Поиск

Полезная «Соя»


Попались мне в интернете два рисунка, с очередной меха-мусюме — тянкой. На японской картинке можно рассмотреть название корабля «Волочаевец».

Однако в в СССР такого корабля никогда не существовало! Порывшись в интернете, кое-какую информацию всё же удалось нарыть. Итак…

Строилось для СССР, одно из трех ледостойких судов, с первоначальным названием «Волочаевец» с 1936 года. Отношения с Японией перед войной испортились и кораблики нам не достались. Завершено строительство в качестве гражданского ледокольного грузового судна в 1938 году под новым именем «Тирё-мару».


Спуск на воду, 1938 год.

В 1939 году он был реквизирован японским Императорским флотом, а в 1940 году получил свое нынешнее имя «Соя», в честь одной из северной префектур Хоккайдо. (Не путать с крейсером 2-го класса «Соя» aka поднятый «героический» крейсер Варяг»).

Во время Второй Мировой войны «Соя» имела весьма насыщенную событиями карьеру, в частности в январе 1943 года она была торпедирована американской субмариной USS Greenling (Терпуг), а в феврале 1944 года подверглась нападению американских самолетов TF58 в лагуне Трук. Операция, напомнившая по своему сценарию Перл-Харбор, закончилась полным разгромом японцев и вошла в историю под названием «Хилсон». После этой атаки, «Соя» некоторое время не использовалась.


«Соя» в 1944 году.

После войны корабль был передан японской морской пограничной службе. В 1956 году корабль подвергся капитальному ремонту, в ходе которого его подготовили к антарктическим плаваньям. Помимо всего прочего на Сое установили новый дизельный двигатель, а также площадку для взлета самолета. С середины 1956 года «Соя» совершал регулярные рейсы в Антарктиду для снабжения японских полярников.


«Соя», 50-е.

С 1956 по 1962 «Соя» шесть раз ходила в Антарктику, приняв самое активное участие в организации японской антарктической станции «Showa» на Земле королевы Мод.

С одним из походов связанна легендарная, для Японии, история. В навигацию 1957/58 годов ледокол подошёл к берегам Южного полюса со вторым составом экспедиции, но приблизиться к полярной станции ему не удавалось, так как лёд был слишком толстым. Было принято решение дрейфовать в ожидании подходящей погоды, а тем временем, перевезти на самолёте на ледокол первый состав экспедиции и собак.

За несколько перелётов были перевезены люди, щенки и важнейшие материалы. Но из-за ухудшения погоды самолёт не смог сделать больше ни одного вылета, и 15 собак, запряжённых в упряжку, остались на базе. Шторм усиливался, и было принято тяжёлое решение оставить собак, проработавших бок о бок с полярниками целый год, и возвращаться домой, в Японию.


Собаки на взлетной площадке «Сои»

На родине на участников экспедиции обрушилась лавина обвинений и критики, ведь было понятно, что никакого шанса выжить у собак не оставалось. По всей стране начался сбор денег на сооружение памятника, который был установлен в 1958 году в парке Сиба.

14 января 1959 года один из членов экспедиции вернулся, чтобы похоронить тела. 13 собак были найдены мертвыми: Goro, Besu, Moku, Aka, Kuro – так и не сорвались с привязи; тела Bochi, Kuma, Riki, Anko, Shiro, Jakku, Deri, Kuma (еще одна) потеряны в море; 2 – найдены живыми: Taro и Jiro-Jiro.
Неясно, как собаки смогли выжить, так как, по мнению экспертов, средний хаски может прожить в таких условиях не более месяца; еда же, оставленная на базе, оказалась почти нетронутой. В Японии эту новость встретили с ликованием.


Таро и Дзиро с членами спасательной экспедиции

В 1960 году в городе Вакканай (остров Хоккайдо) на территории питомника, где воспитывались эти собаки, был воздвигнут памятник-скульптура ездовой собаки в упряжке.


Памятник всем 18 хаски в Токио.

Также, на основе этого сюжета создан японский блокбастер «Антарктика» («Nankyoku Monogatari»).

Дзиро остался на станции, где скончался в 1960, а Таро забрали в Японию, и он еще двенадцать лет прожил на пансионе в Университете Хоккайдо в городе Саппоро.


«Соя» в 70-х.

После антарктических экспедиций корабль стал спасательным ледоколом при японском Морском агентстве по безопасности и базировалась на Хоккайдо.

В 1978 году этот корабль был выведен из эксплуатации, а в 1979 году стал частью экспозиции музея морской науки в Токио, построенным на искусственном острове Одайба.

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий