега.
Попыток поднять пароход не производилось.
История парохода от сюда —
http://history-foto.livejournal.com/21166.html
http://www.oblgazeta.ru/zemstva/25177/
Вид на точку съёмки со стороны (белый постамент у правого края снимка) —

 Направление на карте —

На Гугл карте —
https://goo.gl/maps/ewG5xm8pGKv
На Паствью карте —
pastvu.com?g=57.904278,59.951955&z=18&s=google&t=hyb&type=1
  История Нижнего Тагила. (Тагил — манс., букв. много воды)
1696 — В районе горы Высокой обнаружена медная и железная руда. Тагильская поговорка «Была гора Высокая — стала яма глубокая».
1722 — На Выйском заводе была получена первая продукция — чугун. Позже известный под товарным знаком «Старый соболь».  Этот год считается датой основания Нижнего Тагила.
1725 — Первый чугун отлит на Нижнетагильском чугуноплавильном заводе.
1729 — Пожар на Выйском заводе.
1740 — Открыта «цифирная школа»
1806 — Школа преобразована в Выйское заводское училище.
1818 — Построена пожарная каланча (сторожевая башня) на Лисьей горе.
1833 — На Выйском заводе Черепановы построили первый в России паровоз.
1835 — На Лисьей горе, рядом с башней, возвели обсерваторию для наблюдения кометы Галлея.
1837 — На Выйском медеплавильном заводе построен пароход "Тагил". На центральной площади установлен памятник Н.Н.Демидову.
1840 — Староверов силой выгнали из тогда ещё деревянной Троицкой церкви и установили православный крест.
1855 — Установлен памятник А.Н.Карамзину.
1862 — Заложен Собор Александра Невского.
1877 — Заложена каменная Троицкая единоверческая церковь.
1895 — Открыт памятник Александру II на торговой (Базарной) площади.
1900 — На Выйском заводе появилось электрическое освещение.
1908 — Фотограф Анна Андреевна Шестакова построила свой дом-фотостудию.
1909 — Нижний Тагил фотографировал С. М. Прокудин-Горский.
1916 — Остановлен Выйский завод, из-за полного истощения рудной базы.
1918 — За город сражались 10 тысяч красных, против 6 тысяч белых. Среди белых было убито 400 чехословацких легионеров. При отступлении красные упёрли с центральной площади памятник Н.Н.Демидову. Памятник Александру II, переделали в гипсовый памятник "Павшим за свободу". Выйский завод национализирован, оборудование пошло в плавку на Нижнетагильском заводе.
1919 — Белые отбили Нижний Тагил у красных, восстановили памятник Александру II. Но несмотря на это завод получает статус города постановлением Екатеринбургского военно-революционного комитета.
1920 — Красные вернулись и опять переделали памятник Александру II, на этот раз в чугунный памятник "Павшим за свободу".
1924 — В Москве на электролитном заводе переплавили тагильский памятник Н.Н.Демидову.
1926 — Появился первый радиоузел.
1931 — Памятник "Павшим борцам за свободу" был заменён на памятник И.В. Сталину.
1932 — Начато строительство  «Уральского вагоностроительного завода». В годы Великой Отечественной войны на нём произведена большая часть всех выпущенных танков Т-34.
1934 — Закрыта Троицкая единоверческая церковь.
1936 — С конвейера сошёл первый грузовой вагон.  Состоялась закладка первой мартеновской печи.
1937 — Затонул пароход "Тагил". Пущен первый трамвай, при прокладке рельс для него разобран памятник А.Н.Карамзину.
1938 — Начал работать автотранспортный, механический и фасонно-литейный цеха.
1939 — Открыт учительский институт — первое высшее учебное заведение города.
1940 — Закрыт Собор Александра Невского. Заводская ТЭЦ дала первый ток. Построен Нижнетагильский металлургический завод (НТМЗ) потом ставший комбинатом (НТМК)
1942 — Освоено производство снарядов для фронтовых «Катюш».
1943 — Башня на Лисьей горе получила статус памятника архитектуры.
1944 — На «НТМЗ» были построены чугунолитейный и кузнечный цеха.
1945 — 7 мая, на территории Выйского завода, введена в эксплуатацию кондитерская фабрика, а в День Победы на столах тагильчан появились первые местные сласти.
1946 — Нижний Тагил включен в число 20 городов СССР, подлежащих атомной бомбардировке, согласно плану войны против СССР (План «Totality»)
1956 — В башне на Лисьей горе оборудовали любительский телевизионный ретранслятор. Уничтожен памятник Сталину.
1971 — Город награждён орденом Трудового Красного Знамени.
1989 — Открыт Собор Александра Невского.
1990 — Начато производство танков «Т-90».
1990 — На базе техникума ( который начался как «цифирная школа») создан Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е. А. и М. Е. Черепановых.
1991 — Открыта Троицкая единоверческая церковь.
2007 — На месте памятника Александру II, установили памятник Н.Н. Демидову.
2015 — На Лисьей горе проведены масштабные восстановительные работы для создания крупного туристического объекта в рамках проекта Самоцветное Кольцо Урала.
Ещё фотосравнения по Тагилу —
http://fototerra.ru/Russia/Nizhnij-Tagil/S-Z-8945.html
http://fototerra.ru/Russia/Nizhnij-Tagil/S-Z-8946.html


picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий