Поиск

Станция 21 века от РЖД


Сегодня в железнодорожной жизни Москвы два больших изменения: поезда Аэроэкспресса стали останавливаться на Окружной, так что жители севера теперь могут доехать до Шереметьево и обратно без поездки в центр; впервые с 1985 года (без учёта МКЖД) в Москве открылась новая жд платформа – Новохохловская с пересадкой на МЦК. В моей голове эти события наложились друг на друга, поэтому я сначала поехал на Окружную снимать новую платформу, ошибку осознал лишь на полпути.

К РЖД есть очень много претензий по содержанию и удобству станций с вокзалами. Я как раз недавно писал, что текущая инфраструктура пригородно-городских электричек больше похожа на поле боя, чем на удобное место для пассажиров. Здесь же ничего не мешало сделать хорошо, ведь всё создавалось с нуля. Также эту платформу можно считать тестовым экземпляром перед масштабной программой обновления инфраструктуры в рамках проекта жд диаметров.

Пересадка
Платформа Новохохловская появилась рядом с одноименной станцией МЦК. МЦК же стало основной причиной появления платформы – существующая ранее станция Калитники находится в 1,5 километрах от кольца:

Удобные пересадки – один из ключевых элементов эффективной работы общественного транспорта, особенно магистрального. Здесь есть много тонкостей, но ключевые факторы – расстояние и доступность пути от двери до двери. Никто не любит далеко ходить, плюс это объективно увеличивает время в пути. С уличным транспортом проблема решается относительно просто: можно сделать несколько платформ и нужная остановка будет в 3-10 метрах от вас, а можно вообще завести маршруты на одну остановку, тогда вообще не придётся куда-либо идти. С внеуличным транспортом всё намного сложнее, но были придуманы вертикальные пересадки: сверху одни пути, снизу другие и так далее. Вот здесь хорошо видно, что всё рядом и подсознательно понятно:

фото Ильи Варламова

С Новохохловскими такой трюк не удался, хотя развязка в двух уровнях имеется:

фото Стройкомплекса Москвы

При реконструкции МЦК под пассажирское движение, кольцо по сути разбирали и собирали заново – вполне можно было предусмотреть платформу на мосту и створ с будущей платформой Курского направления. Но этого сделано не было, как и не было сделано много других важных вещей: сегодня суточный поток 54-километрового МЦК с трудом дотягивает до 500 тысяч человек и сопоставим с пассажиропотоком полупустой и неторопливой 15-километровой Филёвской линии метро. Слишком часто на кольцо и с кольца неудобно попадать на другие направления железной дороги, метро и уличный транспорт. Чтобы попасть с одной Новохохловской на другую нужно подняться, спуститься, пройти 200 метров и опять подняться:

Путь трудный и долгий, зато с сухими ногами – на всём пути есть навесы:

Не совсем понятно, почему не затемнили крышу длинного участка. Также можно было сделать прозрачную ветрозащиту хотя бы с одной стороны:

Для сравнения, похожий навес на Партизанской от московского дептранса с затемнённой крышей, стеклом и сидушками:

На полпути появился небольшой павильон с магазинами, кафешками и бесплатным туалетом – за это плюс:

Люди довольно субъективны, время может пройти очень быстро с интересным фильмом, а может показаться вечностью на какой-нибудь скучной лекции. Поэтому во время длинных поездок и пересадок нужно повышать интересность. Идти просто вдоль навеса довольно угрюмо, а тут имитация жизни с витринами, вывесками и чем-то необычным уже намного лучше. Также встроенный бизнес помогает поддерживать инфраструктуру и может даже частично окупать содержание.

Туалет не самый лучший, но всё исправное и относительно чистое:

До парковки и остановки общественного транспорта навеса нет – такое деление пассажиров на достойных и не очень довольно обидное:

Для сравнения, вот хаб на окраине Варшавы – дойти от любой точки до всех видов транспорта можно под навесом:

В целом благоустройство довольно странное: много пустоты, непонятных дорожек и ни одной скамейки.

Вокруг таких пересадок обычно вырастает недвижимость с рабочими и жилыми местами – транспорт стимулирует развитие территории. Часто за счёт повышения стоимости земли города окупают инвестиции в общественный транспорт. Новохохловские же сделаны среди пустыря. Надеюсь, это временное явление.

Ещё надеюсь, что вход станции МЦК очистят от визуального мусора, объявлений и кондиционеров. Такое чувство, что заходишь через какой-то чёрный вход со двора:

Новая платформа
плюсы
Здесь везде эскалаторы и лифты, станция доступна для маломобильных – большой плюс.

Также продуман путь человека в коляске или сумкой внутри комплекса – широкие турникеты будут не где-то сбоку или в дальнем конце вестибюля, а напротив лифта:

Было бы круто поставить кнопки открытия дверей у лифтов, а лучше – вообще убрать лишние двери. Но в отличие от метрополитена, эти двери открываются легко.

Павильон получился светлым и просматриваемым – никаких тёмных узких лабиринтов, явно +

Снаружи павильон тоже смотрится лучше 99% новых объектов РЖД. Не фонтан, и не дотягивает до исторических станций, но хотя бы не вызывает отторжения:

В компании явно перескочили с уровня архитектуры 1980-1990 годов на начало 2000-х:

Внутри тоже отошли от привычного дешёвого металла или плитки в серо-красных цветах:

У станции есть своё лицо, хотя излишеств здесь нет:

Если я правильно понимаю, это задел под выход на другую сторону путей (в сторону ТТК):

Сама платформа тоже отличается от привычных нам изделий РЖД:

Для сравнения, Новохохловская-МЦК с типовым грибком от РЖД:

В целом, выглядит приятно и современно:

Крыша доходит до самого края, так что людей не должно сильно заливать:

минусы
Я не отношу себя к перфекционистам, но эта кнопка пожарной сигнализации меня очень огорчила:

Хочется верить, что когда-нибудь вместо стандартных дверей будут ставить автоматические, а на лето оставлять их в открытом режиме:

Противопожарные двери было бы круто делать со стеклом: это поможет сохранить нос в целостности от неожиданного открытия двери и решит вопрос социальной безопасности:

Но это цветочки! Тут везде поставили бетонные лавки!

Даже на улице!

Очень антивандальные и очень античеловеческие лавки. Забота о людях раскрывается в деталях, поэтому в РЖД не смогли не напакостить своим пассажирам в последний момент. Хочется заставить ответственного за это решение человека посидеть зимой на его лавках хотя бы 15 минут.

Также при появлении нормального дизайна всплыла проблема убогих типовых урн. Ну не сочетаются такие стили друг с другом – в итоге глаз цепляется не за красивую платформу, а за уродские урны. Хотя бы в чёрный покрасили, а не золотой!

Итого

Прогресс в отдельных направлениях заметен и это радует. Но свежий дизайн и лифты с эскалаторами меркнут на фоне изначального упрощения и экономии – пересадка сложная и длинная.Самое печальное, что это типичная проблема московского и российского подхода к транспорту.

картинка Даниила Баева

Поделиться записью:

добавить меня в друзья
А ещё можно подписаться в…

Посты по теме:
Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо

Что такое ТПУ? Это лестница с переходом!
gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий