Поиск

Неэффективность реверса. Послесловие


Напишу эту статью, чтобы закончить тему о реверсе и проблематике его использования российскими и не только, и не возвращаться больше.

В прошлой записи я привел цитату с форумавиа.ру в которой некто Petruha_89 сравнил меня с "известным летчиком-испытателем" (имеется в виду М.Толбоев, безапелляционные суждения которого среди авиаторов получили общее название "толбоебизмы"):

Все верно. В диалогах с Романом RR-Navi я так и говорил — мне известна проблема, что многие пилоты 737, увы, не в курсе, что то положение рычага реверса, которое они считают положением максимальной обратной тяги, на самом деле таковым не являются. Эту мою фразу он и передал на форумавиа.ру, где, конечно же, она не могла не получить резонанс. Давайте пробежимся:

Ballu
Вам Денокан ещё не то напишет!Как это он ещё не прошелся, что пилоты старые были с русской технике и ваще ничего не соображали!А уж CRM у них никакого не было!!Старая песня…..пусть он в Китае об этом поёт…

Petruha_89
Не могу поверить, что многие пилоты этого не знают. Используют или нет — это другой вопрос

antonov_24
Не знаю кто чем крутил, повторюсь МАХ реверс и на классических 737 был. Для эксплуатирующих 737 это не было новостью. Может в пустыне подтормаживают?

duradex
Что за истерика? Разве кто-то здесь утверждал, что нет МАХ реверса?

Дым_Дымыч
«Слабая» эффективность реверса актуальна для сухой полосы из за работы системы Autobrake ( автомата тормозов) — разница пробега порядка 400 футов (около 130 метров). А вот на мокрой полосе даёт существенный профит. И да. Есть режимы «малого, нормального и максимального» реверса. Все пилоты 737 об этом знают, только не всегда используют максимальный — для комфорта пассажирам ( при соответствующих условиях).

FL410
Не думаю, что кто-то из летающих на бобике не знает про режимы реверса. Другой вопрос — как реверс применялся.

простой пилот
Пальцем ткните на того, кто это говорил.
Речь изначально шла о том, что реверс на 737 значительно слабее 154, 204 и 757.
Если уж идти по тропе Денокана, то получается только он знает конструкцию реверса 737, а остальные летчики не знают. И не только в России, но и во многих странах мира. Где? Посмотрите статистику выкатываний 737 при посадке в дождь. Что, все не знали про реверс, или силенок не хватало дернуть РУР? Млин, надо Денокана мировым инструктором сделать, пусть учит всех, как реверсом на 737 пользоваться. А то все неучи, он один в белом на коне.

В общем, взыграло. Рад, что столь много пилотов на самом деле об этом знают и не имеют ни малейшего сомнения в знаниях других. Правда, я не уверен, что каждый из них потратил много лет на проверку знаний других пилотов, а также, вел общественно-публистическую деятельность, в результате чего имел возможность получать много вопросов от пилотов совершенно разных авиакомпаний, провести собственное миниисследование характерных заблуждений.

* * *

Не суть. Я привел их высказывания для того, чтобы создать нужный фон истине.

А суть в следующем комментарии:

би76

Спросил своих про максимальный реверс на 737. Меня начали убеждать, что это и есть положение 2. Инженер по СД сказал, что да, есть максимальный реверс, но при изучении о нем было сказано вскользь.

Наиболее подкованный пилот-инструктор, пока не нашел страницу с описанием положения рычагов РУР и описанием работы максимального реверса, также уверял, что нет никакого отдельного режима реверса. Потом сдался и обещал проверить его работу. Одним словом есть проблемы в консерватории (наша а/к первый 737 получила 25 лет назад).
И мне кажется, что проблема не столько в теоретической подготовке пилотов и инженеров.

Раз есть режим нормального и максимального использования реверса, то должно быть описание, в каких случаях его можно или нужно использовать. Как понял — этого в рукдоках Боинга нет, поэтому никто толком ничего не знает об этом. Или я ошибаюсь?

Спасибо! Серьезно — большое спасибо за то, что вы лишний раз эту проблему вскрыли и не побоялись вынести ее на обсуждение.

Безусловно, все высказавшиеся выше специалисты тут же бросились извиняться наперебой показывать, где в документах Боинга написано, в каких случаях применяется максимальный реверс…

Тьфу, да о чем это я? Нет, конечно! Никто не бросился.

Хотя попытки были:

antonov_24 привел цитату из общих рекомендаций по использованию реверса, я приводил их в предыдущей записи:
Чтобы разобраться должен иметься FCTM
“After touchdown, with the thrust levers at idle, rapidly raise the reverse thrust levers up and aft to the interlock position, then to the number 2 reverse thrust detent. Conditions permitting, limit reverse thrust to the number 2 detent” — косвенно это говорит о том что если условия не позволяют, тащите дальше до max.

В ту же степь, то есть, те же общие рекомендации привел чуть позже и Petruha_89.

Хех. На то они и общие, чтобы были еще и более конкретные. Возможно, я плохо читал ту ветку на форумавиа, но вроде бы никто так на вопрос би76 и не ответил.

Печаль.

* * *

Итак, в каких случаях Боинг рекомендует использовать максимальный реверс на боинге 737? Да это же элементарно — открываете FCTM и по ключевой фразе "maximum reverse thrust" ищете результаты.

Примечание: не все разделы ниже процитированы полностью. В некоторых я лишь вырезки из экрана с целью примеров.

Конечно же, максмимальный реверс нужен тогда, когда критичны условия на посадке из соображений располагаемой посадочной дистанции:

Максимальные реверс позволяет снизить нагрузку на тормоза и, как следствие, их нагрев. Перегрев тормозов, как известно, штука серьезная.

А это цитата из рекомендаций по выполнению посадки с превышением максимального посадочного веса:

Когда самолет мчится на большой скорости, а закрылки выпущены на небольшой угол или не выпущены совсем, использование максимального реверса тоже может быть полезным:

* * *

В 90-е людей учили отвечать за свои слова. Я готов ответить за каждое, а если где-то окажусь не прав, с легкостью извинюсь и скажу "спасибо"! Мне нетрудно. Но так как в авиации я довольно-таки давно, людей многих повидал, то симметричного поведения не жду.

Повторюсь, я несколько лет своей жизни потратил на изучение характерных заблуждений в практике полетов на Боинге 737 и борьбе с оными различными способами. Тот, кто давно читает мой блог, мои методически материалы, в курсе всего этого. Тот же, кто читает "со стаканом в руке"…

Честно скажу — от того, что я задеваю чье-то гордость или самолюбие, мне ни холодно ни жарко. Это не та отрасль, где это имеет значение. Замалчивание, незамечание проблем приводит к случаям, подобно тому, что произошло в Сочи. К слову, реверс там сыграл свою роль, хотя и не из-за характерных заблуждений.

Но об этом расскажут в расследовании, я не имею морального права писать о том, что узнал.

В общем, делайте выводы сами.

Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube

Канал "Небесные истории" на Яндекс.Дзен

FLY SAFE NEW 250.jpg denokan.livejournal.com

Добавить комментарий