Поиск

Летом – летать!


В тех северных широтах, где рождается и выживает русская культура, оттепель не всегда означает приход весны, а лето не обязательно будет долгим и теплым. Тем острее проживаются эти мимолетные мгновения свободы, творчества и любви.

Главным событием лета 2018 года стало «Лето» Кирилла Серебренникова – фильм, который, в общем-то, не о роке и не о Цое с Науменко – он о нас, о стране, о тех коротких полетах некоторых людей, меняющих всех вокруг. Режиссер создает атмосферную картину, даже уютную, несмотря на коммунальный быт, социальную неустроенность, полную неясность грядущего и бунтарский дух. Теплоту «Лету» придает и не скупое питерское солнце. Уют этот – в отношениях людей, в их полном принятии друг друга, в честности и каком-то особом кодексе чести, который все они понимают без слов.

По степени «закрытости» мира, показанного в фильме, «Лето» можно сравнить с «Довлатовым» Алексея Германа мл.: посвященные зрители без фамилий по одним именам или прозвищам узнают и то, о ком идет речь, и то, что этот человек значил в определенных событиях. Но фокус обеих картин в том, что даже если ты ничего не знаешь о главных или второстепенных героях, о рассказанных историях, не можешь сравнить правду и вымысел или если тебя не привлекает показанное время, для тебя эти фильмы все равно становятся событиями. Словно тебе посчастливилось попасть на закрытый «квартирник» — а мы даже сейчас понимаем, что это событие! И не важно, что на нем происходит – рок-концерт или Иосиф Бродский в последний раз перед эмиграцией читает свои стихи, но ты теперь тоже посвящен в тайное общество, и от чувства сопричастности твои эмоции зашкаливают. Поэтому теперь это не просто фильм – теперь это в какой-то степени история о тебе самом.

В «Лете» удивляет многое – и тонкая игра Ромы Зверя в роли Майка Науменко, и блестящий саундтрек (ставший лучшим на Каннском кинофестивале), и красота Ирины Старшенбаум в роли Наташи. Но самое удивительное в фильме Кирилла Серебренникова – это интонация, которую он выбрал. Сочетание ностальгии, иронии, сосредоточенного всматривания в события и лица придают «Лету» такую легкость, что кажется, ты вместе с фильмом можешь разбежаться и полететь. И не будет конца этому чувству невесомости. И так странно соотносить это ощущение со знанием о том, в каких условиях режиссер завершал съемки и монтаж. Такое чувство свободы вопреки всему – качество больших художников.

Режиссер поставил в центр своей картины двух героев: все происходящее – это взаимоотношения Майка Науменко и Виктора Цоя. Один – ребенок ленинградских интеллигентов, уже признанный авторитет в своем кругу, блестяще знающий современную западную музыку, другой – ПТУшник, новичок и скромный бунтарь. Но оба они, по Серебренникову, и есть свое время. И то ли личность создает эпоху, то ли эпоха призывает тех людей, которые ей нужны, но когда уходят они – заканчивается их эпоха.

«Лето» получился сказкой о времени, которое многие еще помнят, но до которого уже не дотянуться. Мифом, правдивость которого не так важна, как само его существование. Это не жизнеописание, не хроника и не документальное кино, поэтому стоит позволить себе отрешиться от реальных фактов и окунуться в летящее лето. На балтийском берегу оно по-особенному долгожданное, стремительное и пьянящее. marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий