Поиск

Как скейтбординг появился в Советском Союзе


d8c666d66b8c85b00b7f7b46ae3fec2e.jpg

Зачатки скейтборда как явления обозначились в СССР в конце 1970-х годов. Доски попадали сюда в небольшом количестве, как правило, в качестве подарков и сувениров из командировок и заграничных поездок.
Некоторые энтузиасты пытались делать скейты самостоятельно — в молодёжных журналах «Юный техник», «Умелые руки», «Моделист конструктор» периодически публиковались подробные чертежи для изготовления дек, подвесок и колес для скейта (хотя тогда в прессе он проходил под диковинным названием «асфальтовый сёрфер» или «роликовый самокат»).

e2acafe3bed1edbcff7d1304a8424319.png
СХЕМА «САМОКАТА» приложение к журналу «Юный техник»

Позже выпуск «роликовых досок» освоили крупные предприятия и оборонные заводы, переориентировавшиеся на продукцию массового производства.

Промышленное производство началось с Прибалтики, где на одном из заводов был налажен выпуск скейтов RULA. Сейчас невозможно сказать, что послужило толчком, но сразу несколько фабрик и оборонных предприятий начали массовое производство скейтов. Скейты производили в Риге («Ripo»), Таллине («Rula»), Ленинграде («Лидер» и «Вираж» со стеклопластиковой декой), Киеве («Вираж» с резиновыми «подметками»), Краматорске («Восток»), Пензе («Старт»), Рыбинске («Скат», «АПОМ (РПОМ)»), Казахстане («Зафак»), Белоруссии («ЖМЗ») и другие.

d83a5a30a98b7911328f299aa493fd62.jpg
945656d96ea0d8c802788dff64e690e0.jpg
120646f02b465d36bea6dc5ec11f700c.jpg
ad7aa60470157f446589841d3f89591a.jpg
a12985224eb40bece2a66c72f13fde0e.jpg
ae0f746ece6afb76867833dc574e2a2e.jpg

К середине 1980-х доски массово выпускались уже во многих городах Союза: Риге, Ленинграде, Вильнюсе, Рыбинске, Пензе, Таллине и даже Молдавской и Казахской республиках.

762dd2d31026372d4aad40895b7b4a8e.jpg

Примерно тогда же скейтбординг получает статус вида спорта в СССР, в городах открываются клубы и секции, начинают работу региональные федерации скейтбординга. Эпицентрами развития нового спорта являлись крупные мегаполисы — Москва, Ленинград, Рига, Харьков и прежде всего Саратов, ставший, по сути, столицей скейтбординга в СССР.

Именно здесь проходили самые крупные и организованные соревнования в Союзе, с большим количеством спонсоров и участников, и выпускался первый советский специализированный журнал «Скейт-новости».

2004e8bb924131df80198912d2803b05.jpg

Скейтборд в цирке и кино
В то же время скейтбординг начал проявляться и в массовой культуре — советском цирке и кино. Ещё в 1976 году циркач Анатолий Калинин, увидев в иностранном журнале необычный снаряд, решает попробовать использовать его в своих представлениях.

Руководство долго сопротивлялось идее запустить новую цирковую программу — в итоге на административные разбирательства и разработку номера ушло девять лет. Калинин сам пытался собирать доски, искал материалы и крепления, в конце концов вышел на завод в Прибалтике, который выпускал скейтборды. В 1985 году он, наконец, презентовал свой номер «Акробаты на скейтбордах» в Тульском цирке.

Так ,например, как описывают цирковое представление в журнале «Советская эстрада и цирк» в номере 1986 года: «Такой аппарат даже для Калинина, проработавшего долгое время эквилибристом на катушках, представлял определённые трудности. Своевольная, выпрыгивающая из-под ног доска подчинилась не сразу. Не сразу она принесла радость и успех, о котором сейчас без сомнения говорят и артисты и специалисты цирка.

930b85e89b995f39ed65420680a10bdf.jpg

Один, два, три, четыре — девять юношей и девушек стремительно выкатили из форганга и, набирая скорость, закружились по манежу. Глазу трудно уследить за движением каждого, и диву даёшься, как это они умудряются не столкнуться, а наоборот, съезжаясь и разъезжаясь, парами и в одиночку, меняя траектории серпантинных дорожек, сплетают пёстрый озорной хоровод. Ровно гудит под колесиками твёрдое покрытие. Современные аппарат, музыка, костюмы образуют стилевое единство выразительных средств. Поэтому, с первых же минут захватывая внимание зрителей, до последнего момента выступление артистов впечатляет новизной, свежecтью».

Понять, как примерно выглядела программа выступления труппы Калинина, можно из этого архивного видео, датированного 1996 годом. Арсенал трюков впечатляет — прыжки с трамплинов, сальто-мортале через себя, выход безумного клоуна. Что характерно, доски у артистов жёстко закреплены на ногах на манер сноубордических креплений.

4c7af4a0e5e62e9c44edcdea95c41454.jpg
Сцена из фильма «Курьер»

Свой след оставил скейтбординг и в позднесоветском кинематографе — в фильмах «Курьер» со знаменитой сценой слалома на Воробьёвых горах и «Приморский бульвар», на съёмки которого пригласили главных скейтеров Союза. Ещё раньше скейтборд эпизодично появлялся на экранах в кинолентах «Поезд со станции детства» и «Подслушанный разговор».

сцена со скейтбордистами с 5.30

Тут стоит сказать, что основным направлением катания на скейтборде в СССР был не привычный сегодня стрит, а различные варианты слалома и фристайла. Стритовое катание на досках советского периода была просто невозможно — геометрия их дек и подвесок не предусматривала прыжков и трюков. Поэтому все соревнования и контесты проводились в основном в слаломных дисциплинах — параллельном, линейном и специальном.

31b8c4ebced9ab39bb07cb79ac5b225f.jpg

При этом советские слаломисты выезжали на соревнования в Европу и регулярно брали призовые места — прежде всего, Анатолий Мацукевич из Ленинграда, чемпион СССР и Европы, занимавший высокие места в мировом рейтинге слаломистов.

8a0ae1e5b86320b19ed917a9b3de6c60.jpg

Одни из самых крупных соревнований по скейтбордингу в СССР прошли в 1991 году, когда в Саратов на Кубок Союза приехало более 130 скейтеров. Спонсорами соревнований выступило российское представительство «Пепси-Колы» и предпрития из других городов-участников.
На набережной Волги было построена рампа для гигантского слалома и мини-рампа, два скейт-дрома и оборудование для организации контеста по стритстайлу.

b962903c466b238ea546277a81631f0a.jpg

Кроме того, соревнования серьёзно освещались в прессе — британском скейт-журнале RAD, «Комсомольской правде» и «Советском спорте». Наконец, впервые появляется скейт на национальном телевидении — в передаче «Марафон-15». Вот тот самый искрометный репортаж Сергея Супонева с места событий.

С началом перестройки ситуация стала кардинально меняться. Сыграла свою роль открытость информации — те же американские фильмы о скейтборде показали, что советские доски совсем не отвечают реалиям современного скейтбординга.

Слалом начал отходить на второй план, и на смену ему постепенно приходит стритовое катание. Своё пропагандистское дело сделал приезд в Москву американской группы скейтеров в 1989 году, снимавших репортаж о советском скейтбординге для журнала Thrasher.

80992d1791f1666f49986d3baaa54c3a.jpg
Thrasher в Москве около Университета. 1989 г.

Американцы показали советским скейтбордистам, что такое настоящее стритовое катание и что из себя представляют скейтовые трюки, а кроме того оставили советским скейтбордистам свои доски.

35b41e27cb2d32b6e43fb8ed750584f6.jpg

bbc6da1465fe16308b5a596ca7054fc8.jpg
Номер Thrasher о поездке в СССР.

По сути, с этого момента начинается новая эра отечественного скейтбординга, но это уже совершенно другая история…

5259effefd554e282f51065b0f33e8e4.jpg

И, на «сладкое», трек из известной серии “Спорт и музыка”. Зигмар Лиепиньш — “Пульс 2”. Диск был выпущен в 1985 году. Как сказано в аннотации: “Данная грампластинка продолжает серию изданий, разработанных фирмой “Мелодия” совместно со Спорткомитетом СССР, и может быть рекомендована для проведения тренировочных занятий, соревнований и других форм активного отдыха”.
А латышский слаломист на обложке намекает нам на одну из областей применения данной музыки. Слушаем достаточно популярную в свое время музыкальную композицию.

(#.)

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий